г. Челябинск |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А07-36681/2023 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лучихиной У.Ю., без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН: 1026303117092, ИНН: 6330017677; далее - общество "РН-Транс") на.
Мотивированное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2024.
(резолютивная часть решения от 15.01.2024) по делу N А07-36681/2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД" (далее - общество "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу "РН-Транс" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 13 524 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 536 руб. 89 коп. по состоянию на 10.10.2023, с продолжением начисления процентов по день фактической оплаты.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.01.2024, принятым путем подписания резолютивной части в порядке часть 1 статьи 229 АПК РФ, по делу А07-36681/2023 исковые требования удовлетворены.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ изготовлено Арбитражным судом Республики Башкортостан 01.02.2024 в связи с поступлением ходатайства о составлении полного текста решения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, обществом "РН-Транс" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как указывает заявитель жалобы, в мае 2023 года на станцию Новоуфимская Куйбышевской железной дороги (КБШ ж.д.) прибыло 46 порожних вагонов под погрузку груза "мазут", по факту простоя которых были оформлены акты общей формы ГУ-23 N 8167, N 8142.
Согласно пункту 9 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций общества "РН-Транс" на железнодорожный путь необщего пользования публичного акционерного общества АНК "Башнефть" (далее - общество АНК "Башнефть") по станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги - филиала общества "РЖД" (далее - договор от 11.11.2019) готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком в течение 3,0 часов после получения уведомления о завершении грузовой операции ф.ГУ-2бВЦ.
Однако данное обязательство общество "РЖД" надлежащим образом не исполнило.
Уведомление ГУ-2бВЦ N 26368 на 25 груженых вагонов грузом "газойль" (N 57193971, N 56782691, N 50076777, N 55692537, N 75033332, N 50737709, N 57283723, N 51815314, N 57227415, N 56704497, N 50693308, N 51652915, N 51401552, N 56763899, N 51942068, N 54882220, N 50014364, N 57020653, N 55716039, N 51066819, N 50636349, N 50699305, N 51815751, N 50163567, N 54250451) на 3 пути передано 10.05.2023 в 04 ч 18 мин. Уборка вагонов производилась по памятке ГУ-45 ВЦ N 1189 только 10.05.2023 в 11 ч 00 мин. Вагоны простаивали в ожидании уборки вагонов по вине перевозчика, что свидетельствует о нарушении перевозчиком пункта 9 названного договора.
Помимо этого на путях необщего пользования общества "РН-Транс" простаивали вагоны с выданными уведомлениями о завершении грузовых операций и к уборке (в ожидании уборки). На 4 пути 25 погруженных вагонов грузом "газойль" с уведомлением ГУ-2б ВЦ N 26368 от 10.05.2023 04 ч 18 мин. (N 51279032, N 54254479, N 56782097, N 73006306, N 50633429, N 75097105, N 50946615, N 54884861, N 73011066, N 51214237, N 50698828, N 57237406, N 73092017, N 50636117, N 50646314, N 56712995, N 51066710, N 56707193, N 50174598, N 55934178, N 50692573, N 57080376, N 53895991, N 51814416, N 50955566). Уборка вагонов производилась только 10.05.2023 в 11 ч 00 мин. по памятке ГУ-45 ВЦ N 1192.
Представителям общества "РЖД" ст. Новоуфимская передано письмо от 09.05.2023 N 1034 о простое вагонов с грузом "кокс" на 5 пути с уведомлениями о завершении грузовой операции ГУ-2б ВЦ: N 25905 от 07.05.2023 17 ч 55 мин., N 25967 от 08.05.2023 0 ч 29 мин., N 25745 от 06.05.2023 22 ч 16 мин., N 26174 от 09.05.2023 03 ч 48 мин., N 25995 от 08.05.2023 05 ч 55 мин., N 26086 от 08.05.2023 15 ч 12 мин.
В рассматриваемом случае, по мнению апеллянта, простой порожних вагонов на путях общего пользования произошел по причинам, не зависящим от ответчика. Вина общества "РН-Транс" отсутствует ввиду неисполнения договорных обязательств со стороны общества "РЖД".
Учитывая неправомерность требований истца о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) также является неправомерным.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу. Указанным определением суд предложил сторонам не позднее 25.04.2024 представить в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу.
От общества "РЖД" представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между обществом "РЖД" (перевозчик), обществом "РН-Транс" (грузоотправитель/грузополучатель), обществом АНК "Башнефть" (владелец) заключен договор от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1, согласно которому владелец предоставляет грузоотправителю (грузополучателю) во временное пользование места погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования для производства грузовых операций.
Пунктом 2 указанного договора определено, что перевозчик производит подачу и уборку вагонов в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и условиями договора от 01.07.2016 N 4/224 на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования общества АНК "Башнефть" при станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги - филиала общества "РЖД" с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению (пункт 3 названного договора).
