г. Хабаровск |
|
27 мая 2024 г. |
А73-526/2024 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 13.03.2024
по делу N А73-526/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (ОГРН 1080326011886, ИНН 0326479893)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 55450 руб. 08 коп. пени за просрочку доставки грузов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее - истец, ООО "Атлант") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, грузоперевозчик) о взыскании 55450,08 руб. пени за просрочку доставки груза, отправленного по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ980055.
Заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 13.03.2024 иск удовлетворен частично: с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Атлант" взысканы пени за просрочку доставки грузов по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ980055 в размере 38815 руб. (с учетом снижения судом неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), расходы по государственной пошлине в размере 2218 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым применить к сумме 55450,08 руб. положения статьи 333 ГК РФ в размере 70%, и уменьшить размер взыскиваемой неустойки до 16636 руб.
Заявитель жалобы утверждает следующее: не верен судебный акт в части незначительного применения положений статьи 333 ГК РФ, что повлекло несоблюдение баланса между установленной законом мерой ответственности и последствиями нарушения ответчиком обязательства по своевременной доставке груза; в отношении ОАО "РЖД" недружественными странами введены неправомерные экономические санкции, направленные на дестабилизацию деятельности ОАО "РЖД", прекращение перевозок и разрушение экономики Российской Федерации; ОАО "РЖД" вынуждено максимально задействовать свои пропускные и перевозочные способности в целях обеспечения перевозок пассажиров в направлении южных регионов России; в результате введения в отношении Российской Федерации незаконных санкций со стороны враждебных государств, фактически прекратилось сообщение с западными странами в силу чего произошла переориентация грузопотоков на Восток, что вызвало практическое исчерпание пропускных и перевозочных способностей инфраструктуры ОАО "РЖД".
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, ООО "Атлант" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, грузоотправителем ООО "Атлант" со станции Янталь ВСиб ж. д. 31.08.2023 в адрес грузополучателя ООО "Лесной Терминал" на станцию назначения Находка (эксп.) ДВост. ж. д. отправлен груз с оформлением транспортной железнодорожной накладной N ЭМ980055; просрочка в доставке грузов по накладной составила 2 суток.
В связи с несоблюдением сроков доставки грузов, истец предъявил ответчику претензию от 19.10.2023 об уплате пени, которая последним оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "Атлант" в суд с настоящим иском.
По пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату; заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ), за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики; груз считается доставленным в срок, если до истечения указанного в транспортной ж/д накладной срока вагоны с грузом поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам ж/д путей необщего пользования (статья 33 УЖТ РФ).
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков установлены Правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245, Правила), где также определены обстоятельства, которые могут служить основанием для увеличения срока доставки.
Пунктом 6 Правил N 245 установлены случаи, когда срок доставки грузов увеличивается на все время задержки груза.
Согласно пункту 7 Правил N 245 о причинах задержки груза, порожних вагонов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 и делаются отметки, предусмотренные Правилами заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N39.
На основании пункта 6.4 Правил N 245 срок доставки грузов увеличивается на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ.
По накладной N ЭМ980055 вагоны задержаны на станциях Хабаровск 2, Кузнецово ДВост.ж.д; по факту задержки составлены акты общей формы на начало и на окончание задержки.
Согласно представленным актам, вагоны простаивали на станции Хабаровск 2 с 10.09.2023 по 11.09.2023, на станции Кузнецово с 12.09.2023 по 15.09.2023, ввиду действия непреодолимой силы со ссылкой на оперативный приказ на бросание поезда, постановление Администрации Хорольского муниципального округа N 1196 от 11.08.2023 "О введении на территории Хорольского муниципального округа режима чрезвычайной ситуации природного характера", постановление главы Спасского муниципального района N 18-пг от 11.08.2023 "О введении на территории Спасского муниципального района режима чрезвычайной ситуации муниципального характера", постановление главы Уссурийского городского округа N 37 от 07.07.2023 "О введении режима функционирования - чрезвычайная ситуация", постановление главы Черниговского муниципального района N 21-пг от 11.08.2023 "О введении на территории Черниговского муниципального района режима чрезвычайной ситуации межмуниципального характера", постановление главы Лесозаводского округа Приморского края N 18 от 05.08.2023 "О введении на территории Лесозаводского городского округа режима чрезвычайной ситуации муниципального характера местного уровня реагирования".
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 УЖТ РФ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении; указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
При этом в указанный в актах общей формы период задержки вагонов не имело место временное прекращение или ограничение погрузки по правилам статьи 29 УЖТ РФ.
Кроме того введение режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования или субъекта Российской Федерации без соответствующего распоряжения руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта не является основанием для задержки груза в пути следования в соответствии с пунктом 6.4 Правил N 245.
Согласно представленным в материалы дела Приказам Росжелдора от 25.08.2023 N 502, от 29.02.2023 N 493, ограничения действовали в августе 2023 года, а груз по спорной накладной был задержан в пути следования в сентябре 2023 года.
Следовательно, задержка и ограничения, на которые ссылается перевозчик, имели место в период после действия перечисленных ограничений.
Сведений об их продлении в соответствии со статьей 29 УЖТ РФ в материалы дела не представлено.
Запрет на погрузку, введенный приказом Росжелдора от 31.08.2023 N 523 на период с 08.09.2023 по 13.09.2023 действовал в отношении опасных грузов, в том числе взрывоопасных, радиоактивных, отравляющих веществ, вооружения, боеприпасов; в спорных вагонах перевозился груз - опилки древесные, таким образом, указанное ограничение не являлось основанием для их простоя.
В связи с отсутствием сведений о наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ, в период задержки вагонов по спорной накладной, доводы ответчика о продлении срока доставки в соответствии с пунктом 6.4 Правил N 245, судом верно признаны необоснованными.
Поскольку груз, отправленный по спорной транспортной железнодорожной накладной, доставлен с просрочкой, и перевозчиком не представлены доказательства обстоятельств, с которыми Правила N 245 связывают увеличение сроков доставки груза, суд правомерно посчитал требования истца обоснованными.
Вместе с тем судом рассмотрено заявленное ответчиком ходатайство о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ, и с учетом правовой позиции пунктов 71, 73, 77, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7), Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21.12.2000 N 263-О, правильно установлена возможность снижения суммы неустойки, исходя из принципа справедливости (принято во внимание, что ОАО "РЖД" в настоящее время в условиях сложившейся экономической ситуации, осуществляет функции грузоперевозчика с долей в 85% от объема всех грузоперевозок без учета трубопроводного транспорта; грузопоток в большей степени переориентирован на восточное направление; просрочка, допущенная в рамках перевозочного процесса по спорной накладной N ЭМ980055, является незначительной 2 суток) на 30%, что составляет 38815,06 руб.
Учитывая характер и продолжительность допущенного нарушения, а также принимая во внимание, что обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд пришел к правильному выводу о том, что соизмеримой с нарушенным интересом и способной в полной мере компенсировать потери истца является неустойка в сумме 38815,06 руб.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 марта 2024 года по делу N А73-526/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-526/2024
Истец: ООО "Атлант"
Ответчик: ОАО "РЖД"