г. Владимир |
|
21 мая 2024 г. |
Дело N А43-13517/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 21.05.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2024 по делу N А43-13517/2023,
принятое по заявлению акционерного общества "Нижегородский водоканал" (ОГРН 1065257065268, ИНН 5257086827) о признании незаконными решений Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 16.03.2023 N 01-15/2198, от 18.08.2023 N 157, при участии в деле третьих лиц - администрации города Нижнего Новгорода, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
В судебном заседании приняли участие представители:
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - Новиков И.П. по доверенности от 09.01.2024 N 261 сроком действия до 31.12.2024;
акционерного общества "Нижегородский водоканал" - Лаврентьев А.А. по доверенности от 31.10.2023 N 359Д-2023 сроком действия до 31.10.2024
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, акционерного общества "Нижегородский водоканал", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - Общество) является гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа Нижний Новгород и владеет городскими очистными сооружениями - Нижегородской станцией аэрации.
Нижегородская станция аэрации поставлена на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) с присвоением объекту кода 22-0152-001351-П и отнесением его к I категории НВОС.
Обществу выдано разрешение на реконструкцию объекта НВОС "Нижегородская станция аэрации" от 13.01.2023 N 52-26-06/07/914-2023 сроком действия до 13.01.2025.
Приказом руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) от 14.03.2023 N 30192 утверждена программа проверок при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства "Нижегородская станция аэрации", предполагающая в период выполнения работ по реконструкции (с 14.02.2023 по 30.10.2024) проведение мероприятий по оценке соблюдения обязательных требований по завершении отдельных этапов реконструкции.
Управлением в План проведения плановых проверок на 2023 год также включены плановые выездные проверки Нижегородской станции аэрации в рамках проведения федерального государственного экологического и земельного надзора.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 06.03.2023 N 21-2/1-8-2-4212/23 об исключении из Плана проведения плановых проверок на 2023 год выездных мероприятий, запланированных в отношении Нижегородской станции аэрации.
Письмом от 16.03.2023 N 01-15/2198 Управление отказало Обществу в удовлетворении его заявления. Данный отказ мотивирован тем, что реконструкция проводится не на всех объектах капитального строительства, расположенных на объекте НВОС, план проверок на 2023 год формировался исходя из необходимости проверки тех объектов капитального строительства, которые не подвергаются реконструкции.
На основании Плана проведения плановых проверок на 2023 год Управлением принято решение от 18.08.2023 N 157 о проведении плановой выездной проверки в отношении принадлежащего Обществу объекта НВОС 1 категории в рамках федерального экологического надзора.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Управления от 16.03.2023 N 01-15/2198, от 18.08.2023 N 157.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Нижнего Новгорода, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура.
Решением от 12.02.2024 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Как поясняет Управление, административным регламентом не предусмотрено исключение из Плана проведения плановых проверок на 2023год контрольных мероприятий в рамках федерального государственного экологического, земельного контроля (надзора).
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не указал, в чем именно решение руководителя Управления от 18.08.2023 N 156, N 157 о проведении плановой выездной проверки не соответствует закону, а также какие и законные права и интересы Общества нарушены в связи с принятым этого решения.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Согласно пункту 8 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
Пунктом 9 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ определено, что при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 настоящей статьи плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся; контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096 утверждено Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее - Положение).
Пунктом 8 Положения установлен перечень объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля), в отношении которых контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль.
К таким объектам отнесены производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам I категории.
Пунктами 27 и 28 Положения определено, что при осуществлении государственного экологического контроля проводятся: а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия; б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия; в) контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Пунктом 29 Положения установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрен прямой запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц осуществляющих хозяйственную деятельность при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства отнесенных к I категории.
Порядок формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2428 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка в ежегодные планы не включаются контрольные (надзорные) мероприятия по видам государственного контроля (надзора), по которым федеральным законом о виде контроля, положением о виде федерального государственного контроля (надзора), установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля не проводятся.
Из материалов дела следует, что Министерством строительства Нижегородской области 13.01.2023 Обществу выдано разрешение на реконструкцию Нижегородской станции аэрации, соответствующая информация размещена на официальном сайте Министерства строительства Нижегородской области. Разрешение на строительство выдано в отношении объекта капитального строительства "Реконструкция Нижегородской станции аэрации".
Общество 06.02.2023 направило в Управление извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства - объекта негативного воздействия на окружающую среду.
Приказом Управления от 14.03.2023 N 0192 утверждена программа проверок при реконструкции, в отношении объекта "Реконструкция Нижегородской станции аэрации".
Следовательно, на момент принятия руководителем Управления решения от 18.08.2023 N 157 о проведении плановой выездной проверки в отношении принадлежащего Обществу объекта НВОС 1 категории в рамках федерального экологического надзора Управлению было известно о реконструкции названного объекта и, соответственно, о невозможности проведения планового контрольного мероприятия в отношении такого объекта.
Тем самым Управлением допущено грубое нарушение требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Довод Управления о том, что включение принадлежащего заявителю объекта НВОС в план проверок предполагает проведение контрольных мероприятий в отношении лишь отдельных его частей, не подвергающихся реконструкции, суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку, как указывалось выше, объектом государственного экологического контроля является объект НВОС, а не отдельно взятые его части.
Из пояснений Общества следует, что Нижегородская станция аэрации представляет собой комплекс зданий и сооружений (более 40 объектов капитального строительства), неразрывно физически и технологически связанных и объединенных единым технологическим циклом полной биологической очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод городов Нижний Новгород и Бор Нижегородской области, последующим сбросом очищенных вод в Чебоксарское водохранилище - р.Волга. Данное обстоятельство следует из Технологического регламента (т.1 л.д.35-36). Все указанные объекты расположены на едином земельном участке с кадастровым номером 52:26:01:00110005 по адресу: Нижегородская область, Кстовский муниципальный район, Афонинский сельсовет, Набережная гребного канала, дом 1.
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта объектом НВОС I категории является Нижегородская станция аэрации, а не отдельные объекты капитального строительства и сооружения, входящие в её состав.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Управление не имело оснований для проведения плановой выездной проверки реконструируемой Нижегородской станции аэрации, отнесенной к объектам I категории НВОС.
Включение в План проведения плановых проверок на 2023 год контрольных мероприятий в виде выездных проверок в отношении Нижегородской станции аэрации противоречит положениям статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ и пункта 4 Порядка.
В силу пункта 14 Порядка внесение изменений в ежегодный план проверок осуществляется уполномоченными лицами органа государственного контроля (надзора).
Отсутствие в Порядке такого случая для внесения изменений в ежегодный план проверок как приведение его в соответствие с требованиями Федерального закона N 7-ФЗ не является основанием для отказа в изменении этого плана.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспоренные решения Управления нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку проведение выездной проверки в отношении Общества в отсутствие на то правовых оснований влечет за собой незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующего субъекта.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Управления по приведенным в ней доводам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2024 по делу N А43-13517/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13517/2023
Истец: АО "НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ, Руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Чиненков М.А.
Третье лицо: Администрация г.Н.Новгород, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Прокуратура РФ Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура