г.Москва |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А40-196858/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Е.Б.,
судей Головкиной О.Г., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Реком"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.02.2024 по делу N А40-196858/23
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ООО "Реком" (ИНН 7719262583, ОГРН 1027719020834)
третьи лица: Правительство Москвы, ООО "Альфа-М"
об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, об установлении суммы и условий возмещения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Агатов А.А. по доверенности от 11.12.2023, диплом 107724 0139741 от 10.02.2014;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: Агатов А.А. по доверенности от 29.11.2023, диплом 107724 0139741 от 10.02.2014,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "Реком" об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения площадью 173 кв.м с кадастровым номером 77:03:0005008:7051, расположенного в здании по адресу: г.Москва, Сиреневый бульвар, д.16, корп.1, пом.2/1, а также об установлении суммы и условий возмещения в соответствии с отчетом ООО "Центр оценки "Аверс" от 04.05.2023 N П1759-988-ИЗ/2023 в размере 27 736 500 руб.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2023 требование Департамента городского имущества города Москвы к ООО "Реком" об установлении суммы возмещения за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 04.05.2023 N П1759-988- ИЗ/2023, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Центр оценки "Аверс", в размере 27 736 500 руб., выделено в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца и третьего лица поддержал решение суда первой инстанции.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие представителя ответчика и третьего лица - ООО "Альфа-М", извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены в соответствии со ст.266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Реком" является собственником недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0005008:7051, общей площадью 173 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, бульв.Сиреневый, д.16, корп.1, пом.2/1, что подтверждается записью в ЕГРН от 13.08.2015 N 77-77/003-77/003/038/2015-248/2.
В отношении нежилого помещения в ЕГРН внесены записи об ограничении (обременении): от 13.08.2015 N 77-77/003-77/003/038/2015-249/1 (ипотека); от 06.08.2020 N 77:03:0005008:7051-77/060/2020-1 (аренда).
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Москва, бульв.Сиреневый, д.16, корп.1, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
Согласно п.3 ст.239.2 Гражданского кодекса РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.1 ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно подп.4 п.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п.1 данной статьи, должно быть обоснованно, в частности решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с ч.10 ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
В случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет. Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременении на изымаемое недвижимое имущество (п.12 ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ).
Кроме того, согласно п.1 ст.56.11 Земельного кодекса РФ, а также п.13 ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности и досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.
В соответствии с п.6 ст.279 Гражданского кодекса РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В порядке п.6 ст.56.7 Земельного кодекса РФ в случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подп.1-6 п.1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.
В силу п.4.2.14(1) Положения о Департаменте, истец принимает решение об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции или включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 07.04.2023 N 19818 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества", в соответствии с которым подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы, для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", принадлежащее ответчику нежилое помещение.
Письмом от 23.05.2023 N ДГИ-И32937/23 истцом в адрес ответчика направлен на согласование проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества.
Согласно п.1.2 указанного соглашения, изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит нежилое помещение с кадастровым номером 77:03:0005008:7051, площадью 173 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, бульв.Сиреневый, д.16, корп.1, пом.2/1.
Согласно отчету об оценке от 04.05.2023 N П1759-988-ИЗ/2023, составленному ООО "Центр оценки "Аверс" величина убытков, причиненных изъятием нежилого помещения для государственных нужд составляет 27 736 500 руб.
Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии со ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ и ч.10 ст.56.10 Земельного кодекса РФ составляет три месяца.
В указанный срок подписанный проект соглашения не поступил.
Поскольку соглашение об изъятии соответствует требованиям ст.56.9 Земельного кодекса РФ, ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, учитывая наличие спора о размере возмещения за помещение, подлежащее изъятию, положения п.4 ст.281 Гражданского кодекса РФ, п.12 ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции на условиях, предложенных истцом.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что у суда отсутствовали необходимые правовые основания для выделения требования об установлении размера возмещения в связи с изъятием объекта недвижимости выделено в отдельное производство, поскольку пройдет большое количество времени и ответчик не сможет приобрести равнозначное помещение.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, выделяя требования об установлении размера возмещения в связи с изъятием нежилого помещения в отдельное производство, правомерно и в полной мере обоснованно указал на следующее.
В соответствии с п.1 ст.279 Гражданского кодекса РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Основания изъятия земельных участков приведены в ст.49 Земельного кодекса РФ, согласно п.3 которой иные основания изъятия земельных участков предусматриваются федеральными законами.
Иные основания, в частности, предусмотрены в ст.7 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В соответствии с ч.12 ст.10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
Учитывая то обстоятельство, что рассмотрение требований об изъятии объекта недвижимости и об установлении суммы возмещения, приведет к затягиванию процесса, суд признает выделение в отдельное производство требований в части разрешения спора о размере возмещения соответствующим целям эффективного правосудия.
В отношении того, что суд первой инстанции определил сумму возмещения за изымаемые объекты в размере 27 736 500 руб., тогда как размер компенсации в настоящее время определяется в рамках выделенного спора по делу N А40-286081/23, суд апелляционной инстанции нарушений норм процессуального права не установил, поскольку итоговая стоимость возмещения за изъятие объектов будет определена в рамках дела N А40-286081/23, тогда как удовлетворение настоящих требований с заявленным Департаментом предметом не приведет к нарушению прав ответчика, правовой неопределенности в вопросе об установлении компенсации при принятии настоящего решения судом апелляционной инстанции не усматривается.
Довод ответчика о том, что судом необоснованно была взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб., апелляционной коллегией отклоняется на основании следующего.
Согласно п.п.4 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления неимущественного характера для организаций размер государственной пошлины составляет 6 000 руб.
Истцом заявлено неимущественное требование об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения.
По неимущественному характеру требования истца сумма госпошлины составляет 6 000 руб.
В силу подп.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, истец освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу иска.
Поскольку исковые требования удовлетворены судом первой инстанции, то апелляционная коллегия соглашается с выводом суда о том, что с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию 6 000 руб. государственной пошлины по иску.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что жалоба ответчика не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствуют соответствующие основания, предусмотренные ст.270 АПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2024 по делу N А40-196858/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196858/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "РЕКОМ"
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