г. Киров |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А29-1145/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Коми представителя заявителя Кармановой А.В., действующей на основании доверенности от 28.02.2024; представителя ответчика Гельман А.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2024,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 по делу N А29-1145/2024
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" в лице филиала в Республике Коми (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951)
о признании незаконным и отмене определения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Северо-Запад" в лице филиала в Республике Коми (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - ответчик, УФАС) о признании незаконным и отмене определения N ПК/263/24 от 18.01.2024 по делу N 011/04/9.21-883/2023.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, УФАС обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление считает, что правомерно отказало в восстановлении срока для добровольной уплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы. Подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.04.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.04.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу опровергло доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Коми, представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 22.12.2023 УФАС вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 011/04/9.21-883/2023 NПК/7899/23 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного штрафа в размере 300 000 руб.
12.01.2024 Общество обратилось в УФАС с ходатайством о восстановлении срока для добровольной уплаты административного штрафа в размере половины назначенной по постановлению N ПК/7899/23 от 22.12.2023 суммы, в порядке, предусмотренном частью 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ.
12.01.2024 Обществом зачислен штраф на счет УФК по РК, добровольно уплаченный по постановлению по делу об административном правонарушении N 011/04/9.21-883/2023 в размере 150 000 руб. (в размере половины назначенного размера штрафа) в 20-дневный срок с даты получения постановления (л. д. 8).
УФАС определением от 18.01.2024 N ПК/263/24 отказало Обществу в восстановлении срока для добровольной уплаты административного штрафа в размере половины назначенной суммы.
Не согласившись с определением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о признании его незаконным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае 20-дневный срок со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа истек 11.01.2024.
Общество обратилось в УФАС с ходатайством о восстановлении срока для добровольной уплаты административного штрафа в размере половины назначенной по постановлению N ПК/7899/23 от 22.12.2023 суммы 12.01.2024.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции установил, что согласно производственному календарю на 2023 год при пятидневной рабочей неделе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации, а также производственным календарям Общества на 2023 и 2024 годы на период 20-дневного срока (в календарных днях) для добровольной уплаты штрафа выпало 12 выходных и нерабочих праздничных дней.
На оплату штрафа Общество располагало временем всего из 8 календарных дней, которые являлись рабочими днями.
При этом постановление получено Обществом 29.12.2023, а ответственным исполнителем Общества - 09.01.2024.
Получение постановления 27.12.2023 филиала Общества суд первой инстанции признал недостаточным для возбуждения Обществом процедуры исполнения постановления по делу об административном правонарушении, так как принятие решение об обжаловании и соблюдение сроков обжалования процессуального решения должностного лица в силу требований КоАП РФ относятся к компетенции исключительно юридического лица.
Заявителем в материалы дела было представлено Положение Общества об осуществлении платежей с использованием АИС УКО.
Согласно Положению для оплаты штрафа требуются реквизиты, которые отражены в постановлении.
Оплата штрафов осуществляется Единым казначейством ПАО "Россети".
В отсутствие реквизитов для оплаты штрафа ответственный исполнитель объективно не мог завести заявку на платеж для ее исполнения Единым казначейством ПАО "Россети".
Заявка на оплату штрафа заведена ответственным исполнителем в соответствии с пунктами 6.8.2, 6.8.3 Положения в тот же день с момента его получения.
К заявке приложено постановление N ПК/7899/23, в котором содержится информация о наименовании получателя платежа, реквизитах получателя, кода ДПН, суммы платежа, реквизитов документа-основания для оплаты штрафа.
До даты поступления постановления N ПК/7899/23 заведение заявки на оплату не представлялось возможным в отсутствие самого постановления и реквизитов для оплаты, поскольку такая заявка будет отклонена в силу пункта 6.8.7 Положения.
На основании таблицы 9 приложения к Положению срок процесса заведения и согласования заявки на оплату составляет не менее чем за семь рабочих дней, предшествующих дате оплаты, включая даты оплаты и формирования заявки. Отдельно установлены сроки согласования заявки - в течение двух рабочих дней с момента поступления на согласование, но не ранее пяти рабочих дней до даты оплаты.
Учтя вышеприведенные обстоятельства и положения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что единственным возможным днем оплаты штрафа (операции по оплате (транзакций) платежа) являлась дата позднее 11.01.2024. После получения постановления 29.12.2023 заявитель принял все возможные и зависящие от него меры по соблюдению срока добровольной уплаты штрафа: заведена заявка на осуществление платежа, согласована ответственными исполнителями в сроки, предусмотренные Положением.
На основании изложенного суд первой инстанции признал указанные обстоятельства свидетельствующими об объективности причин несвоевременного зачисления платежа в 20-дневный срок с момента, когда Общество не только узнало об улучшающих его положение изменениях в правовом регулировании механизма уплаты административного штрафа, но и реквизитах для его уплаты. При этом в двадцатидневный срок со дня вынесения постановления Общество выполнило действия, направленные на уплату штрафа, а в пределах трехдневного срока со дня получения постановления уплатило половину штрафа, что подтверждается платежным поручением N 897 от 12.01.2024, а также сообщило в УФАС о наличии уважительных причин пропуска срока с момента, когда узнало о привлечении к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для опровержения выводов суда первой инстанции, сделанных при исследовании всех обстоятельств дела и оценке всех представленных доказательств.
Довод УФАС о том, что на заседании присутствовала представитель Общества Карманова А.В., на котором была устно оглашена резолютивная часть постановления должностным лицом, подлежит отклонению, поскольку в том виде, в каком отражена в постановлении его резолютивная часть, представителю Кармановой А.В. по итогам заседания резолютивная часть не озвучивалась. Также на заседании представителем Кармановой А.В. не получена информация о реквизитах для оплаты штрафа, порядка применения статьи 32.2 КоАП РФ в том виде, в каком она изложена в постановлении. Копия из постановления в виде вводной и резолютивной части представителю по итогам заседания также не выдавалась.
Доводы УФАС о возможности самостоятельного использования Обществом платформы государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) не принимаются в связи с тем, что такой порядок оплаты с использованием ГИС ГМП не является обязательным и не используется в работе Общества.
Иные доводы ответчика также подлежат отклонению, так как не свидетельствуют о незаконности принятого судом первой инстанции решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов и обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФАС - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, в связи с чем государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2024 по делу N А29-1145/2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1145/2024
Истец: ПАО "Россети Северо-Запад"в лице филиала в Республике Коми
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд