г. Москва |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А41-87005/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дарбишухумаевым М.З.
при участии в заседании:
от заявителя акционерного общества "Международный аэропорт Оренбург" (ИНН: 5638077571; ОГРН: 1205600013211) - Якупов Р.С., представитель по доверенности от 08 августа 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании (онлайн),
от заинтересованных лиц:
от Шереметьевской таможни - Чикишева Е.А., представитель по доверенности от 06 февраля 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Федеральной таможенной службы России - Емшанова О.В., представитель по доверенности от 05 декабря 2023 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт Оренбург" на решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2024 года по делу N А41-87005/23 по заявлению акционерного общества "Международный аэропорт Оренбург" к Шереметьевской таможне, Федеральной таможенной службе об оспаривании и об обязании, третьи лица: Сибирское таможенное управление, Брянская таможня,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Международный аэропорт Оренбург" (далее - АО "Международный аэропорт Оренбург", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне, Федеральной таможенной службе (далее - таможенный орган, заинтересованные лица), в котором просило:
1. Признать незаконными и отменить решение Шереметьевской таможни N 22-11/030 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа от 27 апреля 2023 года, решение Федеральной таможенной службы об отказе в рассмотрении жалобы от 17 мая 2023 года N MAO-02/2100 по существу (письмо N 15-69/29596 от 29.05.2023).
2. Обязать должностных лиц Шереметьевской таможни зарегистрировать ранее поданную декларацию на товары в отношении сервоуправления переднего колеса, 3 штуки, код ЕТНВЭД 8412212009, с целью завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории до истечения заявленного срока таможенной процедурой экспорта без перемещения через таможенную границу РФ.
3. Предоставить АО "Аэропорт Оренбург" отсрочку в завершении таможенной процедуры переработки вне таможенной территории по ДТ N 10005030/030321/0085124 в отношении сервоуправления переднего колеса, 3 штуки, код ЕТНВЭД 8412212009, до момента рассмотрения настоящего заявления, по существу.
4. Предоставить возможность участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Сибирское таможенное управление, Брянская таможня.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 15-18 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Международный аэропорт Оренбург" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 19 марта 2023 года АО "Аэропорт Оренбург" подана в Шереметьевскую таможню декларация на товары в отношении сервоуправления переднего колеса, 3 штуки, код ЕТНВЭД 8412212009, с целью завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории до истечения заявленного срока таможенной процедурой экспорта без перемещения через таможенную границу РФ.
19 марта 2023 года получен отказ таможенного органа в регистрации ДТ в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза со следующим обоснованием - у таможенного органа отсутствует компетенция по совершению таможенных операций в отношении декларируемых товаров, находящихся вне зоны деятельности Авиационного поста (ЦЭД) (приказ Минфина России от 31.03.2021 N 51н).
Считая данный отказ таможенного органа незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя на своевременное оказание государственной услуги по таможенному контролю, АО "Аэропорт Оренбург" подана жалоба на действия должностного лица таможенного органа (исх. N МАО-02/1233 от 21.03.2023).
11.05.2023 АО "Аэропорт Оренбург" получено решение N 22-11/030 по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа от 27.04.2023, которым в удовлетворении жалобы отказано.
АО "Аэропорт Оренбург" подана жалоба на указанное решение таможенного органа (исх. N МАО-02/2100 от 17.05.2023).
22.06.2023 АО "Аэропорт Оренбург" получено письмо Федеральной таможенной службы N 15-69/29596 от 29.05.2023, в соответствии с которым обществу отказано в рассмотрении жалобы по существу.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 1 статьи 109 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
Таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае выявления при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов (подпункт 9 пункта 1 статьи 125 Кодекса).
Отказ в выпуске товаров оформляется с использованием информационной системы таможенного органа путем формирования электронного документа либо путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации на бумажном носителе или на заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданном на бумажном носителе (пункт 3 статьи 125 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации таможенному органу, неправомочному регистрировать таможенные декларации, является основанием для отказа в регистрации таможенной декларации.
По правилам пункта 1 статьи 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.
По правилам подпункта 1 пунктов 2 статьи 351 ТК ЕАЭС таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют функции по совершению таможенных операций и проведении таможенного контроля.
По правилам статьи 98 Закона N 289-ФЗ таможенная декларация может быть подана декларантом в таможенный орган, правомочный регистрировать таможенные декларации, и это право не ограничено ни местом нахождения декларанта, ни местом пересечения таможенной границы.
В силу пункта 7 Приказ Минфина России от 14.01.2020 N 7н "Об утверждении порядка выдачи разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, отзыва, аннулирования, восстановления разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, формы заявления на переработку товаров вне таможенной территории и порядка его заполнения, формы разрешения на переработку товаров вне таможенной территории и порядка ее заполнения, формы заявления о внесении изменений в разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, формы отказа таможенного органа во внесении изменений в разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, формы разрешения на замену продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами" если в качестве заявления на переработку используется декларация на товары, помещаемые под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, в графе 44 формы декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии, под кодом 10023 "Иные сведения, заявляемые (указываемые) в таможенных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании" указывается таможенный орган, в регионе деятельности которого будет производиться таможенное декларирование продуктов переработки, отходов и остатков.
