город Ростов-на-Дону |
|
27 мая 2024 г. |
дело N А01-1886/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Гамова Д.С., Николаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Альковой О.М.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бата Анзора Аскарбиевича на определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.03.2024 по делу N А01-1886/2021 об утверждении финансового управляющего
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Бата Анзора Аскарбиевича
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Бата Анзора Аскарбиевича (далее - должник) Арбитражный суд Республики Адыгея рассмотрел вопрос об утверждении финансового управляющего имуществом должника.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.03.2024 по делу N А01-1886/2021 финансовым управляющим должника утвержден Хагундоков Руслан Мухарбиевич, член Ассоциации "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие"". Суд утвердил единовременное денежное вознаграждение финансового управляющего в размере 25 000 руб. за счет средств должника.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.03.2024 по делу N А01-1886/2021, должник обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована незаконностью принятого судебного акта. Должник указал, что за его счет произведена смена финансового управляющего, что недопустимо.
В отзыве на апелляционную жалобу финансовый управляющий имуществом должника Хагундоков Р.М. просит определение суда оставить без изменения. В отзыве содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.03.2024 по делу N А01-1886/2021 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01.11.2023 финансовый управляющий должника Савенчук С.А. освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей финансового управляющего в деле о банкротстве должника. Собранию кредиторов предложено представить решение о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2023 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.03.2024 указанное определение оставлено без изменения.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.11.2023 суд обязал Ассоциацию "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий"" представить кандидатуру арбитражного управляющего.
Определением от 19.12.2023 суд повторно предложил собранию кредиторов представить новую саморегулируемую организацию арбитражных управляющих.
Во исполнение определений суда от 01.11.2023, от 29.11.2023 и от 19.12.2023 ответы от Ассоциации "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий"" и собрания кредиторов не поступили.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 23.01.2024 судебное заседание отложено до 12.03.2024, суд применил метод случайной выборки саморегулируемой организации, направил запросы в одиннадцать саморегулируемых организаций о предоставлении кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве должника.
Во исполнение определения Арбитражного суда Ркспублики Адыгея от 23.01.2024 Ассоциация "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие"" представила кандидатуру арбитражного управляющего Хагундокова Руслана Мухарбиевича и соответствующие документы в отношении него.
Назначено судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении финансового управляющего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве, отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI названного Федерального закона.
В соответствии с действующим законодательством, арбитражный управляющий является одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии, на которого возложено непосредственное проведение процедуры банкротства должника, и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях (определение от 19.12.2019 N 3464-О), процедуры банкротства носят публично-правовой характер; в силу различных, зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законных интересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства; достижение этой публично-правовой цели призван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом в порядке, установленном статьей 45 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 213.9 Закона о банкротстве участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 статьи 213.9 Закона о банкротстве, в случае освобождения или отстранения финансового управляющего арбитражный суд утверждает нового управляющего в порядке, установленном статьей 45 Закона о банкротстве, с учетом положений статьи 213.4 Закона о банкротстве.
По смыслу указанных норм, положения статей 45 Закона о банкротстве применимы к процедуре назначения финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина в той части, в которой они не противоречат специальной норме статьи 213.4 Закон о банкротстве.
В силу пункта 5 статьи 45 Закона о банкротстве арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве.
Пункт 6 статьи 45 Закона о банкротстве предусматривает, что в случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном названной статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"" разъяснено, что согласно пункту 6 статьи 45 Закона о банкротстве в случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации не представлено собранием кредиторов в суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в суд в порядке, установленном этой статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.
В связи с изложенным к направляемому в суд заявлению (ходатайству) об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего заявителем должны быть приложены доказательства направления копий этого заявления саморегулируемой организации и представителю собрания кредиторов. В данном случае собрание кредиторов вправе принять решение о выборе арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации как до судебного заседания по вопросу об освобождении (отстранении) арбитражного управляющего, так и после принятия судебного акта об этом. Проведение такого собрания кредиторов освобожденным (отстраненным) арбитражным управляющим, а в соответствующих случаях самими кредиторами не является основанием для признания принятого решения недействительным.
