город Томск |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А02-2737/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сперанской Н. В. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай (N 07АП-2767/2024) на решение от 26 февраля 2024 года Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-2737/2023 (судья Амургушев С. В.) по заявлению Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, ул. Ленкина, д. 12, г.Горно-Алтайск, Республика Алтай) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (ОГРН 1020400754890, ИНН 0411073679, ул. Ленина, д. 226, стр. 2, г.Горно-Алтайск, Республика Алтай) о признании незаконным решения N 004/10/18.1- 496/2023 от 09.11.2023, при участии в деле в качестве третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "РемДорСтрой",
В судебном заседании принимают участие:
От заинтересованного лица: Саламова А. С. по дов. от 01.02.2024, диплом,
От иных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай (далее - Минприроды РА, Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее - УФАС по Республике Алтай, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения N 004/10/18.1-496/2023 от 09.11.2023.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "РемДорСтрой" (далее - ООО "РемДорСтрой").
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 26.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что извещение о проведении аукциона и аукционная документация содержит всю необходимую информацию о начальной цене аукциона, а карточка аукциона носит информационный характер.
В порядке статьи 262 АПК РФ антимонопольным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель УФАС по Республике Алтай в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя, третьего лица, надлежащим образом, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя антимонопольного органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Согласно материалам дела, в адрес Управления 25.10.2023 (вх. N 4701-ЭП/23) поступила жалоба ООО "РемДорСтрой" на действия организатора торгов Минприроды при проведении электронного аукциона N 22000103900000000153 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства.
Комиссией УФАС по РА по итогам рассмотрения жалобы ООО "РемДорСтрой" принято решение N 004/10/18.1-496/2023 от 09.11.2023 о признании жалобы обоснованной, организатор торгов Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай признано нарушившим пункт 7 части 15 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), в связи с указанием в карточке аукционной единицы начальной цены, отличной от начальной цены, указанной в извещении о проведении электронного аукциона N22000103900000000153.
Считая, что решение УФАС по РА N 004/10/18.1-496/2023 от 09.11.2023 основано на неправильном применении норм законодательства, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям антимонопольного законодательства и отсутствии оснований для признания его незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о конкуренции).
Министерство в апелляционной жалобе указывает, что карточка аукционной единицы не является составной частью извещения, а является сопутствующим документом, который раскрывает информацию об аукционной единице (лесном участке).
Из материалов дела следует, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай N 512 от 26.09.2023 утверждена документация об аукционе в электронной форме на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства.
27.09.2023 организатором торгов Министерством на ГИС торги (www.torgi.gov.ru) и на электронной площадке РТС-тендер (rts-tender.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 22000103900000000153 (лоты с N 1 по N 48) на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункта 7, пункта 10 части 15 статьи 78 ЛК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе сведения о начальной цене предмета аукциона, о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка. Задаток устанавливается в размере от пятидесяти до ста процентов от начальной цены предмета аукциона.
В извещении о проведении электронного аукциона N 22000103900000000153 указаны, в том числе начальная цена договора купли-продажи лесных насаждений и размер задатка по каждому лоту, в том числе,
- лот N 1 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся по адресу: Республика Алтай, Чойский район, Чойское лесничество, Чойское участковое лесничество, квартал N 450, выдел N 15, лесосека N 4. Начальная цена 289084,03 руб., размер задатка 289084,03 руб. (100%);
- лот N 2 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся по адресу: Республика Алтай, Чойский район, Чойское лесничество, Саракокшинское участковое лесничество, квартал N 223, выдел N 5, лесосека N 5. Начальная цена 430373,74 руб., размер задатка 430373,74 руб. (100%);
- лот N 3 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся по адресу: Республика Алтай, Чойский район, Чойское лесничество, Чойское участковое лесничество, квартал N 303, выдел N10, лесосека N1. Начальная цена 88334,03 руб., размер задатка 88334,03 руб. (100%);
- лот N 4 на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся по адресу: Республика Алтай, Чойский район, Чойское лесничество, Паспаульское участковое лесничество, квартал N 245, выдел N 2, лесосека N 1. Начальная цена 226862,25 руб., размер задатка 226862,25 руб. (100%).
Организатором торгов в составе извещения о проведении электронного аукциона N 22000103900000000153 (лоты с N 1 по N 48) размещены карточки аукционной единицы по всем лотам, содержащие сведения о качественных характеристиках лесных насаждений, а также условия оплаты.
- лот N 1: для участия в лесном аукционе необходимо предварительное внесение задатка в размере 100 % от начальной цены аукционной единицы, что составляет 100376 руб. 40 коп., в том числе в федеральный бюджет 100376 руб. 40 коп. (сто тысяч триста семьдесят шесть рублей 40 коп.);
- лот N 2: для участия в лесном аукционе необходимо предварительное внесение задатка в размере 100 % от начальной цены аукционной единицы, что составляет 303080 руб. 10 коп., в том числе в федеральный бюджет 303080 руб. 10 коп.;
- лот N 3: для участия в лесном аукционе необходимо предварительное внесение задатка в размере 100 % от начальной цены аукционной единицы, что составляет 37911 руб. 60 коп. (тридцать семь тысяч девятьсот одиннадцать рублей 60 коп.), в том числе в федеральный бюджет 37911 руб. 60 коп.;
- лот N 4: для участия в лесном аукционе необходимо предварительное внесение задатка в размере 100 % от начальной цены аукционной единицы, что составляет 102652 руб. 60 коп., в том числе в федеральный бюджет 102652 руб. 60 коп.
Частью 5 статьи 76 ЛК РФ предусмотрено, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса, устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины, определяемой как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай N 513 от 26.09.2023 установлены коэффициенты для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемых при расчете платы по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключаемых с субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение к извещению N 22000103900000000153).
УФАС по РА установлено, и материалами дела подтверждается, что начальная цена, указанная в карточке аукционной единицы, соответствует минимальному размеру платы, установленному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай N 513 от 26.09.2023.
- лот N 1 минимальный размер платы по договору купли-продажи - 100376,40 руб., коэффициент - 2,88, стартовая стоимость лота с учетом коэффициента - 289084,03 руб.;
- лот N 2 минимальный размер платы по договору купли-продажи - 303080,10 руб., коэффициент - 1,42, стартовая стоимость лота с учетом коэффициента - 430373,74 руб.;
- лот N 3 минимальный размер платы по договору купли-продажи - 37911,60 руб., коэффициент - 2,33, стартовая стоимость лота с учетом коэффициента - 88334,03 руб.;
- лот N 4 минимальный размер платы по договору купли-продажи - 102652,60 руб., коэффициент - 2,21, стартовая стоимость лота с учетом коэффициента - 226862,25 руб.
при рассмотрении жалобы в УФАС по РА представители организатора торгов пояснили, что карточка аукционной единицы содержит сведения об участке (месторасположение, количественные и качественные характеристики лестных ресурсов и т.д.), оформляется по материалам отвода лесосеки и устанавливает стоимость лесных насаждений, т.е. определяет минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений без учета коэффициента и является информационным документом для подготовки документации об аукционе. На основании представленных лесничествами в карточке сведений, Министерство осуществляет расчет начальной цены предмета аукциона с учетом необходимых коэффициентов. В карточке при указании условий оплаты допущена техническая ошибка (надо было указать либо минимальный размер платы без задатка, либо указать начальную цену с учетом примененного коэффициента).
УФАС по РА указало, что сведения, содержащиеся в извещении о проведении электронного аукциона N 22000103900000000153 и в прилагаемых к нему документах, не должны допускать двусмысленных толкований. Организатор торгов имел возможность отредактировать сведения об оплате, содержащиеся в карточке аукционной единицы.
Данные несоответствия в указании начальной цены и размера задатка (в стоимостном выражении) допущены во всех 48 лотах.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия Министерства в связи с указанием в карточке аукционной единицы начальной цены, отличной от начальной цены, указанной в извещении о проведении электронного аукциона N 22000103900000000153, нарушают требования пункт 7 части 15 статьи 78 ЛК РФ.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, являлись предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, не опровергают его выводы, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26 февраля 2024 года Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-2737/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Алтай - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-2737/2023
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
Третье лицо: ООО "Ремдорстрой"