город Омск |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А81-9454/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Горобец Н.А.,
судей Веревкина А.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2156/2024) некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2024 по делу N А81-9454/2023 (судья Соколов С.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Янтарное" (ИНН 8903035672, ОГРН 1178901003490) к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (ИНН 8901998519, ОГРН 1148900000369) об обязании организовать проведение работ по капитальному ремонту, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "СтройЦентр" (ИНН 8903032625, ОГРН 1128903001358), муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказчика по управлению парком и муниципальным хозяйством" (ИНН 8903034245, ОГРН 1158903000080), саморегулируемой организации Союз "Строители Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901024900, ОГРН 1098900000022), общества с ограниченной ответственностью "СтройКонтрольЮгра" (ИНН 8602204670, ОГРН 1138602009864),
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителей:
от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" - Хаджирадова Е.А. по доверенности от 08.11.2023 N 50 сроком действия 31.12.2024, паспорт,
от общества с ограниченной ответственностью "Янтарное" - Тренихин А.В. по доверенности от 29.12.2023 N 036 сроком действия 31.12.2024, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Янтарное" (далее - ООО "Янтарное", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Фонд, ответчик) об обязании организовать проведение работ по капитальному ремонту инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Рыжкова, д. 10, которые не были произведены по договору подряда от 15.06.2022 КР N 29-2КР-2022, с приобретением необходимых материалов, а именно согласно пунктам 540-614 акта от 10.11.2022 N 1.
Определениями от 02.10.2023, от 30.11.2023 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "СтройЦентр" (далее - ООО "СтройЦентр"), муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказчика по управлению парком и муниципальным хозяйством" (далее - МКУ "Служба муниципального заказчика"), саморегулируемая организация Союз "Строители Ямало-Ненецкого автономного округа, общество с ограниченной ответственностью "СтройКонтрольЮгра" (далее - ООО "СтройКонтрольЮгра").
В порядке статьи 132 АПК РФ Фонд обратился в суд со встречным исковым заявлением к ООО "Янтарное" о предоставлении доступа в помещения общего пользования для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Надым, ул. Рыжкова, 10.
Определением от 23.01.2024 встречный иск возвращен.
Решением от 05.02.2024 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-9454/2023 исковые требования ООО "Янтарное" удовлетворены. Суд обязал Фонд в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по капитальному ремонту инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Рыжкова, д. 10, которые не было произведены по договору подряда от 15.06.2022 КР N 29-2КР-2022, с приобретением необходимых материалов, а именно согласно пунктам 540-614 от 10.11.2022 акта N 1:
1) установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 25 мм. - 228 шт.;
2) кран шаровой 11Б27п1, номинальное давление 1,0 Мпа (10 кгс/см2), номинальный диаметр 15 мм, присоединение к трубопроводу муфтовое - 228 шт.;
3) прокладка трубопроводов газоснабжения из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб диаметром 40 мм, прим. Гильзы - 96-м;
4) крепления для трубопроводов оцинкованные: кронштейны, планки, хомуты - 28,8 кг;
5) трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб с гильзами и креплениями для газоснабжения диаметром 40 мм. - 96-м;
6) заделка отверстий, гнезд и борозд в стенах и перегородках бетонных площадью до 0,1 м2 - 0,048 м3;
7) смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В7,5 (М100) - 0,04992 м3;
8) гидроизоляция полиуретановым герметиком с уплотнением пенополиэтиленовым прокладочным шнуром горизонтальных швов - 96-м;
9) шнур асбестовый общего назначения ШАОН - 0,01738 т;
10) сборка узла трубопровода водоснабжения и отопления из многослойного полипропилена, армированного стекловолокном, раструбная сварка, наружный диаметр 32 мм - 648 соединений;
11) сборка узла трубопровода водоснабжения и отопления из многослойного полипропилена, армированного стекловолокном, раструбная сварка, наружный диаметр 20 мм - 114 соединений;
12) прокладка внутренних трубопроводов водоснабжения и отопления из многослойных полипропиленовых труб из заранее собранных - 648 м;
13) Хомуты с быстродействующим замком для крепления труб размером 32-37 мм. - 810 шт.;
14) трубы полипропиленовые ПП-Р номинальное давление 1.0 Мпа номинальный наружный диаметр - 664,2 м;
15) тройник полипропиленовый переходной диаметр 32х20х32 мм. - 228 шт.;
16) муфта полипропиленовая соединительная диаметр 32 мм. - 192 шт.;
17) заглушка полиэтиленовая электросварная для газа и водоснабжения диаметр
32 мм. - 48шт.;
18) прокладка внутренних трубопроводов водоснабжения и отопления из многослойных полипропиленовых труб из заранее собранных - 114 м;
19) хомуты с быстродействующим замком для крепления труб размером 20-24 мм. - 190,38 шт.;
20) трубы полипропиленовые ПП-Р номинальное давление 1,0 Мпа номинальный наружный диаметр - 116,85 м;
21) муфта полипропиленовая комбинированная с наружной резьбой номинальный наружный диаметр 20 мм размер резьбы 1/2 - 228 шт.;
22) угольник ХПВХ 90 номинальное давление 2,5 Мпа (25 кгс/см2) диаметр 20 мм;
23) установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 25 мм. - 228 шт.;
24) кран шаровой 11Б27п1, номинальное давление 1,0 Мпа (10 кгс/см2), номинальный диаметр 15 мм, присоединение к трубопроводу муфтовое - 228 шт.;
25) установка вентилей задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 25 мм - 228 шт.;
26) прокладка трубопроводов газоснабжения из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб диаметром 40 мм, прим. Гильзы - 96-м;
27) крепления для трубопроводов оцинкованные: кронштейны, планки, хомуты - 28,8 кг;
28) трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб с гильзами и креплениями для газоснабжения диаметр 40 мм. - 96 м;
29) прокладка трубопроводов газоснабжения из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб диаметром 32 мм, гильзы, прим. - 168 м;
30) крепления для трубопроводов оцинкованные: кронштейны, планки, хомуты - 42 кг;
31) трубопроводы из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб с гильзами и креплениями для газоснабжения диаметр 32 мм. - 168-м;
32) заделка отверстий, гнезд и борозд в стенах и перегородках бетонных площадью до 0,1 м2. - 0,096 м3;
33) смеси бетонные тяжелого бетона (БСТ), класс В7,5 (М100) - 0,09984 м3;
34) гидроизоляция полиуретановым герметиком с уплотнением пенополиэтиленовым прокладочным шнуром горизонтальных швов - 264 м;
35) шнур асбестовый общего назначения ШАОН - 0,04752 т;
36) пена монтажная для герметизации стыков в баллончике емкостью 0,75 л. - 70 шт.;
37) установка воздухоотводчиков - 48 шт.;
38) воздухоотводчик автоматический с наружным резьбовым присоединением Рр=1,0 Мпа, Т - 48 шт.;
39) установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром до 25 мм. - 48 шт.;
40) клапан с рычажным приводом регулирующий-балансировочный номинальный диаметр 15 мм. - 48 шт.;
41) установка полотенцесушителей из водогазопроводных труб - 337 шт.;
42) полотенцесушители типа УК-3 из оцинкованных труб диаметр 32 мм. - 337 шт.;
43) сборка узла трубопровода водоснабжения и отопления из многослойного полипропилена, армированного стекловолокном, раструбная сварка наружный диаметр 32 мм. - 708 соединений;
44) сборка узла трубопровода водоснабжения и отопления из многослойного полипропилена, армированного стекловолокном, раструбная сварка наружный диаметр 25 мм. - 1566 соединений;
45) сборка узла трубопровода водоснабжения и отопления из многослойного полипропилена, армированного стекловолокном, раструбная сварка наружный диаметр 20 мм. - 282 соединения;
46) прокладка внутренних трубопроводов водоснабжения и отопления из многослойных полипропиленовых труб из заранее собранных - 708 м;
47) хомуты с быстродействующим замком для крепления труб размером 32-37 мм. - 885 шт.;
48) трубы полипропиленовые ПП-Р, номинальное давление 1,0 Мпа номинальный наружный диаметр - 725,7-м;
49) тройник полипропиленовый переходной диаметр 32х20х32мм. - 228 шт.;
50) тройник полипропиленовый переходный номинальный наружный диаметр 32х25х25мм. - 24 шт.;
51) муфта полипропиленовая комбинированная с внутренней резьбой номинальный наружный диаметр 32 мм., размер резьбы 1/2", прим. - 24 шт.;
52) муфта полипропиленовая соединительная диаметр 32 мм. - 336 шт.;
53) угольник ХПВХ 90, номинальное давление 2,5 Мпа (25 кгс/см2) диаметр 32 мм. - 36 шт.;
54) компенсатор полипропиленовый 32 мм. - 48 шт.;
55) муфта полипропиленовая переходная номинальный наружный диаметр 32х25мм. - 24 шт.;
56) прокладка внутренних трубопроводов водоснабжения и отопления из многослойных полипропиленовых труб из заранее собранных - 1566 м;
57) Хомуты с быстродействующим замком для крепления труб размером 25-30 мм. - 2 239,38 шт.;
58) трубы полипропиленовые ПП-Р номинальное давление 1,0 Мпа, номинальный наружный диаметр - 1 605,15 м;
59) кран шаровый полипропиленовый РРRC PN20 диаметром 25 мм. - 672 шт.;
60) тройник полипропиленовый переходной диаметр 25х20х25мм. - 672 шт.;
61) тройник полипропиленовый, комбинированный с внутренней резьбой, номинальный наружный диаметр 25 мм., размер резьбы 1/2", прим. - 24 шт.;
62) муфта полипропиленовая соединительная, диаметр 25 мм. - 408 шт.;
63) муфта полипропиленовая комбинированная с наружной резьбой, разъемная диаметром 25х3/4 - 672 шт.;
64) прокладка внутренних трубопроводов водоснабжения и отопления из многослойных полипропиленовых труб из заранее собранных - 282 м;
65) кран шаровой с муфтовыми окончаниями для склейки, номинальное давление 16 Мпа, диаметр 16 - 36,34134 шт.;.
