город Томск |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А27-16243/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Апциаури Л.Н.,
судей Афанасьевой Е.В.,
Киреевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Парфеновой Д.Э., без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса (N 07АП-2960/2024) на решение от 04.03.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16243/2023 (судья Останина В.В.) по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) к Автономной некоммерческой организации Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Семеновна", город Кемерово (ОГРН 1184200000412, ИНН 4205368875) о взыскании 551 283 руб. 97 коп.,
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство социальной защиты населения Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200699500, ИНН 4207012190), Администрация Правительства Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200697377, ИНН 4200000647), Министерство науки, высшего образования и молодежной политики Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1214200008626, ИНН 4205397957),
при участии Прокуратуры Кемеровской области -Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433),
при участии в судебном заседании: без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области к Автономной некоммерческой организации Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Семеновна" (далее - АНО Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Семеновна", ответчик) о взыскании 551 283 руб. 97 коп. (427 038 руб. 30 коп. задолженности по арендной плате по договору N 1-11-о/21 аренды недвижимого имущества от 11.11.2021 за период с 01.01.2022 по 31.07.2023, 124 245 руб. 67 коп. пени за период с 11.01.2022 по 31.07.2023).
В судебном заседании 18.12.2023 судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято к рассмотрению ходатайство истца об уточнении исковых требований в части уменьшения суммы пени до 111 367 руб. 10 коп. (период начисления с 11.01.2022 по 31.07.2023).
Решением от 04.03.2024 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, вынести новый судебный акт о взыскании с ответчика пользу КУГИ Кузбасса задолженность по арендной плате за период с 01.01.2022 г. по 31.07.2023 г. в сумме 427 038,30 руб., по пене за период с 11.01.2022 по 31.07.2023 в сумме 124 245,67 руб., всего 551 283,97 руб.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что в Постановлении Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 15.04.2021 г. N 192 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций" был утвержден порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня государственного имущества Кемеровской области-Кузбасса, в перечень включаются здания, сооружения, нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области-Кузбасса, свободные от прав третьих лиц, которые могут быть использованы только в целях предоставления их во владение и в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям; Решением Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса N 14-2/21 от 07.10.2021 г. спорное нежилое помещение было включено в данный перечень; в соответствии с Постановлением N 192 одним из условий предоставления такого имущества, включенного в перечень, является включение в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки или в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг; стоимость аренды государственного (муниципального) имущества относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Ответчик в представленном отзыве возражает относительно доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, что согласно статье 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего на нее отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.11.2021 между комитетом (арендодатель) и АНО Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Семеновна" (арендатор) заключен договор N 1-11-о/21 аренды недвижимого имущества, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объект недвижимости, расположенный по адресу: Кемеровская область-Кузбасс, Кемеровский район, с. Елыкаево, ул. Игарская, д.1. Объект передается в целях размещения дома-интерната для инвалидов и престарелых людей, оставшихся без попечения родственников (пункт 1.3 договора).
Согласно пункту 5.1 договор вступает в силу с момента его подписания, то есть с 11.11.2021 и заключен на срок до 10.11.2031.
Пунктами 3.1, 3.2 договора предусмотрено, что размер арендной платы в месяц (без НДС) за пользование Объектом на основании отчета об оценке рыночной стоимости аренды от 25.06.2021 N 221/2021 устанавливается в сумме 22 475 руб. Арендная плата исчисляется с момента фактического пользования Объектом, указанного в пункте 5.1 договора. Арендная оплата производится в срок до 10-го числа месяца, за который производится оплата.
В приложении N 3 к договору аренды (Протокол расчета арендной платы за пользование объектом недвижимого имущества) (л.д. 22) содержится расчет арендной платы, согласно которому размер арендной платы по договору установлен с учетом понижающего коэффициента - 0,5 - в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 15.04.2021 N 192 "Об имущественной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций" и составляет 22 475, 70 руб.
Истец, посчитав, что для применения к ответчику данной льготы по арендной плате, ответчику необходимо было включиться в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, где содержатся определенные сведения о некоммерческой организации, при этом арендатор включился в данный перечень только 04.08.2023, льготная арендная плата необоснованно начислялась ответчику с 01.01.2022 по 31.07.2023, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком обязательства по оплате арендной платы в указанном в договоре размере, исполнялись надлежащим образом, расчет долга произведен без льготного коэффициента.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Материалами дела подтверждается, что ответчик производил оплату арендной платы, указанной в договоре без нарушения срока, установленного в пункте 3.2 договора
По расчету истца, льготная арендная плата необоснованно начислялась ответчику с 01.01.2022 по 31.07.2023, задолженность (недоплата) составила в размере 428 038,30 руб.
По мнению истца, одним из условий предоставления имущества, включенного в перечень государственного имущества Кемеровской области-Кузбасса, является включение в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки или в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, при этом стоимость аренды государственного (муниципального) имущества относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 13 Закона Кемеровской области от 05.04.2011 N 30-ОЗ "О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области-Кузбасса с некоммерческими организациями", одной из форм оказания государственной поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям является предоставление государственного имущества, являющегося государственной собственностью Кемеровской области - Кузбасса, во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы).
В целях реализации указанного Закона Правительством Кемеровской области-Кузбасса принято постановление от 15.04.2021 N 192 "Об имущественной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций", в котором определен порядок предоставления организациям имущества, включенного в соответствующий перечень.
Согласно пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 N 1290 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций" данные об организациях, являющихся получателями имущественной поддержки, предоставленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления подлежат также включению в Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, ведение которого осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг в Кемеровской области-Кузбассе осуществляется в соответствии Порядком формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Кемеровской области-Кузбассе, утвержденном приказом Министерства социальной защиты населения Кузбасса от 11.04.2022 N 74.
Материалами дела подтверждено, что АНО Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Семеновна" с 08.05.2018 является некоммерческой организацией, оказывает социальные услуги получателям в форме социального обслуживания в стационарной форме круглосуточного гражданам пожилого возраста и инвалидам.
На основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ответчик 02.06.2023 внесен в реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области-Кузбасса с регистрационным номером 42:000:6868694.
Заключая договор аренды на указанных в нем условиях с учетом приложения N 3 к договору аренды (Протокол расчета арендной платы за пользование объектом недвижимого имущества), истец требования о включении арендатора в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций не выдвигал, условие о том, что ответчик с 01.01.2022 должен незамедлительно быть включен в реестр, обязан предоставить соответствующую информацию истцу в определенный срок, договор аренды не содержит, при этом фактически деятельность ответчика отвечала критерию социально ориентированных некоммерческих организаций.
Также судом первой инстанции правомерно учтено, что в договоре не имеется условий о том, что невключение в реестр арендатора влечет изменение размера арендной платы. Право на одностороннее изменение договора при таких обстоятельствах договором не предусмотрено.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Однако апеллянтом доказательства изменения договора в судебном порядке не представлено, также как и не приведено оснований для такого изменения.
С учетом изложенного, в данном случае, суд первой инстанции оценил относимость, допустимость и достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, дал всем доказательствам надлежащую правовую оценку и установив, что на дату заключения договора ответчиком был предоставлен необходимый пакет документов в соответствии с установленным порядком, ответчик признан отвечающим необходимым требованиям, именно поэтому с ним заключен договор аренды, учитывая, что из поведения истца не усматривается такого поведения, которое свидетельствовало бы о наличии к ответчику претензий в рамках спорных отношений длительный период времени, ответчик является социально ориентированной некоммерческой организацией и в период с 01.01.2022 по 31.07.2023 указанный статус не менял, доказательства иного в деле отсутствуют, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для начисления ответчику арендной платы за период с 01.01.2022 по 31.07.2023 в размере 44 591 руб. 40 коп. в месяц, подход, избранный истцом в данном случае, носит формальный характер.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы, приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2024 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-16243/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
Л.Н. Апциаури |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-16243/2023
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса
Ответчик: АНО Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Семеновна"
Третье лицо: Администрация Правительства Кузбасса, Министерство науки, высшего образования и молодежной политики Кузбасса, Министерство Социальной Защиты Населения Кузбасса, Прокуратура КО-К, Прокуратура Томской области