г. Хабаровск |
|
27 мая 2024 г. |
А73-18281/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Коваленко Н.Л.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базальтресурс"
на решение от 06.02.2024
по делу N А73-18281/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (ИНН 2721153053, ОГРН 10272721021020, 680020, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 5)
к обществу с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" (ОГРН 1113702017604, ИНН 3702652122, 681010, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, д. 47/3, стр. III (2-11)
о понуждении к исполнению договорного обязательства в натуре и взыскании неустойки
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" (далее - ООО "Базальтресурс", общество, ответчик) о взыскании в бюджет Хабаровского края неустойки за невыполнение договорных обязательств за.2023 год посадки лесных культур по договору аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013 в размере 384 305 руб., обязании ООО "Базальтресурс" в срок до 01.07.2024 выполнить в соответствии с договором аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013 приложением N 6 к Договору и Проектом освоения лесов, утвержденным приказом Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края N 903П от 29.06.2021, лесовосстановительные мероприятия по посадке лесных культур по обязательствам 2023 года в объеме 3 га на лесном участке, расположенном в Эворонском лесничестве, Эвурском участковом лесничестве, квартал N 67, выдел 22, согласно представленного плана лесоразведения (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований неимущественного характера).
Также Министерством заявлено о взыскании ответчика судебной неустойки за неисполнение решения в части исполнения договорных обязательств по посадке лесных культур в размере 3 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная с 02.07.2024 по день исполнения решения суда.
Требования обоснованы наличием вышеуказанного договора и неисполнением ответчиком договорных обязательств по лесовосстановлению по обязательствам 2023 года.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.02.2024 суд обязал ООО "Базальтресурс в срок до 01.07.2024 выполнить лесовосстановительные мероприятия по договору аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013 по обязательствам 2023 года по посадке лесных культур в объеме 3 га на лесном участке, расположенном в Эворонском лесничестве, Эвурском участковом лесничестве, квартал N 67, выдел 22. С ООО "Базальтресурс" взыскана в бюджет Хабаровского края неустойка в размере 190 000 руб., а также присуждена судебная неустойка за неисполнение решения в части исполнения обязательства в натуре в размере 3 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная с 02.07.2024 по день исполнения решения суда.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с доводами жалобы, с 02 апреля 2023 года общество лишено возможности пользоваться лесным участком в целях, предусмотренных договором, по независящим от арендатора причинам, поскольку решением Хабаровского краевого суда по делу N 3а-51/2023 от 22.02.2023 признан недействующим регламент Эворонского лесничества в части осуществления заготовки древесины в кварталах N 59, 60, 66, 67, 80, 94 Эвурского участкового лесничества, в кварталах NN 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77-79, 82-86, 101 Эворонского участкового лесничества. При этом риск невозможности использования арендованного имущества в соответствии с условиями договора и назначением этого имущества лежит на арендодателе. Кроме того, арендодатель регулярно отказывает арендатору в согласовании лесных деклараций. Указанные обстоятельства, по мнению общества, являются основанием для освобождения от обязательства по посадке лесных культур и, соответственно, начисления штрафных санкций.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 11.04.2024 на 16 часов 20 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
От общества с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" к судебному заседанию поступили дополнительные документы и итоговые дополнения к апелляционной жалобе, в которых общество указывает, что проведение заготовки древесины сплошным рубками (только такой способ рубки императивно установлен договором) для арендатора с момента признания недействующим лесохозяйственного регламента лесничества категорически невозможно.
Ответчик указывает, что регламент лесничества, утвержденный 02.02.2024, свидетельствует о невозможности проведения императивно предусмотренных договором аренды сплошных рубок на арендованной территории в силу статьи 7 Приказа МПР РФ от 12.08.2021 N 558 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях".
Обществом с ограниченной ответственностью "Базальтресурс" представлены лесные декларации, поданные ООО "Базальтресурс" (арендатором) и решения об отказе в их принятии, а также сводная информация по всем лесным декларациям арендатора за период 2022-2023, приложена справка о поданных лесных декларациях в 2022-2023 с извещениями.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, в отзыве изложена позиция в отношении приведенных в апелляционной жалобе доводов. Заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя Министерства.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения жалобы, явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, оформленного протоколом от 26.06.2013 N 115, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Базальтресурс" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 1595/2013 от 15.07.2013 сроком действия 25 лет с даты государственной регистрации.
Предметом договора является лесной участок, находящийся в федеральной государственной собственности, площадью 48 002,0 га, имеющий местоположение: Хабаровский край, Солнечный муниципальный район, Эворонское лесничество, Эвурское участковое лесничество, кварталы: 59, 60, 66, 67, 79, 80, 94; Эворонское участковое лесничество, кварталы: 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77-79, 82-86, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 08:244:40:1595.
Лесной участок передан арендатору по акту приёма-передачи.
Схема расположения участка, его предметные характеристика приведены в приложениях N N 1, 2 к договору. Цели и объемы использования переданного объекта отражены в приложении N3 к договору.
В период исполнения договора у ООО "Базальтресурс" имелись неисполненные гражданско-правовые обязательства перед ООО "Промстройторг".
Решением Фрунзенского районного суда г. Иваново от 25.04.2016 по делу N 2-1483/2016 с ООО "Базальтресурс" в пользу ООО "Промстройторг" взыскана задолженность, возникшая из договора поставки N 01/06 в размере 157 058 717, 40 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами размере 23 017 068 руб., расходы на оплату государственной пошлины 60 000 руб.
В рамках исполнительного производства N 3060/17/37025-ИП от 15.03.2017 в отношении ООО "Базальтресурс" судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП по Ивановской области передал права аренды лесного участка, принадлежащего должнику на основании договора N1595/2013 от 15.07.2013 на реализацию путем проведения публичных торгов.
В связи с не реализацией имущества на первых и повторных торгах, 14.11.2017 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о передаче нереализованного в принудительном порядке имущества должника взыскателю и по акту от 16.11.2017 данное имущество принято ООО "Промстройторг".
ООО "Базальтресурс" и ООО "Промстройторг" уведомили Арендодателя о переходе прав и обязанностей ООО "Базальтресурс" по договору аренды к ООО "Промстройторг" в связи с чем, в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации.
В связи с заменой, ООО "Промстройторг" на правах арендатора использовало лесной участок в 2019-2020 году.
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-8400/2017 от 25.06.2020 по иску Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области и конкурсного управляющего ООО "Базальтресурс" Дорошенко И.В. признана недействительной сделка по оставлению ООО "Промстройторг" за собой нереализованного имущества (права аренды лесного участка), применены последствия недействительности сделки в виде восстановления прав ООО "Базальтресурс" по договору аренды лесного участка N1595/2013 от 15.07.2013, заключенному с Правительством Хабаровского края, а также восстановлена задолженность ООО "Базальтресурс" перед ООО "Промстройторг" в сумме 94 774 575 руб.
На основании определения Арбитражного суда Ивановской области по делу N А17-8400/2017 от 25.06.2020 регистрирующим органом восстановлена запись о регистрации договора аренды за ООО "Базальтресурс", о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 08.12.2020.
Согласно подпункту "з" пункта 11 договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесами на лесном участке на условиях, в объемах и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и Приложении N 6 к Договору.
Приложением N 6 к договору согласованы виды, объемы и сроки исполнения лесовосстановительных мероприятий и уходу за лесами, в том числе посадка лесных культур в объеме 38 га, срок - второй квартал ежегодно.
В проекте освоения лесов, утвержденном приказом комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края N 903П от 29.06.2021 указаны кварталы и выделы, в которых должны осуществляться лесовосстановительные мероприятия по посадкам лесных культур.
Подпунктом "б" пункта 8 договора предусмотрено, что арендодатель имеет право осуществлять контроль за деятельностью арендатора в части соблюдения договорных условий по лесовосстановлению.
02.06.2023 в адрес арендатора направлено извещение о проведении с 04.07.2023 по 05.07.2023 проверки выполнения в 2023 году договорных обязательств в виде лесовосстановительных работ по посадке лесных культур.