66) хомуты с быстродействующим замком для крепления труб размером 20-24 мм. - 470,94 шт.;
67) трубы полипропиленовые ПП-Р номинальное давление 1,0 Мпа номинальный наружный диаметр - 289,05 м;
68) муфта полипропиленовая комбинированная с наружной резьбой номинальный наружный диаметр 20 мм размер резьбы 1/2 - 228 шт.;
69) угольник ХПВХ 90, номинальное давление 2,5 Мпа (25 кгс/см2) диаметр 20 мм. - 228 шт.;
70) изоляция изделиями из вспененного каучука, вспененного полиэтилена трубопроводов наружным диаметром до 160 мм трубками - 48 м;
71) трубки теплоизоляционные из пенополиэтилена диаметр 25бмм. Толщина 13 мм. - 52,8 м;
72) огрунтовка металлических поверхностей за один раз грунтовкой ГФ-021 - 80,4 м2.
Этим же решением с Фонда в пользу ООО "Янтарное" взыскано 6 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы и дополнений к ней ее податель указывает, что суд первой инстанции, делая вывод о том, что установление фактов воспрепятствования к проведению работ собственниками помещений является основанием для актуализации региональной программы, переноса работ на более поздний срок, при этом сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по данному основанию не допускается, не учел, что работы подрядчиком выполнены более чем на 50 % от объема (стоимости) работ, также не учел постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.09.2014 N 733-П (далее - постановление N 733-П), а также обстоятельства того, что акты в соответствии с постановлением N 733-П не составлялись, таким образом, перенос части работ законодательством не предусмотрен. Заказчиком принят от подрядчика результат работ в технически выполнимом объеме, Фонд исполнил возложенные на него обязанности в части организации проведения капитального ремонта системы. Полагает, что рассматриваемый спор не подпадает под воспрепятствование проведению капитального ремонта, поскольку работы подрядчиком выполнены, в связи с чем, перенос сроков проведения капитального ремонта не допустим, равно как и недопустимо сокращение перечня видов работ. Также полагает, что судом первой инстанции не учтены несоответствия между перечнем работ, указанных в обжалуемом судебном акте и аукционной документации.
От ООО "Янтарное" поступил отзыв на апелляционную жалобу (приобщен в порядке статьи 262 АПК РФ), в котором просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Протокольным определением от 25.04.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда рассмотрение апелляционной жалобы отложено 14.05.2024.
От Фонда в материалы дела поступили дополнительные пояснения.
В заседании суда апелляционной инстанции 14.05.2024 представитель ответчика поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Янтарное" осуществляет управление домом N 10 по ул. Рыжкова в г. Надыме, что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 25.11.2017 N 16.
Согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.03.2014 N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ЯНАО" (далее - Закон N 11- ЗАО) функции регионального оператора на территории ЯНАО выполняет Фонд.
Для проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем водоснабжения в многоквартирном доме N 10 по ул. Рыжкова в г. Надыме региональной программой определен период 2022 год.
В соответствии с краткосрочным планом реализации стоимость капитального ремонта данного дома составляет 20 239 531 рубль, плановая дата завершения работ - до конца 2022 года.
