г. Владимир |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А39-9103/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 24.05.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.02.2024 по делу N А39-9103/2023, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" о признании недействительным предписания Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия от 11.07.2023 N 241/П-703/2.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения от 07.07.2023 Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия (далее по тексту - Министерство) проведена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в обращении Похлебаева Д.А., о предоставлении публичным акционерным обществом "Т Плюс" (далее по тексту - Общество) коммунальной услуги по горячему водоснабжению не надлежащего качества.
По результатам проверки составлен акт от 11.07.2023 N 241/П-703/4360/1 и Обществу выдано предписание от 11.07.2023 N 241/П-703/2, которым на Общество возложена обязанность в срок до 11.08.2023 устранить выявленное нарушение обязательных требований.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 3".
Решением от 29.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что в нарушение части 5 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) решение о проведении в отношении Общества внеплановой выездной проверки не было согласовано с органами прокуратуры. Полагает, что материалы, полученные в результате проведения внеплановой выездной проверки, не могут быть использованы в качестве допустимых доказательств, поскольку отсутствует согласование с органами прокуратуры.
Министерство и общество с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 3" отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Министерство 14.06.2023 поступило обращение Похлебаева Д.А., о предоставлении Обществом коммунальной услуги по горячему водоснабжению не надлежащего качества.
Общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляет горячее водоснабжение многоквартирного дома по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Веселовского, д. 80.
Многоквартирный дом находится под управлением общества с ограниченной ответственностью "ЖЭК N 3" (управляющая организация).
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме 07.06.2019 принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме прямых договоров горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией с 01.07.2019 (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 07.06.2019).
В целях проверки доводов, содержащихся в обращении, Министерством на основании пункта 1 части 1 статьи 57 Закона N 248 принято решение от 07.07.2023 N241 о проведении в отношении Общества проверки.
Довод Общества, что проведение внеплановой проверки не согласовано с органами прокуратуры, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 установлены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2022-2024 годах.
Настоящим постановлением предусмотрено проведение в 2022-2024 годах без согласования с органами прокуратуры внеплановых проверок в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав (абзац девятый подпункта "б" пункта 3).
В настоящем случае основанием для проведения внеплановой проверки послужило поступление жалобы гражданина на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, следовательно, исходя из указанных нормативных положений, внеплановая проверка правомерно проведена без согласования с органами прокуратуры.
Из материалов дела следует, что объектом горячего водоснабжения является многоквартирный дом, коммунальная услуга предоставляется собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и к отношениям, связанным с горячим водоснабжением многоквартирного дома, применяется жилищное законодательство (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией и об определении даты заключения указанного договора (пункт 4.4 части 2 статьи 44).
Коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 157.2).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, считается заключёнными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме с даты, определённой в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1 части 7 статьи 157.2).
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с настоящими Правилами под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги (абзац седьмой пункта 2). Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод) (абзац семнадцатый пункта 2).
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 31).
Исполнитель несёт установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 149).
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведённым в приложении N 1 к настоящим Правилам (подпункт "д" пункта 3).
Качество коммунальной услуги по горячему водоснабжению должно соответствовать требованиям пунктов 4-7, приведённым в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В частности, качество коммунальной услуги по горячему водоснабжению должно соответствовать следующим требованиям:
- бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд. Продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 4 требований);
обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5°C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3°C (пункт 5 требований).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с пунктом 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°C и не выше плюс 75°C.
В данном случае общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме прямых договоров горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из указанных нормативных положений, коммунальная услуга по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляется ресурсоснабжающей организацией, которая выступает исполнителем данной коммунальной услуги и обязана обеспечить качество коммунальной услуги обязательным требованиям.
В соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти осуществляют региональный государственный жилищный контроль (пункт 8 статьи 2).
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора (пункт 13 части 1 статьи 4).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора (пункт 8.1 части 1 статьи 13).
Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (пункт 4 части 1 статьи 20).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20).
Организация и осуществление государственного жилищного надзора регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (часть 6 статьи 20).
