г. Киров |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А29-15686/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Семенова А.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дербеневым А.О.,
в отсутствие представителей сторон в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Троицко-Печорский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2024 по делу N А29- 15686/2023
по иску акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ОГРН 1061101039779; ИНН 1101301856)
к Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (ОГРН 1021101043182; ИНН 1115001549)
о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 2 620 рублей 21 копейки задолженности за потребленную и неоплаченную электрическую энергию, поставленную в пустующие жилые помещения по адресам: Республика Коми, Тройцко-Печорский район, п. Митрофан-Дикост, ул. Центральная, д. 29 кв. 3; Республика Коми, Тройцко-Печорский район, п. Якша, ул. Школьная, д. 29 кв. 34 (за период с 01.09.2020 по 31.07.2023 - спорный период).
В дополнениях от 28.02.2024 истец указал, что задолженность по объекту: п. Митрофан-Дикост, ул. Центральная, д. 29 кв. 3 к взысканию не предъявляется.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2024 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.
Заявитель приводит доводы о том, что истцом не представлено доказательств фактического оказания услуг в спорном жилом помещении, а также доказательств фактического подключения спорного объекта к централизованной системе электроснабжения. При этом Администрация указывает, что договор электроснабжения в отношении спорных объектов не заключался; спорные жилые помещения являются пустующими, следовательно, электроэнергия в них не потреблялась. Администрация пояснила, что помещение по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, п. Якша, ул. Школьная, д. 29, кв.34 передано в муниципальную собственность муниципального района "Троицк-Печорский" только 16.09.2021, раннее помещение находилось в муниципальной собственности сельского поселения "Якша". Также заявитель приводит доводы о пропуске истцом срока исковой давности по периодам задолженности с 01.09.2020 по 30.11.2020.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.04.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.04.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 16.05.2024 объявлен перерыв до 23 мая 2024 года в 14 часов 50 минут.
От Администрации поступили дополнения, в которых она пояснила, что в 2020 году финансирование по содержанию муниципального жилищного фонда пст. Якша производилось за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам сельских поселений из бюджетов муниципальных районов на осуществление переданных полномочий муниципального района "Троицко-Печорский" по содержанию муниципального жилищного фонда сельских поселений. В 2021 году финансирование производилось за счет средств бюджета муниципального района "Троицко-Печорский".
Также Администрацией представлены копии решения о включении в реестр муниципального жилищного фонда муниципального района "Троицко-Печорский" от 16.09.2021 N 9/1029, акта приема-передачи муниципального жилищного фонда от 22.04.2021, а также выписка из ЕГРН в отношении жилого помещения по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, п. Якша, ул. Школьная, д. 29, кв.34.
На основании статьи 268 АПК РФ истребованные документы приобщены к материалам дела в целях полного установления обстоятельств по делу.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец, являясь ресурсоснабжающей организацией на территории муниципального района "Троицко-Печорский", в спорный период в отсутствие письменного договора ресурсоснабжения осуществлял поставку электрической энергии в жилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме, находящемся по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, п. Якша, ул. Школьная, д. 29 кв. 34.
Для оплаты истец выставил Администрации как собственнику спорного жилого помещения счет-фактуру на общую сумму 2 620 рублей 21 копейку.
В обоснование заявленных требований истец представил акты приема-передачи электрической энергии, подписанные истцом в одностороннем порядке, сводные ведомости.
Претензионные требования о погашении задолженности, изложенные в письме от 10.10.2023, не исполнены ответчиком, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 539 ГК РФ определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктами 1, 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно статьям 30, 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В рамках настоящего дела истцом предъявлены, в том числе требования о взыскании задолженности по индивидуальному потреблению поставляемых ресурсов (электроэнергии) в незаселенное муниципальное жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, находящемся по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, п. Якша, ул. Школьная, д. 29.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорный дом управляющей организацией не обслуживается, находится в непосредственном управлении.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил N 354, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил N 354, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
Вышеизложенные нормы права направлены на защиту интересов собственников и нанимателей помещений в доме в связи с временным статусом управляющей организации, определяемой органом самоуправления применительно к положениям пункта 17 статьи 161 ЖК РФ.
Таким образом, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в спорный период осуществляется ресурсоснабжающей организацией, то есть истцом.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки электрической энергии в спорный период, возникновения на стороне Администрации обязанности по оплате потребленного ресурса и ее ненадлежащего исполнения последней.
