г. Хабаровск |
|
27 мая 2024 г. |
А73-20765/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Козловой Т.Д., Самар Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., при участии в заседании представителя Минобороны России Гержан В.А. по доверенности от 06.10.2022, рассмотрев в судебном заседании апелляционную Министерства обороны Российской Федерации на решение от 21.02.2024 по делу N А73-20765/2023 Арбитражного суда Хабаровского края по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН: 1047550031242, ИНН: 7534018889, 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23) к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1035009568736, ИНН: 5047041033, 125167, г. Москва, ул. Планетная, д. 3, к. 2, пом. 3), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19) о взыскании 5 629,09 руб.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - ПАО "ТГК N 14") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс"), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за тепловую энергию, отпущенную на объект (жилое помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный, д. 62, кв. 30) за период с 01.05.2023 по 31.10.2023 в сумме 5 629,09 руб.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Север".
Решением суда от 21.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Взыскана с ФГАУ "Росжилкомплекс", а при недостаточности у него денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу ПАО "ТГК N 14" задолженность в сумме 5 629,09 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минобороны России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать ПАО "ТГК-14" в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что истцом не доказан объем потребленной тепловой энергии, расчет иска не обоснован, Минобороны России безосновательно привлечено к субсидиарной ответственности, а дело разрешено с нарушением правил территориальной подсудности.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.6aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в ст. 121 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТГК N 14" просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает необоснованными доводы Минобороны России о не доказанности объема потребленной тепловой энергии, который определен по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии пропорционально площади помещения. К расчету иска представлена пояснительная записка с развернутым расчетом объема потребленной тепловой энергии с указанием методики расчета, нормативов, тарифов, показаний общедомового прибора учета. Правила подсудности при разрешении спора судом не нарушены.
В судебном заседании представитель Минобороны России настаивал на удовлетворении жалобы по приведенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. В связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие не принимавших участие в судебном заседании лиц.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, ПАО "ТГК-14", являясь гарантирующим поставщиком тепловой энергии на территории города Читы, с 01.05.2023 по 31.10.2023 поставило ресурс в жилое помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный, д. 62, кв. 30, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и зарегистрированное за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления с 23.08.2022.
В подтверждение факта оказания услуг ПАО "ТГК-14" представило акты об оказании услуг N 02012741/18669 от 31.05.2023 на сумму 1 187,55 руб., N 02012741/21596 от 30.06.2023 на сумму 276,92 руб., N 02012741/24009 от 31.07.2023 на сумму 276,92 руб., N 02012741/26871 от 31.08.2023 на сумму 276,92 руб., N 02012741/30123 от 30.09.2023 на сумму 2 355 руб., N 02012741/34036 от 31.10.2023 на сумму 1 255,78 руб., счета-фактуры N 02012741/892113/756 от 31.05.2023; N 02012741/897154/756 от 30.06.2023, N 020127741/900818/756 от 31.07.2023, N 02012741/905649/756 от 31.08.2023, N 02012741/914502/756 от 30.09.2023, N 02012741/923647/756 от 31.10.2023.
Поскольку за период с 01.05.2023 по 31.10.2023 долг за тепловую энергию в сумме 5 629,09 руб. учреждение не оплатило, в том числе после направления претензий от 10.11.2023 N СП-5626, N СП-5639, ПАО "ТГК-14" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к ФГАУ "Росжилкомплекс" и к Минобороны России как к субсидиарному ответчику.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 (Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 153, 154, 158 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, ст. 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Как установлено, жилое помещение, расположенное по адресу: Забайкальский край, г. Чита, мкр. Северный, д. 62, кв. 30, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и зарегистрировано за ФГАУ "Росжилкомплекс" на праве оперативного управления с 23.08.2022.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются нормы ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 ст.123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства и установив, что жилое помещение в исковой период не было заселено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязанность оплатить потребленный ресурс в заявленном размере лежит на учреждении, а при недостаточности средств на субсидиарном ответчике - Минобороны России.
Порядок определения объема поставленной тепловой энергии согласован разделом 3 договора поставки тепловой энергии в горячей воде N 02012741, подписанным между ПАО "ТГК-14" и ФГАУ "Росжилкомплекс" после предъявления иска в редакции протокола разногласий от 29.11.2023, распространяющим свое действие на весь 2023 г., расчеты за тепловую энергию и теплоноситель - разделом 4.
Расчет долга за исковой период с 01.05.2023 по 31.10.2023 в сумме 5 629,09 руб. произведен в соответствии с п. 42(1) и 43 Правил N 354, исходя из определения объемов потребленного ресурса по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии пропорционально площади помещения.
