г. Хабаровск |
|
27 мая 2024 г. |
А16-3241/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мангер Т.Е.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционные жалобы Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, судебного пристава-исполнителя ОСП по Смидовическому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Базюк Елены Владимировны
на решение от 26.02.2024
по делу N А16-3241/2023
Арбитражного суда Еврейской автономной области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ОГРН 1177901000210, ИНН 7903529415)
к судебному приставу-исполнителю ОСП по Смидовическому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Базюк Елены Владимировны (ОГРН 1042700170127, ИНН 2721121647), к ГУФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1042700170127, ИНН 2721121647)
о признании незаконным действий, об обязании определить Администрацию Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области взыскателем четвертой очереди в сводном исполнительном производстве N 48807/21/27035-СД,
заинтересованное лицо: Администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, должник по исполнительному производству - общество с ограниченной ответственностью "Южное жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1047900120333, ИНН 7903503784)
при участии в заседании: от Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области: Шашко Надежда Олеговна, глава администрации, на основании постановления от 09.08.2022 N 243 (посредством веб-конференции),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - ООО "Прогресс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Смидовичскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Базюк Елене Владимировне (далее - судебный пристав-исполнитель Базюк Е.В.) по определению Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области (далее - администрация), как взыскателя третьей очереди, об обязании должностного лица определить администрацию взыскателем четвертой очереди в сводном исполнительном производстве N 48807/21/27035-СД, возбужденному в отношении должника - общества с ограниченной ответственностью "Южное жилищное коммунальное хозяйство" (далее - ООО "Южное ЖКХ").
Решением суда от 26.02.2024 заявленные требования удовлетворены: действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Смидовическому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Базюк Елены Владимировны по определению Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, как взыскателя третьей очереди, признаны незаконными; суд обязал судебного пристава-исполнителю отдела судебных приставов по Смидовичскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Базюк Елену Владимировну в силу пункта 4 части 1 статьи 111 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по исполнительному производству N 25076/21/27035-ИП определить требование муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в лице администрации как требование четвертой очереди удовлетворения требований кредиторов ООО "Южное жилищное коммунальное хозяйство".
Полагая, что решение вынесено незаконно, необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, администрация и судебный пристав-исполнитель Базюк Е.В. обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение отменить, в удовлетворении заявленных ООО "Прогресс" требований отказать.
Администрация в своей апелляционной жалобе ссылается на то что, Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) не содержит градации по платежам в бюджет, исходя из родового признака. Бюджет поселения входит в единую бюджетную систему РФ, более того, исполнительный лист администрации о взыскании с ООО "Южное ЖКХ" денежных средств поступил ранее, чем исполнительный лист ООО "Прогресс".
Судебный пристав-исполнитель Базюк Е.В. в своей апелляционной жалобе указывает, что в соответствии со статьей 111 Закона N 229-ФЗ, по должнику ООО "Южное ЖКХ" первой и второй очередности взыскания нет, удовлетворены требования взыскания третьей очереди. В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на статью 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в которой представлен список доходов бюджета, которые подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. К неналоговым поступлениям в бюджет относятся доходы от использования государственного имущества, либо имущества находящегося в муниципальной собственности. Заявитель жалобы полагает, что администрация является бюджетополучателем и поступающие денежные средства на ее счет являются бюджетными, проходят через казначейство, в связи с чем очередность расчета со взыскателями в рамках сводного исполнительного производства определена законно, поскольку требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь.
Представитель администрации в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивала на её удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что не препятствовало суду в порядке статьи 156 АПК РФ, пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Ко дню судебного заседания от ООО "Прогресс" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, по тексту которого общество не согласилось с доводами жалоб, просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что взыскиваемая с ООО "Южное ЖКХ" в пользу муниципального образования задолженность по арендной плате по договору аренды муниципального имущества не является обязательным платежом в бюджет муниципального образования. Общество указывает, что данная задолженность не может стоять в третьей очереди, поскольку денежные средства зачисляются на лицевой чет бюджетной организации арендодателя, в связи с чем, требование администрации о взыскании задолженности относится к четвертой очереди. Кроме того в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителя ООО "Прогресс".
Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Повторно рассматривая спор, суд апелляционной инстанции, по результатам изучения материалов дела и доводов апелляционных жалоб, пришел к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением от 22.04.2021 по делу N А73- 4474/2021 Арбитражного суда Хабаровского края c ООО "Южное ЖКХ" в пользу ООО "Прогресс" взыскана задолженность по договору поставки угля от 01.08.2019 в сумме 18 299 243,54 рубля, а также судебные расходы.
26.07.2021 на основании вступившего в законную силу решения суда от 22.04.2021 по делу N А73- 4474/2021выдан исполнительный лист серии ФС 035722284.
14.12.2021 на основании исполнительного листа ФС 035722284 возбуждено исполнительное производство N 57109/21/27035-ИП.
Решением от 07.10.2020 по делу N А16-113/2020 Арбитражного суда Еврейской автономной области, измененным постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа с ООО "Южное ЖКХ" в пользу муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района в лице администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области взыскано 1 193 536, 08 рубля задолженности по арендной плате по договору аренды муниципального имущества от 15.09.2017 N5/1/17.
01.06.2021 на основании вступившего в законную силу решения суда от 07.10.2020 по делу N А16-113/2020 выдан исполнительный лист серии ФС 038135397.
08.06.2021 на основании исполнительного листа серии ФС 038135397 возбуждено исполнительное производство N 25076/21/27035-ИП.
Кроме этого в отношении ООО "Южное ЖКХ" возбуждено 25 исполнительных производств, которые с исполнительными производствами N N 57109/21/27035-ИП и 25076/21/27035-ИП объединены в сводное исполнительное производство N 48807/21/27035-СД.
24.08.2023 ООО "Прогресс" обратилось в службу судебных приставов с заявлением привести в соответствие с Законом N 229-ФЗ очередность взыскателей, а именно определить очередность требований администрации, как требование четвертой очереди.
В ответ на данное обращение 04.10.2023 судебный пристав сообщил, что по должнику - ООО "Южное ЖКХ" в соответствии со статьей 111 Закона N 229-ФЗ первой и второй очередности взыскания нет, очередность взыскания удовлетворено требование взыскания третей очереди, а именно в бюджет и во внебюджетные фонды. В данном случае выступает администрация муниципального района "Смидовичское городское поселение". В четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования взыскателей, в данном случае ООО "Прогресс".
Расценив действия судебного пристава как незаконные и нарушающие права и законные интересы общества, ООО "Прогресс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив позицию заявителей жалоб, заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены/изменения решения суда на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, а также разъяснениям, изложенным в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ), в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В пункте 1 статьи 13 Закона N 118-ФЗ установлена обязанность судебного пристава использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 111 Закона N 229-ФЗ в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности: 1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда; 2) во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; 3) в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; 4) в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования(часть 1 названной статьи).
В соответствии с частью 2 статьи 111 Закона N 229-ФЗ при распределении каждой взысканной с должника денежной суммы требования каждой последующей очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди в полном объеме.
Частью 3 статьи 111 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе.
Таким образом, в третьей очереди указанной нормы состоят не все платежи в бюджет и внебюждетные фонды, а только обязательные.
Из материалов дела судом первой инстанций установлено следующее.
Решением от 07.10.2020 по делу N А16-113/2020 Арбитражного суда Еврейской автономной области, измененным постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа с ООО "Южное ЖКХ" в пользу муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района в лице администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области взыскано 1 193 536, 08 рубля задолженности по арендной плате по договору аренды муниципального имущества от 15.09.2017 N5/1/17.
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 39 БК РФ).
Согласно положениям статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Из системного толкования норм следует, что задолженность по договору аренды муниципального имущества представляет собой неналоговый доход бюджета муниципального образования, вместе с тем под обязательным платежом в бюджет и во внебюджетные фонды понимается платеж, уплачиваемый в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Отличительной особенностью обязательного платежа является его публичность.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обязанность по внесению арендной платы за пользование муниципальным имуществом, порядок внесения платежей и их размер в названном выше деле определялся соответствующим договором. Следовательно, названная обязанность возникла из гражданско - правовых отношений, которые регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании изложенного, судом первой инстанции верно отмечено, что взыскание с ООО "Южное ЖКХ" в пользу муниципального образования заложенности по арендной плате по договору аренды муниципального имущества не является обязательным платежом в бюджет муниципального образования, в связи с чем задолженность по арендной плате перед администрацией Смидовического городского поселения в размере 1 193 536, 08 руб. по решению Арбитражного суда Еврейской автономной области по делу N А16- 113/2020 состоит в одной очереди с задолженностью за поставленный уголь перед ООО "Прогресс" в размере 18 413 389,50 руб. по решению Арбитражного суда Хабаровского края от 22.04.2021 по делу N А73-4474/2021.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемые действия судебного пристава - исполнителя по определению администрации, как взыскателя третьей очереди не соответствуют требованиям Закона N 229-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителя, как взыскателя по исполнительному производству. В связи с чем, доводы апеллянта в данной части подлежат отклонению.
Повторно разрешая спор, апелляционный суд, принимая во внимание, что оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя не соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, в связи с чем, безусловно, влекут нарушение прав взыскателя на своевременное исполнение требований исполнительного документа, полагает, что, удовлетворив заявленные ООО "Прогресс" требования, суд первой инстанций принял законное и обоснованное решение.
С учетом характера заявленных требований, суд первой инстанции, в соответствии с предписаниями статьи 201 АПК РФ, правомерно счел возможным применить способ восстановления нарушенного права в виде обязания судебного пристава-исполнителя Базюк Е.В. по исполнительному производству N 25076/21/27035-ИП определить требование муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района ЕАО в лице администрации как требование четвертой очереди удовлетворения требований кредиторов ООО "Южное ЖКХ" в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов взыскателя.
Положенные в основу апелляционных жалоб доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие апеллянтов с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26.02.2024 по делу N А16-3241/2023 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Е. Мангер |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-3241/2023
Истец: ООО "Прогресс"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель ОСП по Смидовическому району УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО Базюк Елена Владимировна
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ СМИДОВИЧСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СМИДОВИЧСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