В апелляционной жалобе Администрация приводит доводы о том, что договор энергоснабжения с истцом в отношении спорного помещения не заключался, истцом не представлено доказательств фактического оказания услуг в спорном жилом помещении, а также доказательств фактического подключения спорного объекта к централизованной системе электроснабжения.
Между тем, отсутствие письменного договора не освобождает абонента от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные (абзац 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров).
Согласно информации, содержащейся в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, ресурсоснабжающей организацией многоквартирного дома, находящегося по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, п. Якша, ул. Школьная, д. 29, является истец.
Вопреки требованиям положений статьи 65 АПК РФ доказательств отсутствия фактического подключения спорного объекта к централизованной системе электроснабжения, ответчиком в материалы дела не представлено.
Подлежат также отклонению доводы заявителя о том, что спорное помещение передано в муниципальную собственность только 16.09.2021, в связи с чем взыскание задолженности до указанной даты неправомерно.
Рассмотрев указанные доводы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения не относит вопрос содержания муниципального жилищного фонда.
При этом, частью 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Частью 4 статьи 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу статьи 1 Устава муниципального района "Троицко-Печорский", принятого решением Совета МО муниципального района "Троицко-Печорский" от 23.01.2006 N 26/253, муниципальный район "Троицко-Печорский" является муниципальным образованием, состоящим из одного городского и десяти сельских поселений, объединенных общей территорией.
Территорию муниципального района образует, в том числе, сельское поселение Якша с административным центром в пст. Якша.
В соответствии со статьей 123 Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" в состав муниципального образования на территории поселения Якша входит поселок сельского типа Якша. Муниципальное образование на территории поселения Якша имеет статус сельского поселения.
Законом Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" за муниципальными образованиями сельских поселений в Республике Коми (далее - сельские поселения) был закреплен в том числе вопрос, касающийся обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, за исключением осуществления муниципального жилищного контроля.
Однако указанный закон утратил силу с 1 января 2020 года в связи с принятием Закона Республики Коми от 27.09.2019 N 54-РЗ, в соответствии с которым до 1 января 2020 года уставы муниципальных образований и принятые в соответствии с ними муниципальные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений в Республике Коми, регулирующие осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом.
Решением Совета МО муниципального района "Троицко-Печорский" от 27.11.2013 N 21/195 "О принятии к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления сельских поселений, расположенных на территории муниципального района "Троицко-Печорский", на 2014 год" часть полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления передана сельским поселениям, а также установлены объемы межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий.
Между тем в соответствии с указанным решением сельскому поселению "Якша" полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда не передавались.
Таким образом, в рассматриваемом случае на уровне федерального, субъектового (Республики Коми) и муниципального законодательства полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда на территории сельского поселения Якша в спорный период и в настоящее время отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Обоснование иного в материалы дела Администрацией не представлено.
Кроме того, во исполнение требований статьи 65 АПК РФ ответчик не представил в суд первой инстанции мотивированной позиции о достаточности межбюджетных трансфертов в 2020 году для исполнения сельским поселением обязанностей муниципального образования Муниципальный район "Троицко-Печорский", предусмотренных статьёй 210 ГК РФ.
В силу сказанного, Администрация является надлежащим ответчиком, оснований для отказа в иске в части спорного помещения не имеется.
Относительно довода заявителя об истечении срока исковой давности по требованиям, заявленным истцом за период с 01.09.2020 по 30.11.2020, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснили, что заявление стороны в споре о применении срока исковой давности является основанием к отказу в иске при условии, что оно сделано на любой стадии процесса до вынесения решения судом первой инстанции и пропуск срока подтвержден материалами дела.
Из совокупности указанных норм следует, что применение срока исковой давности возможно лишь в том случае, если сторона сделает соответствующее заявление до вынесения судом решения.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Как следует из материалов настоящего дела, в суде первой инстанции ответчик до вынесения судом решения ходатайство о пропуске срока исковой давности не заявлял. Администрация заявила соответствующий довод только при апелляционном обжаловании решения.
Таким образом, учитывая, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции о пропуске срока исковой давности ответчиком не заявлено, суд апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам первой инстанции не переходил, правовые основания для рассмотрения заявления о пропуске срока исковой давности, указанного в тексте апелляционной жалобы, у апелляционного суда отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривается апелляционным судом, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2024 по делу N А29-15686/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Троицко-Печорский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-15686/2023
Истец: АО "Коми Энергосбытовая Компания"
Ответчик: Администрация Муниципального Района "Троицко-Печорский"