Развернутый расчет объема потребленной тепловой энергии содержит сведения о том, что жилой многоквартирный дом по адресу: г. Чита, мкр. Северный, д. 62 оборудован общедомовым прибором учета (ОДПУ), который введен в эксплуатацию и допущен к коммерческому учету 30.12.2022, а также расчет содержит указание на методику расчета, норматив, тариф, показания общедомового прибора учета.
Расчет иска проверен и признан верным, а довод Минобороны России о недоказанности объема потребленного коммунального ресурса отклонен как необоснованный.
Доказательства отсутствия снабжения МКД тепловой энергией либо отсутствия в доме ОДПУ тепловой энергии, а также контррасчет в суд первой инстанции ответчиками не представлены. Коммунальный ресурс ими не оплачен.
С учетом установленного, суд первой инстанции принял верное решение о взыскании с ФГАУ "Росжилкомплекс", а при недостаточности у него денежных средств субсидиарно с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу ПАО "ТГК N 14" задолженности в сумме 5 629,09 руб.
Довод Минобороны России о необоснованном привлечении к субсидиарной ответственности рассмотрен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
В силу ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым п. 6 с. 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
Поскольку законодательство не предусматривало и не предусматривает соответствующего объема гарантий для кредиторов автономных учреждений (начиная с момента появления такого вида учреждений), это ориентирует контрагентов на проявление необходимой степени осмотрительности еще при вступлении в гражданско-правовые отношения с субъектами, особенности правового статуса которых не позволяют в полной мере прибегнуть к институту субсидиарной ответственности, предполагая возможность использования существующих гражданско-правовых способов обеспечения исполнения обязательств.
Между тем ряд кредиторов автономного учреждения по роду своей деятельности вступает в договорные отношения с учреждением в силу предусмотренной законом обязанности при отсутствии права на отказ от заключения договора. К таковым относятся контрагенты учреждения по договорам ресурсоснабжения (гарантирующие поставщики, сетевые организации, тепло-, водоснабжающие организации и др.).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.2020 N 23-П указал, что их обязанность заключить соответствующий публичный договор направлена на защиту интересов потребителей ресурса, что не исключает необходимости поддерживать баланс прав и законных интересов всех действующих в данной сфере субъектов, в частности теплоснабжающей организации - кредитора муниципального бюджетного учреждения.
Применительно к таким контрагентам учреждений Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что положения п. 123.22 ГК РФ не могут обеспечить надлежащего баланса между законными интересами должника и кредитора, поскольку не исключают злоупотреблений правом со стороны должников - муниципальных бюджетных учреждений, имущество которых в ряде случаев оказывается, по сути, "защищено" их публичным собственником от имущественной ответственности перед контрагентами.
При отсутствии юридической возможности снять ограничения в отношении возложения субсидиарной ответственности на собственника имущества бюджетного учреждения, в том числе муниципального (включая случаи недостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств для исполнения своих обязательств из публичного договора теплоснабжения при его ликвидации), подобное правовое регулирование способно повлечь нарушение гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав стороны, заключившей и исполнившей публичный договор и не получившей встречного предоставления.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 17.06.2022 N 307- ЭС21-23552, а впоследствии в п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.12.2022, в определении от 10.08.2023 N 305-ЭС23-6327 указал, что изложенная в постановлении от 12.05.2020 N 23-П правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в равной степени распространяется и на автономные учреждения, правовой статус и правовой режим имущества которых во многом тождествен статусу и режиму имущества бюджетных учреждений.
Следовательно, собственник имущества учреждения может быть привлечен к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого автономного учреждения собственника его имущества (министерства).
В определении от 06.02.2023 N 309-ЭС22-18499 судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что по смыслу указанной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора учреждения на основании положений ст. 426 ГК РФ вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения.
В связи с изложенным, оснований не привлекать к субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения Российскую Федерацию в лице Министерства обороны Российской Федерации, вопреки доводам апелляционной жалобы министерства, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит требованиям п.1 ст. 399 ГК РФ, в этом случае вопрос об имущественном положении казенного учреждения при рассмотрении дела не является значимым, поскольку субсидиарная ответственность собственника имущества наступит лишь в случае установления, с соблюдением предусмотренного законом порядка исполнения судебного акта о взыскании долга с основного должника, факта недостаточности у него имущества.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Правила подсудности при разрешении спора судом первой инстанции не нарушены, поскольку на момент принятия искового заявления к производству договор поставки тепловой энергии N 02012741 в редакции протокола разногласий от 29.11.2023 не был подписан учреждением.
Таким образом, дело принято судом к своему производству с соблюдением правил подсудности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 АПК РФ дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.
С учетом установленного, оснований для удовлетворения жалобы Минобороны России нет.
Судом обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.02.2024 по делу N А73-20765/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20765/2023
Истец: ПАО "ТГК-14"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ
Третье лицо: ООО УК "Северный"