Согласно пункту 4 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1 уведомление подается не позднее, чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Новоуфимская уполномоченному представителю грузоотправителя (грузополучателя) с указанием количества и наименования груза и с записью в книге уведомлений.
В соответствии с пунктом 14.2 указанного договора грузоотправитель (грузополучатель) обязуется своевременно и полностью оплачивать перевозчику плату, установленную статьей 39 УЖТ по ставкам Тарифного руководства.
Как указал истец, в мае 2023 года на станцию Новоуфимская Куйбышевской ж.д. в адрес ответчика по транспортным железнодорожным накладным прибыли грузовые вагоны, которые простаивали на путях общего пользования станции Новоуфимская, в связи с невозможностью подачи вагонов на места погрузки и выгрузки по вине ответчика.
По данному факту оформлены акты общей формы ГУ-23 N 8142, N 8167.
Акты общей формы предъявлялись на подпись представителям общества "РН-Транс".
Общий размер платы, по расчету истца, составил 13 524 руб. с НДС.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия, которая осталась последним без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для предъявления иска в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
К правоотношениям сторон, возникшим в связи с исполнением договора
от 11.11.2019N АФТО-4/224/1 применяются нормы главы 40 ГК РФ, УЖТ, иные законы и изданные в соответствии с ними правила.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 55 УЖТ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
УЖТ регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность (статья 1).
Частями 11, 12 статьи 39 УЖТ предусмотрено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В соответствии с частью 17 статьи 39 УЖТ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2) утверждены постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
На основании статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Пунктом 2 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1 определено, что общество "РЖД" производит подачу и уборку вагонов в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, и с условиями договора от 01.07.2016 N 4/224 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества АНК "Башнефть" при станции Новоуфимская Куйбышевской железной дороги - филиала общества "РЖД", действующего по 30.06.2020, с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.
По условиям пунктов 5, 6 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом "Перевозчика" на эстакадные пути N 1, N 2, N 3, N 4, N 8, N 9, также, на ходовой путь N 5, погрузочный путь N 6 "Владельца".
Дальнейшее продвижение вагонов с путей N 5, N 6 на места погрузки и выгрузки производится локомотивом "Владельца".
Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой "Грузоотправителю (Грузополучателю)", устанавливается:
- на пути N 1, N 2, N 3, N 4 "Владельца" не более 50 (4-хосных) цистерн или 26 (8-миосных) цистерн, весом не более 4500 тонн;
- на пути N 8, N 9 "Владельца" не более 32 (4-хосных) цистерн или 16 (8-миосных) цистерн, весом не более 3600 тонн;
- на пути N 5, N 6 "Владельца" не более 23 полувагонов, весом не более 2000 тонн.
В соответствии с пунктом 11 договора N АФТО-4/224/1 от 11.11.2019, технологические сроки на грузовые операции определяются в соответствии с "Методикой по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов", утвержденной Приказом МПС РФ от 10.11.2003 N 70.
При подаче вагонов на пути N 5, N 6 "Владельца" устанавливается технологический срок оборота вагонов - 3,5 часа (пункт 12 договора N 4/224 от 01.07.2016).
Согласно пункту 65 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, зарегистрированы в Минюсте России 16.10.2020 N 60411 (далее - Приказ N 256), акты общей формы, связанные с оформлением предоставления железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, пользованием вагонами, принадлежащими перевозчику, нахождением вагонов на железнодорожных путях общего пользования, предоставлением железнодорожных путей вне перевозочного процесса, составляются владельцем инфраструктуры отдельно на начало и окончание простоя вагонов, пользования вагонов и подписываются уполномоченными представителями владельца инфраструктуры и перевозчика. В случае если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, то акты составляются и подписываются только перевозчиком.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы также Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пункту 3.7 Правил N 26 сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с пунктом 4.6 Правил N 26 при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4.7 Правил N 26, основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. При таких обстоятельствах, суд отклоняет вышеуказанный довод ответчика.
Пункт 69 Приказа N 256 устанавливает, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При задержке вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, в акте общей формы указывается причина задержки и время задержки вагонов, контейнеров в пути следования.
Как установлено пунктам 77, 78 Приказа N 256, акты общей формы, составленные для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также обстоятельств, являющихся основанием для взимания с пользователя услугами железнодорожного транспорта штрафов, сборов и плат, составляются перевозчиком в день их обнаружения и представляются для подписания: - на станции назначения (отправления) - грузополучателю (получателю), грузоотправителю (отправителю), владельцу железнодорожного пути необщего пользования; - при переадресовке на станции назначения - грузополучателю (получателю), если он является заявителем переадресовки; - при обнаружении технической неисправности вагона, контейнера - грузоотправителю (отправителю).
Грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), владелец железнодорожного пути необщего пользования, перевозчик (при составлении акта владельцем инфраструктуры) обязаны подписать составленный акт и в срок не более двадцати четырех часов с момента получения возвратить его составившему лицу. При несогласии с содержанием акта общей формы пользователи услугами железнодорожного транспорта вправе изложить свое мнение в акте общей формы или приложить его к акту общей формы.
В соответствии с пунктом 70 Приказа N 256 в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, указывается причина нахождения на железнодорожных путях общего пользования порожних или груженых вагонов, либо иного железнодорожного подвижного состава с указанием их номеров, наименований грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) и владельца пути необщего пользования.
Факт простоя, не принадлежащих перевозчику вагонов, на путях общего пользования в связи с неприемом вагонов станцией по причинам, зависящим от грузополучателя, подтверждается материалами дела, в том числе актами общей формы ГУ-23 N 8142, N 8167.
В актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес грузополучателя, с указанием причины задержки (подачи вагона по зависящим от грузополучателя причинам - занятость фронта погрузки); отражено время начала и окончания задержки (время подачи вагонов и время их приема).
С учетом приведенных положений статей 39, 119 УЖТ, раздела 3 Приказа N 256 при перевозках грузов железнодорожным транспортом, раздела IV Правил N 26, акты общей формы являются надлежащим доказательством по делу.
Доказательств простоя спорных вагонов по причинам, зависящим от перевозчика, а также неготовности их к подаче на момент уведомления, в материалах дела не имеется.
Отклоняя довод общества "РН-Транс" об отсутствии его вины в простое вагонов на путях общего пользования, а также о наличии вины перевозчика (владельца инфраструктуры) ввиду отсутствия должной организации движения (оборота) локомотивов, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 3 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление передается не позднее чем за 2,0 часа до подачи вагонов приемосдатчиком груза и багажа станции Новоуфимская уполномоченному представителю "Грузоотправителя (Грузополучателя)", по телефону N 53-225 (АТС завода), N 269-80-12 (АТС гор.) с указанием количества и наименования груза и с записью в книге уведомлений (пункт 4 договора).
Как указано в пункте 7 названного договора, с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
При наличии возможности у "Перевозчика" допускается прием части поданной группы вагонов.
Таким образом, уборка части группы вагонов является правом истца, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
В силу пункта 9 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1 готовые к уборке вагоны убираются "Перевозчиком" в течение 3,0 часов после получения уведомления от "Грузоотправителя (Грузополучателя)" о готовности вагонов к уборке и приема их "Перевозчиком".
В соответствии с пунктом 8 данного договора о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке уполномоченный представитель "Грузоотправителя (Грузополучателя)" передает приемосдатчику груза и багажа станции Новоуфимская уведомление формы ГУ-26 ВЦ/Э в электронном виде с применением электронной подписи с обязательным уведомлением приемосдатчика груза и багажа станции Новоуфимская по телефону N 53-061 (АТС завода) о передаче такого уведомления.
Уведомление о готовности вагонов к уборке должно подтверждать наличие перевозочных документов на вагоны, подлежащие уборке с железнодорожного пути необщего пользования.
Минимальный интервал между передачей уведомлений о готовности вагонов к уборке (при последовательной передаче нескольких уведомлений) не менее 2,0 часов от момента предыдущего уведомления.
Пунктом 11 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1 определен технологический срок на грузовые операции, в соответствии с разделом II Методики по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утвержденных Приказом МПС России от 10.11.2003 N 70, который составляет 2 часа.
Таким образом, оценивая критически доводы апелляционной жалобы, апелляционным судом принимается во внимание, что согласно абзацу 2 пункта 7 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1, прием части поданной группы вагонов допускается при наличии возможности у "Перевозчика". Уборка части группы вагонов является правом истца, а не его обязанностью, при этом учитывается наличие такой возможности.
Рассмотрев довод ответчика о нарушении истцом обязательств по уборке вагонов, апелляционный суд установил, что указанное не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит условиям договора, поскольку согласно пункту 7 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются всей одновременно поданной группой.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из анализа условий договора следует, что пункты 7 и 9 договора от 11.11.2019 N АФТО-4/224/1 взаимосвязаны и выполнение истцом пункта 9 договора возможно только при выполнении ответчиком пункта 7 договора.
Факты нарушения ответчиком требований пункта 7 договора подтверждается выполненным истцом анализом занятости путей необщего пользования, а также представленными в дело памятками приемосдатчика (в материалах электронного дела).