В целях обеспечения проведения капитального ремонта сетей холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Рыжкова, д. 10, Фонд привлек подрядную организацию ООО "СтройЦентр", заключив с ней соответствующий договор от 15.06.2022 КР N 29-2КР-2022 г. со сроком окончания работ 24.10.2022. При этом МКУ "Служба муниципального заказчика" в данном договоре выполняла лишь полномочия технического заказчика.
Проектом производства работ N 18 по данному дому предусматривалась 100 % замена трубопроводов холодного и горячего водоснабжения (лист 5 проекта производства работ N 18).
В июне 2022 года МКУ "Служба муниципального заказчика" и ООО "СтройКонтрольЮгра" составлены акты об отказе в предоставлении доступа к общему имуществу для проведения капитального ремонта некоторыми собственниками. При этом собственники иных квартир не отказывались от проведения капитального ремонта, так как подобные акты по данным квартирам отсутствуют. Кроме того, Фонд не обращался в суд с ходатайством о возложении обязанности собственников по обеспечению доступа в жилое помещение представителям подрядной организации, тогда как такое право предусмотрено статьями 17, 30, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 10, 13, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
10.11.2022 согласно акту о завершении капитального ремонта МКУ "Служба муниципального заказчика", а значит, и Фонд признали работы по капитальному ремонту внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения выполненными, т.е. признали договор исполненным полностью.
Поскольку имелись акты с отказами собственников в допуске в помещения, объем работ значительно снижен по сравнению с первоначально обозначенным в локальной смете, что нашло отражение в акте N 1 изменения (выверки) объемов выполненных работ от 10.11.2022. Так, в строках 540-614 данного акта указаны наименование работ, количество по смете и основание их невыполнения.
Как указывает истец, сокращение перечня работ по капитальному ремонту, вследствие воспрепятствования собственниками выполнению работ, не допускается.
Таким образом, капитальный ремонт общего имущества в спорном многоквартирном доме в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой и краткосрочным планом ООО "СтройЦентр" не проведен, при этом сети холодного водоснабжения и горячего водоснабжения исчерпали функциональную способность предоставлять коммунальную услугу. Полномочия ООО "Янтарное" действовать от имени всех собственников в многоквартирном доме подтверждены определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 17.07.2020 N 305- ЭС19-20516 по делу N А40-217303/2016.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив предоставленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.
Пунктом 1 статьи 166 ЖК РФ предусмотрен перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта.
Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут включать в себя работы по замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства (часть 5 статьи 166 ЖК РФ).
Обязанности регионального оператора по организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах установлены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей его действий по обеспечению допуска собственниками в жилые помещения для проведения работ по капитальному ремонту. Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации на регионального оператора возложена обязанность обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ.
Таким образом, региональный оператор - это специализированная некоммерческая организация, которая создается субъектом РФ и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (часть 1 статьи 20, часть 2 статьи 178 ЖК РФ). Указанная организация исполняет функции технического заказчика работ (пункт 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (пункт 4 части 2, часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются, в том числе, постановлением от 16.10.2017 Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 1077-П "Об утверждении порядка установления невозможности оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление N 1077-П).
В силу положений пунктов 3-10 постановления N 1077-П в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта об отказе региональный оператор направляет один экземпляр акта об отказе органу местного самоуправления муниципального округа, городского округа в автономном округе для подготовки предложений о внесении изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта в порядке утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установленном Правительством автономного округа. При этом данный акт является основанием для внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, а также в региональную программу капитального ремонта в порядке формирования и актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории автономного округа, установленном Правительством автономного округа.
Как установлено судом первой инстанции работы по капитальному ремонту инженерных систем МКД, предусмотренные проектно-сметной документацией и оплаченные собственниками МКД, полностью не выполнены.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П указано, что Фонд является некоммерческой организацией, деятельность которой обусловлена возложенными на него публично значимыми функциями по реализации многостадийного процесса осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом в пункте 7.2 данного Постановления отмечено, что региональный оператор, как унитарная некоммерческая организация, обладает специальной правоспособностью, в силу чего не вправе осуществлять деятельность, выходящую за ее пределы.
Согласно пункту 6 статьи 26 Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.03.2014 N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории ЯНАО" (далее - Закон N 11- ЗАО) функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными и казенными учреждениями на основании заключенного с региональным оператором договора о передаче функций технического заказчика.
Таким образом, федеральное и региональное законодательства регламентирует передачу Фондом своих функций органу власти в объеме и на условиях, установленных договором о передаче функций технического заказчика.
На основании заключенного договора от 01.01.2022 N 2-ТЗ функции технического заказчика по Надымскому району переданы МКУ "Служба муниципального заказчика".
В целях обеспечения проведения капитального ремонта сетей холодного и горячего водоснабжения многоквартирного дома, расположенного по адресу: ЯНАО, г. Надым, ул. Рыжкова, д. 10, в соответствии с порядком привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - постановление N 615), Фонд и МКУ "Служба муниципального заказчика" привлекли подрядную организацию ООО "СтройЦентр", заключив с ней соответствующий договор от 15.06.2022 КР N 29-2КР-2022 со сроком окончания работ 24.10.2022, который, как верно установлено судом первой инстанции, по своей правовой природе является договором строительного подряда который регулируется главой 37 ГК РФ.
Так, согласно пункту 2.2 договора от 15.06.2022 КР N 29-2КР-2022 сроки выполнения работ могут быть продлены по основаниям, указанным в положении постановления N 615.
В силу пункта 223 постановления N 615, предмет договора о проведении капитального ремонта, место оказания услуг и (или) проведения работ, виды услуг и (или) работ не могут изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим положением.
Сроки оказания услуг и (или) выполнения работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон могут быть продлены на период действия одного из следующих обстоятельств при наличии документов, подтверждающих такие обстоятельства:
а) изменение объема оказываемых услуг и (или) выполняемых работ по договору о проведении капитального ремонта по соглашению сторон при согласовании таких изменений собственниками помещений в многоквартирном доме, уполномоченным представителем собственников таких помещений или органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) недопуск собственниками помещений в многоквартирном доме подрядной организации к оказанию услуг и (или) выполнению работ по капитальному ремонту по причинам, не связанным с неисполнением или ненадлежащим исполнением такой организацией договора о проведении капитального ремонта;
в) приостановка оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в связи с наступлением отопительного сезона и (или) неблагоприятных погодных условий.
Суд апелляционной соглашается с выводом суда первой инстанции, что ответчик имел право продлить сроки выполнения работ на основании подпункта "б" пункта 223 постановления N 615 - в связи с недопуском некоторыми собственниками помещений, заключив например дополнительное соглашение. При этом закон не устанавливает императивного требования к документальному оформлению приостановления работ и согласования этого со второй стороной, соответственно могло быть оформлено и иным способом.
Судом первой инстанции верно установлено, что региональный оператор обязан обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ собственниками помещений в МКД или управляющим домом (пункт 4.1 части 2 статьи 182 ЖК РФ), а установление такого факта является основанием для актуализации региональной программы, а именно переноса работ на более поздний срок (пункт 4 части 4 статьи 168 ЖК РФ).
В силу положений части 4.2 статьи 168 ЖК РФ изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается.
Вместе с тем, согласно акту от 10.11.2022 о завершении капитального ремонта МКУ "Служба муниципального заказчика", а значит, и Фонд признали работы по капитальному ремонту внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения выполненными, т.е. признали договор исполненным полностью.
Вместе с тем, Фондом не принимались меры, направленные на внесение изменений в Региональную программу в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме на более поздний период.
Так в краткосрочном плане на 2023-2025 годы проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения дома N 10 по ул. Рыжкова в г. Надыме не предусмотрено, тогда как степень физического износа сетей является критичной и предусматривалась полная их замена еще в 2022 году.
Таким образом, Фонд нарушил положения частей 1, 2 статьи 182 ЖК РФ, постановления N 1077-П в части обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в спорном многоквартирном доме.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно пункту 3 части 7.1 статьи 168 ЖК РФ краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 ЖК РФ, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера. Таким образом, отсутствие в региональной программе необходимого вида работ по спорному МКД само по себе не означает невозможность их выполнения за счет средств фонда капитального ремонта.
Удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (пункт 27 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". При установлении указанного срока, судом первой инстанции учтена возможность ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Следовательно, довод ответчика о том, что срок, установленный судом первой инстанции в 1 месяц для устранения недостатков капитального ремонта недостаточен для организации проведения невыполненной работы по капитальному ремонту, признается несостоятельным, поскольку ответчик имеет право обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что всем доводам и возражениям, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Приведенные апеллянтом доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не влекут отмену решения.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции и не правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2024 по делу N А81-9454/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Горобец |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-9454/2023
Истец: ООО "Янтарное"
Ответчик: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе"
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказчика по управлению парком и муниципальным хозяйством", Общество с ограниченной ответсвенностью " СтройКонтрольЮгра", ООО " СтройКонтрольЮгра", ООО "Стройцентр", саморегулируемая организация " Строители ЯНАО"