г. Красноярск |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А33-20351/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Макарцева А.В.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент": Бочаровой М.Ю., представителя по доверенности от 20.01.2022;
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс": Нечепаевой А.С., представителя по доверенности от 28.06.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" февраля 2024 года по делу N А33-20351/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (далее - истец, ООО "КрасКом") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Красноярский цемент" (далее - ответчик, ООО "Красноярский цемент") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВЦСВ) за период с 01.09.2021 по 31.07.2022 в размере 376 801,10 рублей, а также задолженность за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (НССВ) за период с 01.09.2021 по 31.07.2022 в размере 1 507 204,20 рублей общая сумма 1 884 005,30 рублей пени за период с 11.10.2021 по 03.11.2023 в размере 1 051 704,30 рублей и за последующий период - с 04.11.2023 по день фактической оплаты задолженности, исходя из одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы задолженности за каждый день просрочки.
Определением от 18.07.2023 исковое заявление принято к производству суда.
Определением от 07.11.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены:
- индивидуальный предприниматель Медведев Виктор Геннадьевич;
- общество с ограниченной ответственностью "Алонда";
- индивидуальный предприниматель Ивлев Юрий Иванович;
- общество с ограниченной ответственностью "Промтранс";
- муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 78";
- муниципальное предприятие города Красноярска "Муниципальная управляющая компания "Правобережная".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец ссылается на недопустимость протокола испытания от 03.09.2021 N 493с в качестве доказательства по делу, также в апелляционной жалобе истец не соглашается с выводом суда первой инстанции о документальном подтверждении ответчиком соответствия нормативным показателям состава и свойств сточных вод.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось.
В суд апелляционной инстанции от ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 11.03.2024, подписанный судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании председательствующим объявлено, что в материалы дела от ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии письма от 23.08.2021 N 06-864, на котором проставлен штамп ООО "КрасКом", свидетельствующий о получении истцом указанного письма.
Представитель истца не возражал относительно заявленного ходатайства.
Суд, совещаясь на месте, руководствуясь статьей 159, частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил удовлетворить ходатайство и приобщить данный документ к материалам дела.
Суд заслушал объяснения лиц, участвующих в деле.
Представитель истца поддержал изложенные доводы апелляционной жалобы, просил судебный акт суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал ранее изложенные возражения по доводам апелляционной жалобы, просил судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ООО "КрасКом" и ООО "Красноярский цемент" заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 28.12.2005 N 23/1055.
Согласно п. 1.1 договора, ООО "КрасКом" обязалось отпускать ООО "Красноярский цемент" (абонент) питьевую воду через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения и принимать сточные воды от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. ООО "Красноярский цемент" по данному договору обязуется оплатить холодную (питьевую) воду, далее холодную воду и водоотведение в объеме, определенном настоящим договором, в сроки, порядке и размере согласно условиям настоящего договора, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Как следует из искового заявления, истцом в отношении ООО "Красноярский цемент" ежемесячно производится начисление платы за НССВ, начисление платы за НВЦСВ, с учетом императивной нормы закона, установленной п. 123 (4) и п. 203 Правил N 644, поскольку у ООО "Красноярский цемент" по адресу: г. Красноярск, ул. Краснопресненская, 1, отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, кроме того, объект используется в целях осуществления деятельности по производству изделий из бетона, цемента и гипса.
В связи с чем за период с 01.09.2021 по 31.07.2022 года ООО "КрасКом" начислена плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (НССВ) в размере 1 507 204,20 рублей.
Кроме того, за период с 01.09.2021 по 31.07.2022 ООО "КрасКом" начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВЦСВ) в размере 376 801,10 рублей.
Общая сумма задолженности ООО "Красноярский цемент" перед ООО "КрасКом" составляет 1 884 005,30 рублей.
16.05.2023 в адрес ответчика направлена претензия о погашении задолженности по указанным выше расчетам, получена ответчиком 25.05.2023, оставлена без удовлетворения.
В связи с несвоевременной оплатой долга истцом начислены пени в уточненном размере 1 051 704,30 рублей за период с 11.10.2021 по 03.11.2023.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728).