Так, по памятке приемосдатчика N 1089 - 29.04.2023 в 20 ч 25 мин. подано 15 вагонов, возвращено по памятке приёмосдатчика N 1090 - 29.04.2023 в 22 ч 00 мин. 9 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 723 - 30.04.2023 в 14 ч 00 мин. подано 7 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 1097 - 30.04.2023 в 15 ч 00 мин. 23 вагона;
по памятке приемосдатчика N 733 - 01.05.2023 в 12 ч 50 мин. подано 28 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 1106 - 01.05.2023 в 13 ч 55 мин. 6 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 1110 - 02.05.2023 в 01 ч 40 мин. подано 15 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 736 - 02.05.2023 в 03 ч 15 мин. 16 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 1121 - 03.05.2023 в 04 ч 15 мин. подано 24 вагона, возвращено по памятке приемосдатчика N 755 - 03.05.2023 в 16 ч 15 мин. 23 вагона;
по памятке приемосдатчика N 756 - 04.05.2023 в 03 ч 30 мин. подано 16 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 757 - 04.05.2023 в 08 ч 55 мин. 2 вагона;
по памятке приемосдатчика N 760 - 05.05.2023 в 01 ч 10 мин. подано 16 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 1139 - 05.05.2023 в 11 ч 10 мин. 6 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 1146 - 06.05.2023 в 08 ч 29 мин. подано 17 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 1149 - 06.05.2023 в 16 ч 30 мин. 10 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 1163 - 07.05.2023 в 14 ч 50 мин. подано 15 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 1164 - 08.05.2023 в 03 ч 10 мин. 25 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 780 - 08.05.2023 в 05 ч 30 мин. подано 4 вагона, возвращено по памятке приемосдатчика N 1171 - 08.05.2023 в 09 ч 30 мин. 9 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 1181 - 09.05.2023 в 03 ч 40 мин. подано 25 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 1183 - 09.05.2023 в 10 ч 45 мин. 15 вагонов;
по памятке приемосдатчика N 1191 - 10.05.2023 в 05 ч 40 мин. подано 25 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 1193 - 10.05.2023 в 09 ч 18 мин. 1 вагон;
по памятке приемосдатчика N 794 - 11.05.2023 в 07 ч 00 мин. подано 38 вагонов, возвращено по памятке приемосдатчика N 797 - 11.05.2023 в 12 ч 00 мин. 12 вагонов.
Изложенное указывает на то, что ответчиком систематически нарушались условия договора о возврате вагонов всей одновременно поданной группой и соблюдение технологического срока оборота вагонов.
Ссылка ответчика на уведомление о готовности приема вагонов не состоятельна, поскольку данное обращение носит формальный характер и опровергается анализом занятости путей необщего пользования и уведомлениями о завершении грузовой операции.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что доводы общества "РН-Транс" о том, что спорные вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по не зависящим от ответчика причинам, опровергаются материалами дела.
Кроме того, вопреки позиции общества "РН-Транс", в соответствии с представленными в материалы дела актами общей формы простаивание вагонов на путях общего пользования обусловлено причинами, не зависящими от перевозчика, но зависящим от грузополучателя причинами.
Истцом осуществлен анализ занятости путей необщего пользования общества "РН-Транс" за время простоя вагонов, который ответчиком в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции не опровергнут.
В пункте 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указано, что частью 12 статьи 39 УЖТ установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности. В частности, в случае задержки вагонов в пути следования, если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Из приведенных положений следует возложение обязанности вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов на лиц, от которых зависели причины задержки вагонов.
Во всех представленных в материалы дела актах общей формы указано, что задержка подачи вагонов произошла по зависящим от грузополучателя причинам - занятость фронта погрузки. Невозможность подачи с путей общего пользования вагонов, прибывших в адрес ответчика, на путь необщего пользования ответчика обусловлена нахождением иных вагонов на путях необщего пользования, в том числе сверх предусмотренного договорами технологического времени на погрузку/выгрузку вагонов, по причине нарушения ответчиком договорных обязательств.
Таким образом, оформление и расчет платы произведен истцом в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 13 524 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Поскольку требования истца в части взыскания платы за нахождение вагонов на путях общего пользования доказаны по праву и размеру, требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами также признаются обоснованными.
В силу части 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Согласно пункту 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. При этом проценты начисляются в соответствии с положениями п. 1 указанной статьи.
В связи с указанным истцом к взысканию с ответчика начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.05.2023 по 10.10.2023 в размере 536 руб. 89 коп. Ответчиком контррасчет не представлен.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет процентов, признал его верным.
Поскольку нарушение денежного обязательства ответчиком подтверждается материалами дела, судом первой инстанции требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.05.2023 по 10.10.2023 в размере 536 руб. 89 коп. правомерно признаны подлежащими удовлетворению.
Кроме того, требование истца о продолжении начисления процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.10.2023 до момента фактического исполнения обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расчет исковых требований является верным, нормативно обоснованным, требования удовлетворены обоснованно.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
мотивированное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.02.2024 (резолютивная часть от 15.01.2024), принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А07-36681/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Судья |
У.Ю. Лучихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-36681/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской железной дороги-филиала "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "РН-ТРАНС"