В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 названного Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации. Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 названного Федерального закона, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд рассматривает ходатайства иных лиц, участвующих в деле о банкротстве (пункт 7 статьи 45 Закона о банкротстве).
Таким образом, законодатель установил процедуру утверждения кандидатуры управляющего, ограничивая всех участников процесса определенными временными рамками, что направлено как на защиту прав и законных интересов участников процесса, так и в целях соблюдения сроков процедуры банкротства. При этом должны соблюдаться нормы Закона о банкротстве, обеспечивающие право собрания кредиторов на выбор кандидатуры иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В случае непредставления собранием кредиторов своего решения о таком выборе суд вправе рассмотреть кандидатуру арбитражного управляющего, представленную саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, членом которой являлся освобожденный (отстраненный) арбитражный управляющий.
Поскольку Ассоциация "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Меркурий"" и собрание кредиторов не представили кандидатуру саморегулируемой организации или арбитражного управляющего, суд направил запросы в одиннадцать саморегулируемых организаций посредством применения метода случайной выборки.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 названного Закона, в соответствии с пунктом 5 которой по результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней), и статье 20.2 названного Закона, содержащей перечень оснований, по которым суд может отказать в утверждении представленной кандидатуры в качестве арбитражного управляющего (в числе которых, в том числе, заинтересованность кандидата по отношению к должнику, кредиторам), или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.
Такое требование обусловлено тем, что процедуры банкротства носят публично-правовой характер, ввиду чего для достижения названной цели института банкротства основной обязанностью законодателя является максимально возможное обеспечение баланса прав и законных интересов (часто противоположных) участвующих в деле о банкротстве лиц, что, в числе прочего, обеспечивается посредством утверждения судом в порядке статьи 45 Закона о банкротстве управляющего, наделяемого для проведения процедур банкротства полномочиями, которые в значительной степени носят публично-правовой характер, и решения которого являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2005 N 12-П).
С учетом специфики производства по делам о несостоятельности (банкротстве), заключающейся в том, что в конкурентной борьбе за распределение конкурсной массы неплатежеспособного должника наряду с независимыми кредиторами, разумно рассчитывающими на погашение имеющейся перед ними задолженности, могут участвовать лица, имеющие расхожие с гражданско-правовым сообществом, объединяющим кредиторов, интересы (заинтересованные (аффилированные) по отношению к должнику или его бенефициарам лица, интерес которых состоит в сохранении имущества/активов должника за собой), либо намеревающиеся реализовать схему контролируемого банкротства, сложившейся судебной практикой выработан правовой подход, направленный на обеспечение подлинной независимости управляющего, предотвращение потенциального конфликта интересов, на устранение всяких сомнений по поводу того, что управляющий, предложенный должником, в приоритетном порядке будет учитывать интересы последнего, ущемляя тем самым права гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов, о наличии у суда права определения кандидатуры арбитражного управляющего методом случайной выборки по аналогии с пунктом 5 статьи 37 Закона о банкротстве (пункт 12 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований контролирующих должника и аффилированных с ним лиц, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.01.2020 и пункт 27.1 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Как разъяснено в пункте 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", суд не может допускать ситуации, когда полномочиями управляющего обладает лицо, в наличии у которого должной компетентности, добросовестности или независимости у суда имеются существенные и обоснованные сомнения, следовательно, стороне, возражающей против утверждения конкретной кандидатуры управляющего (либо саморегулируемой организации), достаточно подтвердить существенные и обоснованные сомнения в независимости управляющего, иными словами, зародить у суда разумные подозрения относительно приемлемости названной кандидатуры, при этом в целях отклонения кандидатуры управляющего отсутствует необходимость доказывать его аффилированность с должником, поскольку такой подход является излишне строгим и не согласуется с названными разъяснениями.