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия на осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) является Минэнерго и ЖКХ Республики Мордовия (подпункт 1 пункта 10 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 26.04.2022 N 400).
Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки в отношении ресурсоснабжающей организации, проведённой в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в связи с поступлением жалобы гражданина, выявлено нарушение требований пунктов 4, 5 Требований к качеству коммунальных услуг к Правилам N 354 при обстоятельствах, указанных в акте выездной проверки. Установлено, что температура горячей воды на вводе многоквартирного дома составляла +33°C, тепловая камера ввода горячей воды затоплена водой.
По результатам проверки контролируемому лицу выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований, что соответствует пункту 1 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Проверка проведена с соблюдением требований к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, предписание выдано уполномоченным должностным лицом органа государственного жилищного надзора и нарушения, а тем более грубого нарушения требований к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, не установлено.
Предписание соответствует указанным нормативным положениям и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Довод Общества, что при проверке в неполном объёме выяснены обстоятельства дела, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Факт нарушения контролируемым лицом обязательных требований к качеству предоставляемой коммунальной услуги по горячему водоснабжению (необеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании) подтверждается материалами проверки, в том числе протоколом инструментального обследования от 11.07.2023, Актом выездной проверки от 11.07.2023 N 241/П-703/4360/1.
Органом государственного жилищного надзора выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Общество не отрицает, что причиной снижения температуры являлось затопление водой тепловой камеры, и ссылается на то, что затопление тепловой камеры происходило от расположенных рядом забитых дренажных колодцев ливневой канализации, находящихся на обслуживании коммунальных служб городского округа Саранск.
Между тем, как уже указано выше, коммунальная услуга по горячему водоснабжению предоставляется ресурсоснабжающей организацией, которая выступает исполнителем данной коммунальной услуги и обязана обеспечить качество коммунальной услуги обязательным требованиям.
При этом ресурсоснабжающая организация, осуществляя на свой риск предпринимательскую деятельность, должна принимать все меры для надлежащего исполнения своих обязанностей и вопросы взаимодействия ресурсоснабжающей организации с коммунальными службами городского округа Саранск не освобождают её от соблюдения обязательных требований к качеству предоставляемой коммунальной услуги.
Довод Общества, что исключительно в случае выявления фактов нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдаётся предписание об устранении выявленных нарушений, также обоснованно отклонен судом.
Действительно, ранее абзацем вторым пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 было предусмотрено, что исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства, контролируемому лицу выдаётся предписание об устранении выявленных нарушений.
Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2023 N 372 указанная норма признана утратившей силу с 15.05.2023, на день принятия решения о проведении проверки, проведения проверки и выдачи предписания не действовала и ссылка заявителя на данную норму неосновательна.
Довод Общества о неисполнимости предписания правомерно отклонен судом в силу следующего.
Общество указывает на то, что для устранения выявленного нарушения оно должно произвести очистку дренажных колодцев ливневой канализации, вода из которых поступает в тепловую камеру, дренажные колодцы находятся на обслуживании коммунальных служб городского округа Саранск, у Общества отсутствует объективная возможность устранить засор дренажных колодцев и предписание неисполнимо правомерно признана судом необоснованной, поскольку в предписании указано конкретное выявленное нарушение и требование предписания исполнимо. Содержащиеся в предписании формулировки исключают двоякое толкование, изложение краткое, чёткое, ясное, последовательное и доступно для понимания всеми лицами.
Сложности, трудности в исполнении предписания, на которые ссылается Общество, сами по себе о неисполнимости предписания не свидетельствуют, поскольку исполнимость предписания не тождественна сложности, трудности его исполнения.
С учётом значимой цели предписания (обеспечение качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме) способ и порядок устранения выявленного нарушения должны выбираться заявителем самостоятельно исходя из требований закона, фактических обстоятельств дела и сложившихся отношений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого предписания.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета уплаченная по неверным реквизитам государственная пошлина в размере 3000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.02.2024 по делу N А39-9103/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" оставить без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Т Плюс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 18.03.2024 N 2993.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9103/2023
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия
Третье лицо: ООО "ЖЭК N 3"