г. Владимир |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А79-2230/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.05.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.05.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руденковой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Софронова Геннадия Николаевича (ИНН 212900343493, ОГРНИП 304212913300076) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.02.2024 по делу N А79-2230/2023, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Софронова Геннадия Николаевича о признании недействительной претензии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438) от 29.06.2022 N 05/10-4047.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее по тексту - Министерство) на основании обращений граждан направило индивидуальному предпринимателю Софронову Геннадию Николаевичу (далее по тексту - Предприниматель) претензию от 29.06.2022 N 05/10-4047.
Не согласившись с данной претензией, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании её недействительной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЕТК" (далее по тексту - Общество).
Решением от 28.02.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель указывает, что суд первой инстанции не проверил полномочия Министерства по каждому из оспоренных содержащихся в претензии запросов информации, т.е. правовые основания для каждого оспоренного запроса информации Министерства, ограничившись в обосновании законности действий лишь ссылкой на статус Министерства как лица, уполномоченного на осуществление организации регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок и соответствующее этому праву осуществлять проверку деятельности перевозчиков.
Считает, что ему направлялись запросы сведений в отсутствие полномочий на такие запросы, что само по себе нарушает право перевозчика, поскольку Министерство обязывает к принудительному совершению действий, не предусмотренных законом.
По мнению Предпринимателя, несовершение действий не доказывает отсутствие вреда и негативных последствий для заявителя, негативным последствием требований о предоставлении информации является само возложение не предусмотренной законом обязанности по выполнению действий.
Предприниматель заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона N 220-ФЗ межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.06.2012 N 217, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (или Минтранс Чувашии) является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в сферах транспорта, дорожного хозяйства и организации дорожного движения.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 N 534 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики является уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Законом N 220-ФЗ на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Соответственно в рамках возложенных законом на него полномочий Министерство вправе осуществлять проверку деятельности перевозчиков.
Как следует из материалов дела, Предприниматель осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа по регулярным межмуниципальным маршрутам в Чувашской Республике.
Министерством Предпринимателю выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе, по маршруту N 162 "Чебоксары (АВ "Пригородный") - Кугеси".
Сведения о маршрутах содержатся в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики на официальном сайте Минтранса Чувашии в сети "Интернет".
Согласно указанному реестру на маршруте N 162 "Чебоксары (АВ "Пригородный") - Кугеси" максимальное количество транспортных средств, которые используются для перевозок, установлено 30 единиц автобусов малого класса, в том числе 2 резервных.
В Министерство поступило обращение граждан, содержащее сведения о нарушении Предпринимателем условий осуществления перевозки пассажиров по маршруту N 162, в связи с чем, для их проверки Министерством в адрес Предпринимателя была направлена претензия от 29.06.2022 N 05/10-4047, из которой следует, что в связи с многочисленными жалобами граждан по работе межмуниципального маршрута N 162 "Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Кугеси", Министерство требует представить информацию по следующим вопросам:
- Какое фактическое количество транспортных средств обслуживает маршрут N 162?
- Фактическое расписание движения автобусов по маршруту N 162 (время начала первого рейса, в будние дни и в выходные дни, время начала последнего рейса в будние и выходные дни).
- Какое фактическое количество работающих водителей на маршруте N 162, из них количество водителей работающих по Трудовому кодексу Российской Федерации?
- Указать фактическое количество терминалов безналичной оплаты проезда установленных и работающих в автобусах маршрута N 162?
По фактам жалоб пассажиров на вымогательство водителями автобуса маршрута N 162 за оплату проезда пассажирами наличной формы, также рекомендовано провести служебную проверку и представить информацию о результатах такой проверки.
Запрашиваемую информацию представить в адрес Министерства в срок до 05.07.2022 на адрес электронной почты.
В Министерство запрашиваемая информация не поступала.
Учитывая, что оспариваемая претензия содержала запрос информации, представление которой не является обязательным и, соответственно ответа не поступало, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что неисполнение оспариваемой претензии не повлекло никаких правовых последствий для Предпринимателя.
Доводы Предпринимателя о нарушении Министерством требований Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", правомерно отклонены судом в силу следующего.
В пункте 1 Постановления N 336 предусмотрено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.
Согласно пункту 9 Постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Буквальное толкование пункта 9 Постановления N 336 во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" свидетельствует о том, что он непосредственно связан именно с указанной формой деятельности федеральных органов исполнительной власти, которой, однако, не исчерпываются полномочия данных органов, предусмотренные другими федеральными законами. Оспариваемое нормативное положение распространяется только на правоотношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами контрольных (надзорных) мероприятий в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Закона N 248-ФЗ, в том числе касающихся рассмотрения соответствующих обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в этой сфере.
При поступлении обращения гражданина уполномоченное должностное лицо в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) обязано с учетом характера и содержания обращения определить в пределах своих полномочий, в каком порядке обращение подлежит рассмотрению, принимая во внимание тот факт, что наряду с общим порядком рассмотрения обращений граждан, предусмотренным Законом N59-ФЗ, федеральными конституционными законами или иными федеральными законами может устанавливаться особый порядок рассмотрения отдельных видов обращений граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения (пункт 1); запрашивают необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт 2); принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4); уведомляют о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5).
На основании части 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу приведенных нормативных положений поступление в Министерства письменных обращений граждан породило обязанность уполномоченного органа рассмотреть указанные в них довода по существу и направить ответы на обращения.
В данном случае Министерство, направляя претензию Предпринимателю о предоставлении сведений, действовало в рамках вышеуказанных норм, поскольку содержащиеся в обращении граждан доводы требовали проверки уполномоченным органом, о чем также свидетельствует указание в сопроводительном письме от 10.06.2022 (л.д. 34).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемая претензия Министерства соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов Предпринимателя, не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.02.2024 по делу N А79-2230/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Софронова Геннадия Николаевича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2230/2023
Истец: ИП Софронов Геннадий Николаевич
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "ЕТК"