г. Владимир |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А43-40049/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2024 по делу N А43-40039/2023, по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплосети" "ИНН 5256112714, ОГРН 1125256003949) к Администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579, ИНН 5253001036) о взыскании 7 279 руб. 24 коп.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосети" (далее - ООО "Теплосети", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к Администрации города Нижнего Новгорода (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 6 687 руб. 53 коп. задолженности по оплате расходов на установку приборов учета в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова д. 30; 591 руб. 71 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 17.02.2023 по 28.12.2023 и далее по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 27.03.2024 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации просила отменить решение суда первой инстанции.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что истцом в материалы дела не было представлено документальных обоснований права требования с Администрации задолженности по оплате расходов на установку ОДПУ. Пояснил, что работы по установке прибора учета выполнены на основании договора N ДУЗ/291/07/21 от 06.07.2021, заключенного между ООО "Теплосети" (заказчик) и ООО "Регион - сервис - НН" (исполнитель). Однако договора между Администрацией и ООО "Теплосети" не заключалось, в связи с чем в отсутствие договора у ответчика отсутствует обязанность по оплате расходов на установку ОДПУ.
Истец направил отзыв, в котором изложил свои возражения на доводы жалобы.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей от сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции принял постановление исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилые помещения (комнаты) 1 и 2, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Дьяконова, д. 30, кв. 4, находятся в муниципальной собственности, что подтверждается письмом ответчика исх-03-02-233014/23 от 10.05.2023.
В качестве способа управления в указанном многоквартирном доме выбрано непосредственное управление собственниками помещений, что подтверждается информацией, размещенной на сайте "ГИС ЖКХ".
В связи с тем, что спорный многоквартирный дом не оснащен в установленный срок приборами учета, истец во исполнение своих обязательств произвел мероприятия по его оснащению приборами учета тепловой энергии.
Работы по установки прибора учета выполнены на основании договора N ДУЗ/291/07/21 от 06.07.2021, заключенного ООО "Теплосети" (заказчик) и ООО "Регион - сервис - НН" (исполнитель), в рамках которого исполнитель в соответствии с оговоренными в договоре условиями принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на установку коллективных узлов учета отопления и горячей воды в многоквартирных жилых домах, согласно Приложению 1 к Техническому заданию; выполнению работ по монтажу и наладки оборудования узлов учета в МКД, согласно Приложению 1 к Техническому заданию; сдаче узлов учета в коммерческую эксплуатацию.
Выполнения работ подтверждается актом о приемке выполненных работ (по форме КС-2) N29 от 10.03.2022; справкой о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3) N29 от 10.03.2022.
Согласно акту ввода в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии N1512 от 10.03.2022 узел учета допущен в эксплуатацию для расчетов за энергоресурсы.
По расчету истца размер задолженности ответчика по возмещению расходов на установку приборов учета составил 6 687 руб. 53 коп.
Поскольку истцу расходы на установку приборов учета добровольно не компенсированы, последний обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, суд второй инстанции пришел к следующим правовым выводам.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ на собственников жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. Многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 названной статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (энергоснабжающие или сетевые), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 названной статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Согласно пункту 38(1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в МКД до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом коллективный (общедомовой) прибор учета в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлен, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Статьями 210 и 249 ГК РФ определено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник (в том числе, участник общей собственности), если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 5 Правил N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем вторым пункта 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил N 491), счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Пунктом 2 раздела I Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011, определено, что "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемого для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В силу пунктов 6 и 7 Правил N 491 коллективный (общедомовой) прибор учета используемых энергоресурсов входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома.
Факт несения Предприятием расходов на установку прибора учета тепловой энергии на спорном объекте, подтверждается представленными истцом в материалы дела документами.
Спорный прибор учета смонтирован и введен в эксплуатацию, о чем составлены акт ввода в эксплуатацию узла (прибора учета) тепловой энергии, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Согласно расчету истца на ответчика относится 6 687 руб. 53 коп. расходов на установку ОДПУ, исходя из доли ответчика в праве общей собственности на места общего пользования МКД.
Вопреки статье 65 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик расчет истца не оспорил, доказательств возмещения расходов на установку ОДПУ не представил.
Согласно пункта 1, подпункта 1 пункта 3 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 N 91, к полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится обеспечение исполнения вопросов местного значения; в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с организациями: от имени города владеет, пользуется, распоряжается муниципальной собственностью города.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив факт несения истцом расходов на установку ОДПУ в МКД, принадлежность спорных помещений к муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, проверив расчет задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца к ответчику.
Само по себе отсутствие заключенного между сторонами договора не освобождает ответчика от обязанности по несения расходов по установке ОДПУ.
Также истцом было заявлено требование о взыскании 59171 руб. процентов за период с 17.02.2023 по 28.12.2023 и далее по день фактического исполнения обязательства.
В силу части 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок (часть 3 статьи 395 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 48 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание <<процентов>> до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве).
Расчет процентов ответчиком арифметически, методологически и по исходным данным не оспорен, контррасчет не представлен.
Поскольку факт несвоевременного исполнения денежного обязательства ответчиком перед истцом судом установлен, требование о взыскании процентов является обоснованно удовлетворено в заявленном размере.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.03.2024 по делу N А43-40039/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-40039/2023
Истец: ООО "ТЕПЛОСЕТИ"
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода