город Воронеж |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А35-10715/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобковой Т.А.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального образования города Курска в лице администрации города Курска: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Министерства имущества Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета финансов города Курска: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования города Курска в лице администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 18.03.2024 по делу N А35-10715/2023 по исковому заявлению акционерного общества "Спецавтобаза по уборке города Курска" к муниципальному образованию городу Курску в лице администрации города Курска о взыскании денежных средств в размере 143 117, 43 руб. за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.10.2023 по 17.11.2023 в размере 1 678, 19 руб., с продолжением начисления процентов по день фактической уплаты долга,
третьи лица: Министерство имущества Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет финансов города Курска,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "Спецавтобаза по уборке города Курска", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к муниципальному образованию город Курск в лице Администрации города Курска (далее - Администрация г. Курска, Администрация, ответчик) о взыскании за счет казны муниципального образования "город Курск" расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 143 117 руб. 43 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.10.2023 по 17.11.2023 в размере 1 678 руб. 19 коп., с продолжением начисления процентов по день фактической уплаты долга.
Определением от 20.11.2023 указанное заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства; определением от 09.01.2024 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущества Курской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет финансов города Курска.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.03.2024 заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, муниципальное образование город Курск в лице Администрации города Курска обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления несение финансовых затрат на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов за счет средств местного бюджета. По мнению ответчика, ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов является предметом совместного ведения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления и, как следствие, должна финансироваться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" возражает в отношении доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассматривал дело в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09 октября 2017 года.
30.05.2022 комиссией в составе начальника отдела санитарной очистки территорий АО "САБ по уборке г. Курска", начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, начальника отдела коммунального хозяйства администрации Центрального округа г. Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Школьная, д. 44, координаты места: 51.761541 - 36.178547, кадастровый номер земельного участка: 46:29:102144:15, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 30.05.2022 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 250 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 56 куб.м., характер (вид, тип) отходов - ТКО.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 21.08.2009 в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102144:15 зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Курск".
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на земельном участке, собственником которого является муниципальное образование "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, комитета ЖКХ г. Курска требование от 01.06.2022 N 01-10/22-950 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением проекта договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО с локально-сметным расчетом.
Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по указанному земельному участку исполнено не было, АО "САБ по уборке г. Курска" самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: г. Курск, ул. Школьная, д. 44, координаты места: 51.761541 - 36.178547, кадастровый номер земельного участка: 46:29:102144:15, о чем 15.05.2023 комиссией в составе начальника отдела санитарной очистки территорий АО "САБ по уборке г. Курска", начальника службы логистики АО "САБ по уборке г. Курска", менеджера службы логистики АО "САБ по уборке г. Курска" был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением материалов фотофиксации.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 250 кв. м.; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 70 куб. м.; характер (вид, тип) отходов - ТКО.
Понесенные региональным оператором затраты составили 84 113,95 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, путевыми листами грузовых автомобилей Газель 278870, КАМАЗ 6520-63 (местом разгрузки указан полигон).
Также, 21.11.2022 комиссией в составе начальника отдела санитарной очистки территорий АО "САБ по уборке г. Курска", начальника отдела охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства г. Курска, заместителя начальника отдела коммунального хозяйства администрации Центрального округа г. Курска было произведено обследование места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: г. Курск, пр-т Дружбы, вблизи д. 32А, координаты 51.737313 - 36.125765, кадастровый номер земельного участка 46:29:102215:3, о чем был составлен соответствующий акт с приложением материалов фотофиксации. Согласно акту от 21.11.2022 площадь места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов составляет 150 кв.м., предполагаемый объем места размещения твердых коммунальных отходов составляет 40 куб.м., характер (вид, тип) отходов - ТКО.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, 05.11.2008 в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:29:102215:3 зарегистрировано право собственности муниципального образования "город Курск".
Ссылаясь на то, что несанкционированное складирование ТКО осуществлено на земельном участке, собственником которого является муниципальное образование "город Курск", АО "САБ по уборке г. Курска" направило в адрес Администрации г. Курска, Комитета городского хозяйства г. Курска требование от 24.11.2022 N 01-10/22-1997 о ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Поскольку требование о ликвидации места несанкционированного размещения ТКО по указанному земельному участку исполнено не было, АО "САБ по уборке г. Курска" самостоятельно ликвидировало место размещения ТКО, расположенное по адресу: расположенное по адресу: г. Курск, пр-т Дружбы, вблизи д. 32А, координаты 51.737313 - 36.125765, кадастровый номер земельного участка 46:29:102215:3, о чем 22.06.2023 комиссией в составе начальника отдела санитарной очистки территорий АО "САБ по уборке г. Курска", начальника службы логистики АО "САБ по уборке г. Курска", менеджера службы логистики АО "САБ по уборке г. Курска" был составлен акт ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с приложением материалов фотофиксации.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 150 кв. м.; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 40 куб. м.; характер (вид, тип) отходов - ТКО.