05.07.2023 в ходе проверки, с участием представителя арендатора, выявлено, что арендатором исполнены договорные обязательства по посадке лесных культур в 2023 году на площади 35 га; не исполнены требования по посадке лесных культур на площади 3 га.
Проверка проводилась в виде натурной технической приемки лесных культур на основании представленного арендатором проекта лесоразведения.
Факт ненадлежащего исполнения договорных обязательств зафиксирован в акте проверки соблюдения договорных обязательств N 124/23-2023 от 05.07.2023.
Подпунктом "б" пункта 15 договора аренды установлена ответственность в виде неустойки за невыполнение арендатором лесовосстановительных мероприятий в размере 2% от размера годовой арендной платы.
За неисполнение лесовосстановительных мероприятий начислена неустойка в размере 384 305 руб. 17 коп.
20.07.2023 в адрес ООО "Базальтресурс" направлено претензионное письмо за N 102 об оплате неустойки за невыполнение договорных обязательств по лесовосстановительным мероприятиям по обязательствам 2023 года.
Неисполнение ответчиком претензионных требований явилось основанием обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 51, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы и платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы, являются неналоговыми доходами федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации соответственно.
Пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает рядом полномочий, в том числе: осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Указанные органы и лица осуществляют права собственника Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений.
На территории Хабаровского края органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, является Министерство.
Согласно пункту 3.8 Положения о Министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2021 N 707-пр (далее - Положение N 707-пр), Министерство осуществляет полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков и продавца по договорам купли-продажи лесных насаждений, заключенным Правительством края, управлением лесами Правительства края, комитетом лесного хозяйства Правительства края, в том числе заключает соглашения об изменении и о расторжении указанных договоров, готовит и направляет лицам, использующим леса, предупреждения о необходимости исполнения обязательств в срок, требования о досрочном внесении арендной платы в соответствии с пунктом 5 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, предложения о досрочном расторжении договоров, подает соответствующие исковые заявления в суд, участвует в судебных заседаниях со всеми правами истца, ответчика и третьего лица.
В соответствии с пунктом 3.36 Положения N 707-пр одна из функций Министерства заключается в осуществлении контроля за выполнением лицами, использующими леса, условий заключенных в установленном порядке договоров аренды, договоров безвозмездного пользования лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений (за исключением договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на особо охраняемых природных территориях федерального значения).
Кроме того, Министерство осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) администрируемых Министерством платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (пункт 3.41 Положения N 707-пр).
В силу статьи 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Таким образом, истец уполномочен на осуществление действий по направлению предупреждения о необходимости исполнения обязательств и реализацию права на обращение за судебной защитой.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В статье 1 Лесного кодекса РФ изложены принципы лесного законодательства, содержание которых охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названного Кодекса.
В силу статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
На основании части 3 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно части 2 статьи 2 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 61 Лесного кодекса РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.
В соответствии с частью 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков (ч. 2 ст. 62 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление проводится путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Аналогичные по своему содержанию предписания в настоящее время отражены в Правилах лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.12.2021 N 1024.
Согласно статье 64 ЛК РФ лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.
Арендатор обязан к выполнению договорных условий по осуществлению лесовосстановительных мероприятий независимо от того, осуществлял он лесохозяйственную деятельность или нет.
Материалами дела подтверждается, что ответчиком нарушены договорные обязательства, не осуществлены мероприятия по посадке лесных культур в 2023 году на площади 3 га, посадка лесных культур выполнена на площади 35 га при необходимом объеме - 38 га, отраженном в Приложении N 6 к договору.
Судом первой инстанции признаны подлежащими удовлетворению исковые требования о понуждении к выполнению обязательств по договору аренды.
Не соглашаясь с принятым судом решением, ответчик ссылается на основание для освобождения арендатора от выполнения лесовосстановительных мероприятий в связи с невозможностью использовать лесной участок в целях, предусмотренных договором, по причинам, независящим от общества.
Решением Хабаровского краевого суда от 02.03.2023 по делу N 3а/51-23, вступившим в законную силу, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 17.12.2018 года N 1186П, в части: - установления вида разрешенного использования лесов "заготовка древесины" (таблица 7 п. 1.2 Регламента) в границах водно-болотного угодья "Озеро Эворон и река Эвур" в кварталах 59, 60, 66, 67, 80, 94 Эвурского участкового лесничества, в кварталах 1-28, 30-34, 59, 60, 74, 75, 77- 79, 82-86, 101 Эворонского участкового лесничества.
В решении суда указано следующее: "Основываясь на исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств и объяснениях, данных лицами, участвующими в деле, суд установил, что занимаемые участковыми лесничествами территории Эворонского лесничества 3 А73-1843/2024 разделены на кварталы: Эвурское - с 1 по 207, Чукчагирское - с 1 по 52, Эворонское - с 1 по 347, Харпичанское - с 1 по 287 (таблица 2 лесохозяйственного регламента). На территории Эворонского лесничества находятся (таблица 5 "Характеристика имеющихся на территории лесничества ООПТ и объектов"): - памятник природы краевого значения водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвор" в кварталах 59, 60, б6-69, 79-83,94-97,109-115, 124-131, 138-144, 151 -157, 165-168, 176- 181, 189-197, 206, 207 Эвурского участкового лесничества, в кварталах 1 - 36, 40 -60, 64 - 87, 94, 101 - 112, 114 -123, 125 - 140, 142 - 159, 168 - 173, 185 - 187, 191 - 193, 201 - 206, 212 - 218, 226 - 234, 247 - 251, 270 Эворонского участкового лесничества, в кварталах 1 - 6, 15 - 19, 29 - 32, 43 - 48, 55 - 60, 68 - 71, 81- 86, 99 - 105, 117 -123,131 -136, 145 -152, 163 -168, 182-185 Харпичанского участкового лесничества.
Правовой режим государственного природного заказника федерального значения "Ольджиканский", государственного природного заказника краевого значения "Харпинский", памятников природы краевого значения "Посадки сосны обыкновенной", "Заросли дуба монгольского, элеутерококка, лимонника китайского, башмачка крапчатого и башмачка большого", "Сосновый бор - лесная площадь" и водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвор" определен как особо охраняемые природные территории, эти земли ограничены в обороте".
В силу положений статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 110 ЛК РФ защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса подлежат освоению в целях, предусмотренных статьей 12 настоящего Кодекса.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
Как следует из решения Хабаровского краевого суда от 02.03.2023 по делу N 3а/51-23, постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 N 471-пр в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края создано водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвур" общей площадью 308 961,95 гектара.
В соответствии с пунктом 1.1. указанного постановления водно-болотное угодье "Озеро Эворон и река Эвур" (далее - водно-болотное угодье) является особо охраняемой природной территорией краевого значения.
В силу положений частей 3, 5 статьи 112 ЛК РФ в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.08.2021 N 558 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях.
Как следует из пункта 3 приложения к данному приказу, лица, которым земельные участки, расположенные на особо охраняемых природных территориях, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с положением о соответствующей особо охраняемой природной территории и проектом освоения лесов, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 2.2.5 Положения о водно-болотном угодье "Озеро Эворон и река Эвур", утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 N 471-пр, на территории водно-болотного угодья запрещаются рубки лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в случаях, указанных в подпунктах 2.3.2 - 2.3.4, 2.3.12 пункта 2.3 настоящего Положения.
Пунктом 2.3.3. Положения предусмотрено, что на территории водно-болотного угодья допускаются рубки в пределах лесных участков, предоставленных на праве аренды на срок действия договоров, заключенных до образования водно-болотного угодья.
Договор аренды лесного участка заключен с ответчиком до образования водно-болотного угодья.
