г. Москва |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А40-213185/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 декабря 2023 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-213185/23,
по исковому заявлению ООО "МРТ" (ИНН 7717745514)
к ОАО "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727)
о взыскании 787 664 руб. 69 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "МРТ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 787 664 руб. 69 коп. в возмещение убытков.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2023 года по делу N А40-213185/23 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в январе 2023 года ОАО "РЖД" приняло исправные вагоны N 91135558, N 95787479, N 95672564, N 95423547 (далее - вагоны), принадлежащие Истцу на праве финансовой аренды (лизинг), к перевозке, что подтверждается железнодорожными накладными N 33659213, N 33659182, N 33676755, N 33640209.
В соответствии со ст.20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, т.е. ОАО "РЖД".
Приняв вагоны к перевозке, ОАО "РЖД" до возвращения их истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей.
18 января 2023 года в процессе следования вагона N 91135558, в соответствии с железнодорожной накладной N 33659182, составлено уведомление формы ВУ -23-М на ремонт по неисправности "выщербина обода колеса".
Истцом для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой (исх.N 1285 от 19.01.2023 г., вх. 0434/ОБ/108/1 от 19.01.2023 г.)
Вагон был осмотрен работником ООО "МРТ" Доценко Я.В. (обладающим специальными знаниями, что подтверждается дипломом специалиста). Представитель ОАО "РЖД" от подписи отказался. По результатам осмотра 20 января 2023 года был составлен Акт комиссионного осмотра вагона.
18 января 2023 года в процессе следования вагона N 95787479, в соответствии с железнодорожной накладной N 33659213, составлено уведомление формы ВУ -23-М на ремонт по неисправности "выщербина обода колеса".
Истцом для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой (исх.N 1285 от 19.01.2023 г., вх. 0434/ОБ/108/1 от 19.01.2023 г.)
Вагон был осмотрен работником ООО "МРТ" Доценко Я.В. (обладающим специальными знаниями, что подтверждается дипломом специалиста). Представитель ОАО "РЖД" от подписи отказался. По результатам осмотра 20 января 2023 года был составлен Акт комиссионного осмотра вагона.
22 января 2023 года в процессе следования вагона N 95672564, в соответствии с железнодорожной накладной N 33676755, составлено уведомление формы ВУ-23-М на ремонт по неисправности "выщербина обода колеса".
Истцом для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой (исх.N 1296 от 23.01.2023 г., вх. N 0530/ОБ/93/1 от 23.01.2023 г.)
Вагон был осмотрен работником ООО "МРТ" Доценко Я.В. (обладающим специальными знаниями, что подтверждается дипломом специалиста). Представитель ОАО "РЖД" от подписи отказался. По результатам осмотра 24 января 2023 года был составлен Акт комиссионного осмотра вагона.
16 января 2023 года в процессе следования вагона N 95423547, в соответствии с железнодорожной накладной N 33640209, составлено уведомление формы ВУ-23-М на ремонт по неисправности "выщербина обода колеса".
Истцом для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой (исх.N 1261 от 16.01.2023 г., вх. N 0285/ОБ/88/1 от 16.01.2023 г.).
Вагон был осмотрен работников ООО "МРТ" Доценко Я.В. (обладающим специальными знаниями, что подтверждается дипломом специалиста). Представитель ОАО "РЖД" от подписи отказался. По результатам осмотра 17 января 2023 года был составлен Акт комиссионного осмотра вагона.
В результате повреждения грузовых вагонов истом понесены убытки в виде стоимости текущего ремонта вагона, уменьшения стоимости имущества, расходов на отправление телеграммы, расходов на представителя, упущенной выгоды.
Размер убытков, причиненных истцу, вследствие повреждения вагонов, составил 787 664,69 рублей. Расчет убытков приложен истцом к исковому заявлению.
Статья 105 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2021 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, рег.N 1927), ответственность за неисправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Согласно п.2.5.2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной 22.05.2009 г на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами.
Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу п.2.5.3. Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ -14 о признании их технически неисправными.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст.15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости имущества, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие повреждения и последующего ремонта.
В результате обточки колесных пар, колесные пары утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода, что является реальным ущербом истца.
Судом первой инстанции установлено, что истцом понесены убытки по вине ответчика на сумму 787 664,69 (семьсот восемьдесят семь тысяч шестьсот шестьдесят четыре рублей 69 копеек), в связи с чем, требования были удовлетворены.
Как следует из представленных истцом в материалы дела актов комиссионного осмотра, на колесных парах вагонов были обнаружены дефекты - "выщербина на одностороннем ползуне".
Согласно Актам комиссионного осмотра вагонов, указанные неисправности колесных пар относятся к термомеханическим повреждениям колес, к акту прилагаются фотоматериалы. В фотоматериалах усматривается наличие на круговой поверхности катания плоских мест - "односторонних ползунов", образовавшиеся впоследствии "выщербины на одностороннем ползуне".
По результатам комиссионных осмотров неисправных колесных пар вагонов установлено, что на поверхности колесных пар выявлены односторонние ползуны и выщербины на месте односторонних ползунов, т.е. неисправности, которые соответствуют кодам 116, 915, 917 Классификатора основных неисправностей грузовых вагонов К ЖА 2005 04 ("ползун на поверхности катания на одном колесе", "повреждение на станционных путях общего пользования, "повреждение в поездной работе"), и по своему характеру являются повреждениями, образовавшимися в результате неправильной эксплуатации вагонов перевозчиком.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявителем апелляционной жалобы не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным довод ответчика о том, что исковые требования по вагону N 91135558 на сумму 199 012,52 руб. заявлены дважды.
Требования о взыскании убытков по вагону N 91135558 на сумму 199 012,52 руб. были заявлены Истцом также в рамках дела N А40-210855/2023 и удовлетворены в полном объеме.
Решения суда по указанным делам вынесены одновременно - 24.11.2023, мотивированные решения изготовлены также в один день - 15.12.2023.
Между тем, исковое заявление по делу А40-210855/2023 поступило в суд раньше и было принято к производству суда.
Таким образом, требование по вагону N 91135558 первоначально заявлено именно в деле А40-210855/2023.
В этой связи, исковые требования о взыскании убытков по вагону N 91135558 на сумму 199 012,52 руб. в рамках настоящего дела удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 декабря 2023 года по делу N А40-213185/23 изменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "МРТ" 588 652 руб. 17 коп. в возмещение убытков, возмещение расходов по оплате госпошлины 14015 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213185/2023
Истец: ООО "МРТ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"