В силу пункта 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ к отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Так, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (часть 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункта 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ), содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ОВКХ) оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право ОВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в ЦСВ, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в ЦСВ, предусмотренным приложением N 3 к Правилам N 644 (пункт 114 Правил 3 644).
В соответствии с пунктом 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов).
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов ОВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
Пункт 123(4) Правил N 644 в редакции, действующей с 22.05.2020, предусматривает для объектов абонентов, с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (рублей/куб. м);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Согласно пункту 194 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
В соответствии с пунктом 195 Правил N 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Из содержания пунктов 125, 128 Правил N 644 следует, что декларация содержит фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в ЦСВ и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года.
Таким образом, взимание платы в порядке, предусмотренном пунктом 123(4) Правил N 644, являет собой упрощенный порядок возмещения вреда, причиняемого ЦСВ, при котором плата за негативное воздействие на ее работу может быть рассчитана без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, определения законодателем презумпции превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:
Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1, где:
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (рублей/куб. м);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Пунктом 123(6) Правил N 644 (негативное воздействие) предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, размер данной платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод, отобранных в данном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (но при этом не может принимать отрицательные значения).
Аналогичное правило предусмотрено пунктом 204 Правил N 644 (сброс загрязняющих веществ): в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, размер такой платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод, отобранных в определенном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (при этом не может принимать отрицательные значения).
Расчет платы за НВЦСВ и НССВ объектов ответчика произведен истцом на основании пунктов 123(4) и 203 Правил N 644.
С учетом уточнения исковых требований истец просит взыскать с ответчика задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (НВЦСВ) за период с 01.09.2021 по 31.07.2022 в размере 376 801,10 рублей, а также задолженность за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (НССВ) за период с 01.09.2021 по 31.07.2022 в размере 1 507 204,20 рублей общая сумма 1 884 005,30 рублей.
На оплату истцом выставлены ответчику счета, которые не оплачены ответчиком.
В обоснование возражений против исковых требований ответчиком в материалы дела представлены:
- договор N 025.У.17(Д) от 12.06.2017 на транспортировку сточных вод, в соответствии с которым ответчик оказывал истцу услуги транзита сточных вод иных абонентов через свои канализационные сети;
- протокол испытаний от 03.09.2021 N 493с-В и мнение испытательного центра ЦЛАТИ по Енисейскому региону (интерпретации результата испытаний) от 03.09.2021 N 136с, в соответствии с которыми по результатам испытаний пробы сточных вод по определяемым показателям установлено отсутствие превышения максимально допустимого значения показателя и (или) концентрации (по валовому содержанию в натуральной пробе сточных вод) объектов абонентов централизованной системы водоотведения;
- заключения кадастрового предприятия "Земпроект" от 06.05.2022 N 003, из которого следует, что указанные в протоколе отбора проб координаты колодца, из которого был произведен отбор проб - 55° 58' 45,0" с.ш. и 92° 55' 31,2" в.д., соответствуют резервному колодцу N КК-126, находящемуся на территории ООО "Красноярский цемент".
Суд первой инстанции по результатам оценки имеющихся в материалах дела документов и пояснений лиц, участвующих в деле, в их совокупности пришел к выводу, что ответчиком документально подтверждено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) ОВКХ с его объектов, соответствуют нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных в централизованную систему водоотведения, что исключает начисление платы за НВЦСВ.
Довод апеллянта о том, что протокол испытаний от 03.09.2021 N 493с-В является недопустимы доказательством, по причине того, что отбор проб для испытаний осуществлен в колодце, в который попадают сточные воды других абонентов, отклоняется судом в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что ответчик имеет статус абонента, являющегося транзитной организацией. К канализационным сетям ответчика подключены следующие абоненты:
- индивидуальный предприниматель Медведев Виктор Геннадьевич;
- общество с ограниченной ответственностью "Алонда";
- индивидуальный предприниматель Ивлев Юрий Иванович;
- общество с ограниченной ответственностью "Промтранс";
- муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 78";
- муниципальное предприятие города Красноярска "Муниципальная управляющая компания "Правобережная".
Указанные лица привлечены судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что МБОУ СШ N 25 и жилой дом по ул. Краснопресненская, 13 относятся к категории "население", соответственно, производят только хозяйственно-бытовые стоки. ИП Медведев В.Г., ООО "Промтранс", ИП Ивлев Ю.И. также производят только хозяйственно-бытовые стоки, так как осуществляемые данными абонентами виды деятельности не могут оказать негативного влияния на концентрацию загрязняющих веществ в общем стоке.
Единственный абонент, которому начисляется плата за НССВ - ООО "Алонда", видом деятельности которого является кондитерское производство. Однако негативного воздействия на общий сток данный абонент не оказывает, так как по результатам анализа проб сточных вод данного абонента, отбираемых до 2020 года (до внесения изменений в Правила N 644), такого воздействия не обнаруживалось.
Таким образом, ни один из абонентов, для которых ответчик является транзитной организацией, не оказывает негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, а также в составе сточных вод данных абонентов не обнаружено превышения нормативов загрязняющих веществ.
Согласно пункту 123(6) и 204 Правил N 644, пункту 11 Правил N 728 к такому абоненту должен применяться специальный порядок начисления платы за НВЦСВ и НССВ и специальный порядок отбора проб.
Правилами N 644 не предусмотрена возможность начисления платы за НВЦСВ и НССВ для абонента, являющегося транзитной организацией, без отбора проб его сточных вод и предоставления доказательств негативного воздействия. В том числе плата за НВЦСВ и НССВ не может быть начислена абоненту, являющемуся транзитной организацией, без отбора проб в условиях, когда у такого абонента отсутствует канализационный колодец, позволяющий отобрать пробы сточных вод без учета проб сточных вод иных абонентов.
Пунктом 11 Правил N 728 установлено, что в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых таким абонентом, при отборе проб сточных вод такого абонента в течение 72 часов, предшествующих отбору, осуществляется отбор проб сточных вод указанных иных абонентов для анализа по перечню показателей состава и свойств сточных вод, аналогичному перечню анализируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией. Отбор проб сточных вод абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, в обязательном порядке осуществляется от объектов абонентов, в отношении которых отсутствует декларация, за исключением следующих объектов абонентов:
- в отношении которых нормативы состава сточных вод не устанавливаются;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- при невозможности осуществления отбора проб сточных вод в соответствии с пунктами 15 и 16 настоящих Правил;
- при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения.
Согласно пункту 15 Правил N 728 визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод проводится в контрольных канализационных колодцах, а при их отсутствии - в иных канализационных колодцах, указанных в декларации, или в последних колодцах на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 728 в случае невозможности осуществления визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в канализационных колодцах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, в связи с неисполнением абонентом обязанностей, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 10 настоящих Правил, визуальный контроль и (или) отбор проб сточных вод осуществляются в любых иных доступных канализационных колодцах на канализационных сетях, по которым осуществляется транспортировка сточных вод абонента. В этом случае результаты визуального контроля и (или) анализов проб сточных вод, отобранных организацией, осуществляющей водоотведение, являются результатами контроля состава и свойств сточных вод абонента.
В нарушение данных норм отбор и анализ проб сточных вод ответчика и абонентов, для которых ответчик является транзитной организацией, истцом не производился.
Из материалов дела следует, что в спорный период времени, помимо договора на водоснабжение и водоотведение, между сторонами действовал договор от 12.06.2017 N 025.У.17(Д) на транспортировку сточных вод, в соответствии с которым ответчик оказывал истцу услуги транзита сточных вод иных абонентов через свои канализационные сети, а истец оплачивал ответчику данные услуги по тарифу, установленному регулирующим органом.
В силу пункта 1 Правил N 728 настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).
Исходя из пункта 1 Правил N 728 контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, может быть осуществлен не только организацией, осуществляющей водоотведение, но и транзитной организацией, которой являлся ответчик в спорный период времени.
Подпунктом "г" пункта 15 договора от 12.06.2017 N 025.У.17(Д) на транспортировку сточных вод предусмотрена обязанность транзитной организации не реже одного раза в квартал осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения НВЦСВ, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства результаты такого контроля.
