г. Санкт-Петербург |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А56-124593/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Протас Н.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Фолленвейдером Р.А.
при участии:
от заявителя: Абрамова Д.И. по доверенности от 20.07.2022
от заинтересованного лица: Маслов И.И. по доверенности от 09.01.2024
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11244/2024) УФАС по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2024 по делу N А56-124593/2023, принятое
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, адрес: 197227, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (ОГРН: 1089847323026, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3; далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) N 047/04/9.21-3419/2023 от 05.12.2023, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 14.03.2024 суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление УФАС по Ленинградской области от 05.12.2023 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-3419/2023.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что в соответствии с пунктом 62 Правил N 861 Обществом не позднее 18.05.2023 должны были быть направлены документы Заявителю о переоформлении АТП либо мотивированный отказ с указанием предоставления необходимых документов; осмотр ЭПУ лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов с целью определения фактической схемы присоединения ЭПУ к электрическим сетям проводится в соответствии с пунктом 72 Правил N 861 в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, то есть не позднее 22.05.2023. При этом, письмо в адрес Заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов направлено Сетевой организацией только 24.05.2023. По мнению Управления изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества события и состава вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 05.05.2023 в Сетевую организацию от ООО "Ливадия" (Заявитель) поступило заявление N 23 024633 на переоформление документов о технологическом присоединении в отношении энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) объектов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Тосненский муниципальный район, Федоровское сельское поселение, дер. Аннолово, Промзона "ИндустриПарк "Федоровское", 1-й Индустриальный проезд, участок N 10, кад. номер земельного участка 47:26:0108001:307 (далее - Объекты), максимальной мощности 500 кВт по 2 к.н., в связи со сменой собственника ЭПУ.
К заявлению приложены следующие документы:
1. Выписка из ЕГРЮЛ в отношении Заявителя.
2. Выписка из ЕГРН в отношении земельного участка, на котором расположены Объекты.
3. Акт об осуществлении технологического присоединения (далее - АТП) от 11.07.2014 N 13323, оформленный между Сетевой организацией и ООО "ТранКо".
4. Доверенность представителя Заявителя.
С мая по октябрь 2023 года между Сетевой организацией и Заявителем осуществлялось взаимодействие относительно необходимости представления документов в отношении объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется технологическое присоединение ЭПУ Объектов, так как они поименованы в АТП от 11.07.2014 N 13323 и требуется корректное отражение сведений об их балансовой принадлежности.
09.10.2023 в связи с разночтениями в документах, представленных Заявителем, и судебными спорами по делам N А56-127329/2018, А56-4439/2021, проведен осмотр Объектов Заявителя, оформлен акт осмотра N ТСК-09/X. По итогам проведенного осмотра установлено, что технологическое присоединение ЭПУ Объектов Заявителя фактически отсутствует.
В октябре 2023 года осуществлялось взаимодействие с Заявителем по поводу необходимости восстановления фактической схемы технологического присоединения с целью переоформления АТП.
01.11.2023 между Заявителем и Сетевой организацией подписан переоформленный АТП.
С учетом изложенных обстоятельств, Управление пришло к выводу о наличии в действиях Общества признаков нарушения пунктов 69, 72 (пп. "а") Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила ТП, Правила, Правила присоединения).
Установив в действиях Сетевой организации признаки нарушения пунктов 69, 72 Правил присоединения, Управление 21.11.2023 составило в отношении Общества протокол по делу N 047/04/9.21-3419/2023 об административном правонарушении.
05.12.2023 Управлением вынесено постановление по делу N 047/04/9.21-3419/2023 об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначен штраф в размере 300 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, договор является публичным.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 59 Правил ТП заявитель в рамках договора, собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов в следующих случаях:
а) восстановление утраченных документов о технологическом присоединении;
б) переоформление документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности ЭПУ;
в) переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных ЭПУ;
г) наступление иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 72 Правил ТП при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 Правил ТП, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий) в случае если технические условия в соответствии с Правилами ТП не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Согласно подпункту "в", "г" и "е" пункта 62 Правил ТП к заявлению о переоформлении документов прилагаются, помимо прочего, копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии); копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии); е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 62 Правил ТП.
Как следует из материалов дела, 05.05.2023 в Сетевую организацию от ООО "Ливадия" поступило заявление N 23 024633 на переоформление документов о технологическом присоединении в отношении ЭПУ Объектов в связи со сменой собственника ЭПУ.
В обоснование своей позиции по делу Управление указывает на то, что в соответствии с пунктом 62 Правил N 861 Обществом не позднее 18.05.2023 должны были быть направлены документы Заявителю о переоформлении АТП либо мотивированный отказ с указанием предоставления необходимых документов; осмотр ЭПУ лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов с целью определения фактической схемы присоединения ЭПУ к электрическим сетям проводится в соответствии с пунктом 72 Правил N 861 в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов, то есть не позднее 22.05.2023. При этом, письмо в адрес Заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов направлено Сетевой организацией только 24.05.2023.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, ООО "Ливадия" подано заявление о переоформлении АТП в связи со сменой собственника ЭПУ, а не в связи с необходимостью восстановления утраченных документов о технологическом присоединении, следовательно, к правоотношениям Сетевой организации и ООО "Ливадия" подпункт "а" пункта 72 Правил N 861, не подлежал применению.
На основании пункта 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 настоящих Правил.
Вместе с тем, Сетевой организацией установлено и зафиксировано в Акте осмотра N ТСК-09/X, что технологическое присоединение ЭПУ Объектов заявителя фактически отсутствовало. Аналогичные обстоятельства установлены в рамках рассмотрения дел N А56-127329/2018, А56-4439/2021 в ходе которых суды пришли к выводам, что схема присоединения, зафиксированная в АТП от 11.07.2014 N 13323, нарушена (фактически отсутствует).
Пунктом 60 названных Правил установлено, что в заявлении о переоформлении документов указываются следующие сведения:
а) реквизиты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов;
б) наименование и место нахождения энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов;
в) место нахождения лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов.
В соответствии с пунктом 75 Правил условия технологического присоединения, в том числе величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, в новых технических условиях и акте об осуществлении технологического присоединения должны быть идентичны условиям, указанным в ранее выданных документах о технологическом присоединении.
Поскольку необходимым условием переоформления ранее выданных документов о присоединении является соблюдение идентичности схемы присоединения, следовательно, схема присоединения, указанная в АТП от 11.07.2014 N 13323, должна сохраниться (существовать) на момент выдачи вновь оформляемого акта.
Таким образом, в отсутствие фактического технологического присоединения у Общества отсутствовала возможность выдачи переоформленного АТП.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается с доводами Управления о том, что в соответствии с пунктом 62 Правил N 861 Обществом не позднее 18.05.2023 должны были быть направлены документы Заявителю о переоформлении АТП либо мотивированный отказ с указанием предоставления необходимых документов. Как следует из материалов дела, письмо в адрес Заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов направлено Сетевой организацией только 24.05.2023, то есть с нарушением установленного Правилами N 861 срока.
Факт нарушения Обществом указанного срока и, соответственно, требований пункта 69 Правил N 861 подтвержден материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Установленные Правилами N 861 сроки носят императивный характер и позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги в строго установленные сроки.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех необходимых и своевременных мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о нарушении Обществом требований Правил N 861 и наличии в действиях ПАО "Россети Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом, административный орган и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений.
Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае нарушение Обществом требований Правил N 861 не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, доказательств наступления негативных последствий для заявителя Управлением в материалы дела не представлено.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что у Общества отсутствовала фактическая возможность выдать переоформленный АТП в установленные сроки с учетом наличия споров по вопросу фактической схемы технологического присоединения ЭПУ Объектов, 01.11.2023 между Заявителем и Обществом подписан переоформленный АТП.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, допущенное Обществом нарушение не создало реальной существенной угрозы охраняемым законом государственным и общественным отношениям, а также не привело к существенному нарушению прав Заявителя и может быть признано малозначительным.
По мнению суда апелляционной инстанции, в данном случае рассмотрением дела об административном правонарушении и установлением вины лица, совершившего правонарушение, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 3.1 КоАП РФ. В рассматриваемом случае назначение наказания в виде административного штрафа (даже в минимальном размере) будет носить неоправданно карательный характер.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении АПК РФ при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 АПК РФ. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
С учетом изложенного, поскольку ошибочные выводы суда первой инстанции о недоказанности события вменяемого административного правонарушения не повлекли принятия неверного решения по делу, то они не могут служить основанием для его отмены.
Вместе с тем мотивировочную часть обжалуемого судебного акта следует оценивать с учетом мотивировочной части настоящего постановления и выводов апелляционного суда, в ней содержащихся.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 марта 2024 года по делу N А56-124593/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-124593/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области