г. Москва |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А40-215880/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.В. Валюшкиной,
судей Т.В. Захаровой, Ю.Н. Кухаренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солодовниковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО " РЖД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2024 по делу N А40-215880/23,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Пивоваренная компания "Балтика" (ИНН: 7802849641) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727) о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей
истца: Абрамова Л.Г. по доверенности от 29.11.2023;
ответчика: Орлов В.Е. по доверенности от 01.02.2024,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Пивоваренная компания "Балтика" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании пени в сумме 2 350 053,48 руб.
Решением арбитражного суда от 12.02.2024 исковое заявление удовлетворено в части взыскания с ответчика пени в размере 2 082 078, 99 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель заявителя (ответчика по делу) поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, представил в материалы дела отзыв.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Пивоваренная компания "Балтика" существуют отношения по оказанию услуг по перевозке грузов на основании договора N ЭЦП-ДЦФТО(И)-21 от 01.02.2011 об электронном обмене документами, подписанными электронной цифровой подписью.
Истец передал ОАО "РЖД" к доставке 56 вагонов электронным транспортным железнодорожным накладным. В каждой из указанных ЖДТН на листе 1 определен предельный срок доставки груза. Ответчиком нарушены нормативные сроки доставки грузов, что подтверждается соответствующими отметками в разделе "Календарные штемпеля" ЖДТН.
Согласно ст. 97 Устава железнодорожного транспорта, за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
На основании п. 2 Правил N 245, исчисление сроков доставки груза начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной в графе "Календарные штемпеля". Дата исчисления срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
При этом, согласно п. 2.6. Правил N 245, неполные сутки при исчислении сроков доставки принимаются за полные.
По расчету истца, пеня за допущенные ответчиком нарушения составила 2350
053,48 руб.
Ответчик оставил претензии без удовлетворения, направив истцу через личный кабинет клиента в системе ЭТРАН отказы от уплаты пени исх. N 769 от 08.11.2022, N 769 от 08.11.2022, N 349 от 10.11.2022, что послужило поводом для обращения истцом в суд.
Удовлетворяя требования в части, суд исходил из того, что обоснованный размер пени составляет 2 313 421,10 руб. С учетом применения положений ст. 333 ГК РФ судом присуждена неустойка в сумме 2 082 078, 99 руб.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд первой инстанции не рассмотрел довод о необходимости применения в данном споре п. 6.4 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 по накладным в отношении вагонов, которые были задержаны на промежуточных станциях по причине ввода режима чрезвычайной ситуации, а именно: по накладным N N ЭЦ921294, ЭЧ522929, ЭЧ960457, ЭЧ330874 по ст. Тында и Хабаровск2; по накладным N N ЭЧ333468, ЭЧ333803 по ст. Сковородино ЗБК ЖД; по накладным N N ЭЧ691242, ЭЧ691410 по ст. Белогорск2 на общую сумму 267 084,20 руб.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 6.4 Правил N 245, сроки доставки грузов увеличиваются на срок задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 Устава.
Согласно пункту 7 Правил N 245, о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных пунктом 6 Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в двух экземплярах. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости. В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка о задержании груза на станции с указанием причин задержки и срока, на который увеличивается срок доставки. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
В подтверждение наличия обстоятельств непреодолимой силы ответчик представил акты общей формы, из содержания которых усматривается, что причиной задержки явилось действие непреодолимой силы.
В статье 97 Устава предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Устава обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств. В силу указанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки грузов является вина перевозчика. Перевозчик может быть освобожден от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка произошла по не зависящим от него обстоятельствам.
В соответствии со статьей 29 Устава, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
Перевозчики в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, уведомляют грузоотправителей (отправителей) и заинтересованных грузополучателей (получателей) о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов, грузобагажа. перевозок порожних грузовых вагонов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
Приказом Министерства транспорта от 25.07.2012 N 264 утвержден Административный регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, с немедленным извещением об этом в установленном порядке Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 11, 13 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдором), а результатом ее предоставления является издание Росжелдором приказа о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у заявителя или при использовании инфраструктуры обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, либо подписание руководителем Росжелдора или лицом, исполняющим его обязанности, мотивированного отказа в таком прекращении.
В соответствии с пунктом 57 Административного регламента, в случае издания такого приказа, подписанные руководителем Росжелдора или лицом, исполняющим его обязанности, письма с уведомлением об изданном приказе незамедлительно направляются в Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, соответствующим перевозчикам и владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Изданные приказы Росжелдора о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, также размещаются на официальном сайте Росжелдора, на сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по электронному адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.gosuslugi.ru (пункт 4 Административного регламента). Вместе с тем, исполнение порядка, предусмотренного статьей 29 Устава, ответчиком не подтверждено: в материалы дела не представлены доказательства уведомления руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о задержке перевозки спорных вагонов, уведомления перевозчика об установлении срока задержки, уведомления перевозчиком грузополучателя и грузоотправителя об ограничении перевозок.
Доказательства соблюдения порядка, предусмотренного Административным регламентом, в материалы дела также не представлены.
В соответствии с пунктами 8, 10 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Должник обязан принять все разумные меры для уменьшения ущерба, причиненного кредитору обстоятельством непреодолимой силы, в том числе уведомить кредитора о возникновении такого обстоятельства, а в случае неисполнения этой обязанности -возместить кредитору причиненные этим убытки ( пункт 3 статьи 307, пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших осуществлению перевозки, ответчик в материалы дела не представил, т.е. не подтвердил причинно-следственную связь между введением режима ЧС и невозможностью осуществления перевозок в согласованный срок.
Таким образом, основания для увеличения срока доставки грузов по спорным накладным в силу пункта 6.4 Правил N 245 отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2024 года по делу N А40-215880/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-215880/2023
Истец: ООО "ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ "БАЛТИКА"
Ответчик: ОАО " РЖД"