Расходы за ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО составили 59 003,48 руб., в подтверждение чего АО "САБ по уборке г. Курска", что подтверждается локальным сметным расчетом, путевыми листами грузовых автомобилей Газель 278870, КАМАЗ 6520-63, фронтальный погрузчик WACKER NTUSON WL54, фронтальный погрузчик (местом разгрузки указан полигон).
14.09.2023 истец направил в адрес Администрации г. Куска требования (претензии) N 01-10/23-1405 и N 01-10/23-1406, о необходимости возмещения затрат на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО.
Неисполнение ответчиком требований о возмещении затрат на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО послужило основанием для обращения АО "САБ по уборке г. Курска" в суд с настоящим иском.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда области соответствующими действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, руководствуясь следующим.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
Из приведенной правовой нормы следует, что юридически значимыми при рассмотрении требований о взыскании неосновательного обогащения являются факт приобретения или сбережения имущества приобретателем за счет потерпевшего, отсутствие законных оснований для такого приобретения или сбережения, а также отсутствие предусмотренных законом оснований для освобождения приобретателя от обязанности возвратить неосновательное обогащение потерпевшему.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования.
Обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, АО "САБ по уборке г. Курска" просило суд взыскать с муниципального образования город Курск как собственника земельных участков, на которых размещались несанкционированные свалки, понесенные расходы по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных расходов.
Согласно части 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, в том числе, от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу статьи 51, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон N89-ФЗ) установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
Согласно пункту 16 Постановления N 1156, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический 8 надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил).
Материалами дела подтверждается, что истец в соответствии с приведенными требованиями направил в адреса Администрации города Курска требования о ликвидации несанкционированной свалки от 01.06.2022 N 01-10/22-950 и от 24.11.2022 N 01-10/22-1997 и связи с их неисполнением самостоятельно ликвидировал места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Как установлено статьями 45, 47 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС, Администрация города Курска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города Курска, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, управляет и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Курска, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Курского городского Собрания (пункт 2).
Поскольку материалами дела подтверждается, что земельные участки, на которых были ликвидированы несанкционированные свалки, находятся в собственности муниципального образования город Курск, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что именно Администрация г. Курска как исполнительный орган местного самоуправления, управляющий и распоряжающийся имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Курска, обязано возместить региональному оператору компенсацию за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 2.1.3 Муниципальной программы "Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске на 2019 - 2024 годы" на органы местного самоуправления возлагается обязанность в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в том числе при ликвидации несанкционированных свалок. Указанной муниципальной программой предусмотрено финансирование данного мероприятия из бюджета города.
Поскольку порядок расчета понесенных расходов на ликвидацию несанкционированного размещения ТКО законодательством РФ не урегулирован, такие расходы учитываются организацией самостоятельно с учетом фактически понесенных затрат.
Ликвидация истцом несанкционированных свалок подтверждается актами ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов от 15.05.2023, от 22.06.2023, в которых указаны площади и объемы твердых коммунальных отходов по результатам ликвидации, а также путевыми листами грузовых автомобилей Газель 278870, КАМАЗ 6520-63, фронтальный погрузчик WACKER NTUSON WL54, в которых местом разгрузки указан полигон.
На основании указанных документов истцом был составлен локальный сметный расчет уборки места несанкционированного размещения отходов, включающий фактические затраты на оказание услуги по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отражающий фактическую себестоимость выполненных работ. Сумма расходов по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по расчетам истца составила 84 113 руб. 95 коп. и 59 003 руб. 48 коп., а всего 143 117 руб. 43 коп.
Представленный расчет проверен судом и признан верным, ответчиком не опровергнут.
В силу пункта 3 статьи 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
То есть по смыслу пункта 1 статьи 126, пункта 3 статьи 215 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с муниципального образования город Курск в лице администрации города Курска за счет средств казны муниципального образования город Курск в пользу истца расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 143117 руб. 43 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и отклоняются судебной коллегией.
Также АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" были заявлены требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу части 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Таким образом, поскольку судом признано обоснованным взыскание в пользу истца расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения отходов в сумме 143 117 руб. 43 коп., также обоснованными являются требования о взыскании на указанную сумму процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.10.2023 по 17.11.2023 в размере 1 678 руб. 19 коп., с продолжением начисления процентов по день фактической уплаты задолженности.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, которые не были ранее заявлены и проверены судом первой инстанции, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Администрации города Курска как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 18.03.2024 по делу N А35-10715/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Курска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-10715/2023
Истец: АО "САБ по уборке г. Курска"
Ответчик: Администрация города Курска
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска, Комитет финансов города Курска, Министерство имущества Курской области