Согласно позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2020 N 305-ЭС19-26656, если у суда имеются разумные подозрения в независимости управляющего, то суд всегда имеет право затребовать кандидатуру другого управляющего, и, поскольку законом вопрос об утверждении управляющего отнесен к компетенции суда, то суд не может быть связан при принятии соответствующего решения исключительно волей кредиторов (как при возбуждении дела, так и впоследствии).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что определение кандидатуры конкурсного управляющего методом случайного выбора приведет к выбору объективно независимого, незаинтересованного в исходе банкротного дела в пользу того или иного конкретного кредитора управляющего, который с большей вероятностью исключит конфликт интересов кредиторов и должника и не будет связан интересами только должника или его конкурсного кредитора. В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для определения кандидатуры финансового управляющего должника путем случайного выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой арбитражный управляющий подлежит утверждению.
Закон о банкротстве не исключает дискреционных полномочий арбитражного суда и возможности при наличии к тому объективных оснований не принимать предложенную заявителем по делу о банкротстве или собранием кредиторов кандидатуру управляющего либо саморегулируемую организацию и определить данную кандидатуру из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, определенной путем случайной выборки.
При этом выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих указанным методом не препятствует осуществлению конкурсными кредиторами контроля за деятельностью арбитражного управляющего, оценке правомерности и разумности его действий.
Суд первой инстанции назначил финансовым управляющим лицо, определенное методом случайной выборки.
При этом, указанным методом определена не кандидатура арбитражного управляющего, а саморегулируемая организация, из числа членов которой может быть утвержден арбитражный управляющий.
Согласно представленной Ассоциацией "Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Содействие"" информации об арбитражном управляющем, Хагундоков Руслан Мухарбиевич является членом саморегулируемой организации, имеет страховой полис и соответствующую подготовку, выразил согласие быть утвержденным в деле о банкротстве.
Суд не располагает сведениями о том, что Хагундоков Руслан Мухарбиевич является заинтересованным лицом по отношению к должнику и кредиторам.
Доказательства, подтверждающие наличие препятствий для утверждения Хагундокова Руслана Мухарбиевича финансовым управляющим, существенных и обоснованных сомнений в наличии у него должной компетентности, добросовестности или независимости, аффилированности с участниками дела о несостоятельности, не представлены, в связи с этим суд обоснованно утвердил финансовым управляющим должника Хагундокова Руслана Мухарбиевича.
Заинтересованные лица вправе привести суду доводы об обстоятельствах, исключающих утверждение конкретной кандидатуры арбитражного управляющего для ведения процедур в отношении данного должника.
Лица, участвующие в деле, не представили доказательства заинтересованности между арбитражным управляющим и кредиторами, иными лицами, участвующими в деле.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Вопреки доводам апеллянта, обжалованный судебный акт не нарушает права должника. С учетом положений статей 20.6, 20.7 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 97 "О некоторых вопросах, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего при банкротстве", если полномочия финансового управляющего в одной процедуре банкротства осуществляли два арбитражных управляющих, с учетом периода исполнения обязанностей каждым финансовым управляющим и их вклада в достижение целей банкротства, фиксированное вознаграждение выплачивается финансовым управляющим пропорционально после завершения процедуры банкротства.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Адыгея от 12.03.2024 по делу N А01-1886/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Д.С. Гамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1886/2021
Должник: Бат Анзор Аскарбиевич
Кредитор: АО "Альфа Банк", Богус Руслан Юрьевич, ООО "ФЕНИКС", ПАО "Сбербанк России", ПАО Юго-Западный банк Сбербанк Краснодарское ГОСБ N8619, Халиш Тимур Байзетович
Третье лицо: АО "Альфа-Банк", Ассоциация "СОАУ "МЕРКУРИЙ", ООО "Траст", Савенчук Сергей Анатольевич, УФНС по Республике Адыгея, УФССП по РА, Финансовый управляющий Савенчук Сергей Анатольевич, Чермит Заира Аскарбиевна
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11460/2024
28.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7264/2024
01.06.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4251/2024
27.05.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5651/2024
05.04.2024 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3054/2024
22.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-108/2024
11.03.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1052/2024
09.02.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-85/2024
22.12.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19182/2023
30.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17125/2023
24.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16297/2023
24.11.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16296/2023
20.10.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15308/2023
27.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4995/2023
20.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-948/2023
27.12.2022 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-1886/2021
09.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9094/2022
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7286/2022
14.07.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11088/2022
31.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6159/2022
11.05.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6153/2022