Подпунктом "б" пункта 16 договора от 12.06.2017 N 025.У.17(Д) на транспортировку сточных вод предусмотрено право транзитной организации осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе у абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Установленный Правилами N 728 порядок отбора сточных вод не исключает возможности доказывания абонентом отсутствие превышения нормативов сброса загрязняющих веществ.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу", филиалом которого является ЦЛАТИ по Енисейскому региону, является аккредитованной лабораторией, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитированных лиц РОСС RU. 0001.51.511557.
При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения) в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (далее - требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения) (пункт 2 Правил N 728).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 728 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется путем:
а) обследования объектов абонента в целях проверки соблюдения требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, по тем веществам, материалам, отходам и (или) сточным водам, по которым проверка соблюдения требования о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и последующего анализа отобранных проб (далее - визуальный контроль);
б) отбора проб сточных вод;
в) анализа отобранных проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод. Для целей настоящих Правил под аккредитованной лабораторией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр аккредитованных лиц в соответствии с положениями Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и имеющие область аккредитации в сфере деятельности по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод, по которым осуществляется или должен быть осуществлен анализ, в том числе лаборатория организации, осуществляющей водоотведение, отвечающая указанным требованиям. В случаях, установленных пунктом 23 настоящих Правил, отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией (пункт 9 Правил N 728).
При учете положений вышеперечисленных норм суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что протокол испытаний от 03.09.2021 N 493с-В не может быть признан допустимым доказательством.
В силу закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа состязательности, задача лиц, участвующих в деле, - собрать и представить в суд в порядке части 1 статьи 65 названного Кодекса доказательства, подтверждающие их правовые позиции. В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в материалы дела не представлено доказательств оказания ответчиком негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, а также превышение нормативов загрязняющих веществ в составе сточных вод ответчика. В свою очередь ответчиком доказательства обратного представлены.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции истцом заявлен довод о том, что ответчик не уведомил ОВКХ о предстоящем отборе проб сточных вод.
По общему правилу отбор проб осуществляется в присутствии абонента, о чем организация, осуществляющая водоотведение его уведомляет предварительно (пункты 12, 13 Правил N 728). Данная процедура обеспечивает возможность реализации своих прав при отборе проб всем заинтересованным в результатах отбора лицам, в частности возможности фиксации процедуры отбора, фиксации нарушений и отражении их в акте отбора, что ограничивает возможность фальсификации проб и других действий, направленных на искажение объективных результатов последующих анализов проб.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции в материалы дела ответчиком представлено письмо от 23.08.2021 N 06-864, в котором ответчик уведомляет истца о планируемом отборе проб сточных вод, и просит истца направить представителя для участия в указанном отборе проб. Получение истцом представленного ответчиком письма подтверждается проставленным на письме штампом истца, в соответствии с которым письмо поступило истцу 23.08.2021, и ему присвоен входящий номер N Вх-18-115013/2021-0-0.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцу было известно о дате и времени отбора контрольных проб в канализационных колодцах, однако данным правом истец не воспользовался.
Установленный Правилами N 728 порядок отбора сточных вод не исключает возможности доказывания абонентом факта отсутствия превышения нормативов сброса загрязняющих веществ.
Из материалов дела следует, что ФГБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу", филиалом которого является ЦЛАТИ по Енисейскому региону, является аккредитованной лабораторией, уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц РОСС RU. 0001.51.511557.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается отсутствие со стороны ООО "Красноярский цемент" нарушений нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, решение законно и обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы получили надлежащую оценку в обжалуемом решении, с которой соглашается суд апелляционной инстанции. Доводы о том, что ответчик в спорный период был не только транзитной организацией, но и абонентом, что, по мнению истца, влечет удовлетворение иска, основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм, в связи с чем отклоняются апелляционным судом. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 06 февраля 2024 года по делу N А33-20351/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20351/2023
Истец: ООО " КРАСНОЯРСКИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: ООО "Красноярский цемент"
Третье лицо: ИП Ивлев Ю.И., ИП Медведев В.Г., МАОУ "Средняя школа N78", МП города Красноярска "МУК "Правобережная", ООО "Алонда", ООО "Промтранс"