Как Положение о водно-болотном угодье "Озеро Эворон и река Эвур", утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2015 г. N 471-пр, так и приведенный в соответствии и утвержденный 05.02.2024 лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества, допускает рубки лесных насаждений.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 28.10.2022 N 304-ЭС22-12333, доводы о наличии правовой неопределенности при разрешении судами вопросов о законности договоров аренды земельных участков, включающих земли особо охраняемой природной территории, в целях заготовки древесины, правомерно опровергнуты судом, поскольку такие вопросы разрешаются в каждом конкретном случае в зависимости от содержания лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), проекта освоения лесов, режима охраны особо охраняемой природной территории, условий договора аренды соответствующего участка.
Таким образом, не исключена возможность запрета рубки в защитных лесах, а указано на необходимость детального и внимательного изучения в каждом конкретном случае всех обстоятельств, которые могут предоставить возможность производства рубок в защитных лесах.
Министерством в лице исполнитель по государственному контракту от 30.05.2023 N 0122200002523002046 выполнены работы по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края.
Работы по внесению изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств Хабаровского края завершены. По результатам указанных работ министерством принят приказ от 05.02.2024 "Об утверждении изменений в лесохозяйственный регламент Эворонского лесничества" (размещен на официальном сайте министерства в информационно-коммуникационной сети интернет https://1es.khabkrai.ru/Forest_Information\Reglamenty-lesnichestyHabarovskogo-kraya_01.01.2018/).
Положения лесохозяйственного регламента приведены в соответствие с действующим законодательством.
При этом арендатор (ООО "Базальтресурс") вправе внести необходимые изменения в договор аренды лесного участка от 15.07.2013 N 1595/2013 и проект освоения лесов и продолжать хозяйственную деятельность по заготовке древесины.
Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Частью 2 статьи 29 Лесного кодекса предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, заготовка древесины (рубка в предпринимательских целях) допускается в защитных лесах.
Исключения из этого правила прямо устанавливаются Лесным кодексом или иными федеральными законами.
Запреты и ограничения использования защитных лесов установлены в статьях 111 - 116 и 119 Лесного кодекса.
Необходимо обратить внимание, что указанные статьи содержат запреты на осуществление конкретных видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса (например, в лесопарковых зонах запрещена добыча и разведка полезных ископаемых, ведение сельского хозяйства, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства - часть 2 статьи 114 Лесного кодекса).
В силу части 2 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы.
Согласно части 3 статьи 112 Лесного кодекса в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Подпункт "е" пункта 2 статьи 15 указанного Закона запрещает заготовку древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) только на территории национальных парков.
Запрет на заготовку древесины установлен для лесов, расположенных в орехово-промысловых зонах (часть 4 статьи 115 Лесного кодекса).
Лесной кодекс дополнен новой статьей 111.1, регулирующей особенности осуществления рубок лесных насаждений и заготовки древесины в защитных лесах.
Так, частью 3 статьи 111.1 Лесного кодекса предусмотрено, что заготовка древесины допускается в защитных лесах, если проведение сплошных и выборочных рубок не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 112, часть 4 статьи 115 Лесного кодекса).
Таким образом, по смыслу указанной нормы, законодатель в дополнение к положениям статей 12 и 111 Лесного кодекса в части соблюдения целевого назначения лесов уточнил, что заготовка древесины соответствует целевому назначению защитных лесов, если не запрещается рубка лесных насаждений.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 29, частью 4 статьи 115 Лесного кодекса заготовка древесины запрещена Лесным кодексом только в одной подкатегории защитных лесов - орехово-промысловых зонах ценных лесов. Запрет на заготовку древесины в иных категориях защитных лесов, в том числе в нерестоохранных полосах лесов, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, Лесным кодексом не установлен.
Довод заявителя жалобы, что указанное право арендатора не является безусловным и его реализация зависит от различных факторов, не могут подтверждать обоснованность жалобы, поскольку вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что на момент рассмотрения спора данное право было безвозвратно утрачено.
Общество вправе внести необходимые изменения в договор аренды лесного участка от 15.07.2023 N 1595/2023 и проект освоения лесов и продолжать хозяйственную деятельность на лесном участке.
Довод жалобы о том, что лесовосстановление должно проводиться арендатором только на вырубленных участках, не соответствует действующему законодательству.
Лесовосстановление носит комплексный характер и включает в себя множество различных мероприятий, проводимых предусмотренными законом способами, которые не всегда зависят от осуществления арендатором фактической заготовки древесины.
Арендатор не обращался к арендодателю по вопросу выполнения договорного обязательства и необходимости согласования выполнения работ по посадке лесных культур на ином участке, при этом работы по посадке лесных культур на площади 35 га обществом выполнены.
Министерством заявлено требование о взыскании 384 305 руб. неустойки за невыполнение в 2023 году предусмотренных договором аренды лесного участка от 15.07.2013 N 1595/2013 лесовосстановительных мероприятий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пеню).
Согласно подпункту "б" пункта 15 Договора, за нарушение условий настоящего Договора Арендатор уплачивает неустойку за неисполнение, несвоевременное или ненадлежащее исполнение договорных обязательств в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству, а также противопожарному обустройству лесов - 2 % от годовой арендной платы. При этом неустойка начисляется отдельно за каждый неисполненный, несвоевременно исполненный или ненадлежащее исполненный вид работы, установленный Договором (приложение N 6 к Договору).
Оплата Арендатором неустойки не освобождает его от обязанности устранить выявленные нарушения в текущем году, либо по согласованию с Арендодателем в следующем году.
Материалами дела подтверждается нарушение ответчиком договорных обязательств в 2023 году по выполнению мероприятий по посадке лесных культур, в связи с чем суд признал обоснованным начисление неустойки в заявленном размере, не установив оснований для применения положений статьи 401 ГК РФ и освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности.
С учетом ходатайства ответчика, судом применены положения статьи 333 ГК РФ.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Согласно пункту 69 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7), подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 ст. 333 ГК РФ).
Взыскание неустойки носит компенсационный характер и применяется как мера ответственности к лицу, не исполнившему денежное обязательство.
Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 263-О указано, что статьей 333 ГК РФ предусмотрена обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 396 ГК РФ уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре.
С учетом указанных выше норм права, при рассмотрении вопроса об уменьшении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ суд обоснованно установил, что размер неустойки чрезмерно высок.
Исходя из изложенного, а также того обстоятельства, что помимо уплаты неустойки обязанность по выполнению лесовосстановительных мероприятий за 2023 год лежит на арендаторе, руководствуясь принципом соблюдения баланса интересов сторон, судом снижен размер подлежащей взысканию с ответчика неустойки до 190 000 руб.
По мнению коллегии, снижение неустойки до такого размера обеспечит компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, баланс интересов обеих сторон, взыскиваемая судом сумма является достаточной мерой ответственности, соответствующей степени нарушения договорного обязательства.
Министерством заявлено также о взыскании судебной неустойки за просрочку исполнения судебного акта в части выполнения лесовосстановительных мероприятий в размере 3 000 руб. за каждый день неисполнения решения по настоящему делу по день фактического исполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов, а также неисполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную этим Кодексом и другими федеральными законами.
Закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение. По смыслу вышеперечисленных положений закона вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов должны быть исполнены обязанным лицом добровольно в разумный срок, а по возможности - немедленно после вступления их в законную силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено этим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума N 7), на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 ГК РФ).
Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре (пункт 31 Постановления N 7).
По смыслу названных положений, суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления N 7, судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
Размер неустойки, подлежащей взысканию в случае неисполнения обязанной стороной судебного акта, законом не регламентирован, при этом решение вопроса разумности ее размера относится к компетенции суда и разрешается с учетом конкретных обстоятельств дела.
Исходя из общих принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из недобросовестного поведения, руководствуясь принципом обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов, в целях побуждения должника к своевременному исполнению судебного акта, суд правомерно счел обоснованным взыскание неустойки из расчета 3 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда в части исполнения обязательства в натуре, начиная с 02.07.2024.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для её удовлетворения, понесенные при подаче апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 06.02.2024 по делу N А73-18281/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Л. Коваленко |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18281/2023
Истец: Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, Представитель Министерства лесного хозяйстваи лесопереработки Хабаровского края - Ивашов Олег Павлович
Ответчик: ООО "БАЗАЛЬТРЕСУРС"