Из материалов дела следует, что в 44 графе ДТ N 10005030/030321/0085124 Заявитель указал код 10005030, то есть таможенный орган, в котором он планировал закрыть заявленную таможенную процедуру.
С целью завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории Заявителем на Авиационный таможенный пост (ЦЭД) Шереметьевской таможни подана декларация на товары с заявленной таможенной процедурой - экспорт.
При этом в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 приказа Минфина России от 31.03.2021 N 51н "О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций" за исключением случаев, указанных в пункте 4 указанного приказа, полномочиями регистрировать таможенные декларации, поданные в форме электронного документа, в отношении товаров, планируемых к вывозу с таможенной территории ЕАЭС воздушным транспортом и расположенных в регионе деятельности Внуковской. Домодедовской и Шереметьевской таможен, обладает Авиационный таможенный пост (центр электронного декларирования) Шереметьевской таможни.
Товары, задекларированные по ДТ N 10005030/030321/0085124 убыли с территории ЕАЭС воздушным транспортом через таможенный пост Аэропорт Домодедово (грузовой).
Следовательно, у Авиационного таможенного поста (ЦЭД) Шереметьевской таможни отсутствовали полномочия по регистрации указанной ДТ, поскольку товары не предполагались к убытию и не располагались в регионе деятельности таможен Московского авиаузла.
Частью 1, частью 2 и 3 статьи 178 ТК ЕАЭС предусмотрено, что срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории устанавливается на основании срока переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС, определенного в документе об условиях переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС. Установленный срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории продлевается по заявлению лица при продлении срока переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС. Законодательством государств-членов может быть предусмотрено, что при продлении срока переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС установленный срок действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории может быть продлен не позднее 10 рабочих дней после его истечения. При продлении срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, установленного таможенным органом, после его истечения действие такой таможенной процедуры возобновляется со дня прекращения действия этой таможенной процедуры.
Согласно части 3 статьи 136 Закона N 289-ФЗ срок переработки товаров может быть продлен в пределах срока, установленного частью 2 настоящей статьи, по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, поданного таким лицом в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за соблюдением условий помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и условий использования товаров в соответствии с такой таможенной процедурой, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, получившего разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, не позднее десяти рабочих дней до истечения срока переработки товаров, указанного в разрешении на переработку товаров вне таможенной территории.
В соответствии с частью 5 статьи 136 Закона N 289-ФЗ таможенный орган вправе отказать в продлении срока переработки товаров вне таможенной территории в случае, если лицо, получившее разрешение на переработку товаров вне таможенной территории, не соблюдает условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и условия их использования в соответствии с такой таможенной процедурой, установленные главой 25 ТК ЕАЭС, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также если заявление о продлении срока переработки товаров вне таможенной территории подано после истечения срока переработки товаров.
Пунктом 2 статьи 176 ТК ЕАЭС установлено, что товары, помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и фактически вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, утрачивают статус товаров ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 184 ТК ЕАЭС по истечении установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры прекращается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 184 ТК ЕАЭС до истечения установленного срока действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории действие этой таможенной процедуры может быть завершено:
1) помещением товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, под таможенную процедуру экспорта, за исключением товаров, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, или таможенную процедуру реимпорта;
2) помещением товаров, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 176 настоящего Кодекса, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, под таможенную процедуру реэкспорта;
3) помещением продуктов переработки под таможенную процедуру экспорта в случаях, на условиях и в порядке, которые определяются Комиссией.
Согласно пункту 3 статьи 184 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры переработки вне таможенной территории до истечения установленного срока ее действия может быть завершено помещением товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, под процедуру экспорта, за исключением случаев, определенных пунктом 2 пункта 2 статьи 184 ТК ЕАЭС.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру.
До принятия решения таможенным органом о выпуске/отказе в выпуске товаров таможней проводится таможенный контроль в целях проверки соблюдения условий помещения товаров под заявленную процедуру.
В рассматриваемом случае таможенный контроль товаров Шереметьевской таможней не проводился, так как декларация на товары, поданная обществом, не прошла регистрацию. Регистрация ДТ не влечет за собой обязанность таможенного органа в выпуске товаров по заявленной процедуре.
Таким образом, суд первой инстанции первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требование о предоставлении обществу отсрочки в завершении таможенной процедуры переработки не может быть удовлетворено.
Доводы общества об отказе в регистрации декларации на товары Приволжским таможенным постом не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку доказательств отказа в регистрации декларации заявителем в суд первой инстанции представлено не было.
В соответствии с ч. 2 ст. 268 АПК РФ, дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Приложенные к апелляционной жалобе копии деклараций в Таможенный пост Приволжский с отказом, не были предметом исследования суда первой инстанции.
Представляя указанный документ в суд апелляционной инстанции, заявитель в нарушение ч. 2 ст. 268 АПК РФ не привел уважительных причин невозможности их представления в суд первой инстанции.
При указанных обстоятельствах данные документы не принимаются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2024 года по делу N А41-87005/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87005/2023
Истец: АО "Аэропорт Оренбург", БРЯНСКАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: Шереметьевская таможня ФТС РФ
Третье лицо: Федеральная Таможенная служба, Сибирское таможенное управление, Шереметьевская таможня ФТС РФ