г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А41-66584/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джафаровым М.А.,
при участии в судебном заседании:
от государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" - Пивоварова Ф.Ю. по доверенности от 01.01.2024, диплом о высшем юридическом образовании;
от акционерного общества "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47" - Свистунова С.А. по доверенности от 17.04.2024, диплом о высшем юридическом образовании
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2024 года по делу N А41-66584/23 по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" (ОГРН 1025002879626, ИНН 5000001525) к акционерному обществу "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47" (ОГРН 1106714000370, ИНН 6714030940)
о взыскании штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств, судебных расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47" (далее - ответчик) о взыскании штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств по договору по Контракту N 0148200005421000650 от 07.10.2021, судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2024 года по делу N А41-66584/23 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда по настоящему делу оставить в силе, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Присутствующий в судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, между АО "Дорожное эксплуатационное предприятие N 47" (Подрядчик) и ГБУ МО "Мосавтодор" (Заказчик) был заключен Контракт N 0148200005421000650 от 07.10.2021 на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов на период 2021 - 2024 год (Лот N 31) (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы, перечисленные в приложении 1 к Контракту "Сведения об объекте закупки" (далее - работы), в соответствии с Контрактом и сдать их результат Заказчику в обусловленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы, в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.4. перечень и объем работ, подлежащих выполнению, требования к качеству выполняемых Подрядчиком работ, а также требования к порядку и способу их выполнения Подрядчиком, определяются Контрактом, в том числе приложением 5 к Контракту.
Цена Контракта с учетом дополнительного соглашения N 5 составляет 755 576 758 (Семьсот пятьдесят пять миллионов пятьсот семьдесят шесть тысяч семьсот пятьдесят восемь) рублей 65 копеек, в том числе НДС 20%. В случае, если Контрактом предусмотрены этапы исполнения Контракта, цена каждого этапа исполнения Контракта указана в разделе "Обязательства по выполнению работ" приложения 2 к Контракту "Сведения об обязательствах сторон и порядке оплаты" (далее - приложение 2 к Контракту).
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1 ст. 17 вышеуказанного Федерального закона - содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В этой связи, Контракт на оказание услуг по содержанию не содержит поименованный перечень услуг выполнения ежедневно, однако, основным обязательством Подрядчика является надлежащее исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта (п. 5.1.1 Контракта) - а именно, надлежащее содержание дорожного полотна, соответствующее по состоянию и качеству установленным регламентам и ГОСТам, регулирующими требования поддержания надлежащего состояния дорожного полотна непрерывно, в течение всего срока действия Контракта.
В соответствии с п. 5.1.1 Контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика не только надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, но и своевременное устранения выявленных недостатков, а согласно п. 5.4.1 Контракта - Подрядчик обязан в соответствии с условиями Контракта выполнить работы в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В соответствии с Приложением N 6 к Техническому заданию Контракта "Уровень требований к качеству содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области с учетом технических категории и допустимым уровнем отклонения", предусматривающий регламент контроля качества и оценки качества выполненных работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области - уровень качества выполненных Подрядчиком работ определяется значением коэффициента качества (далее - К) и рассчитывается по формуле, установленной Контрактом.
Согласно Приложению N 18 к Контракту "График исполнения контракта", определяющего этапы выполнения работ - выполнение работ в 2023 году именуется 3 -им этапом, График выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения Московской области и их элементов, в свою очередь, предусматривает деление на работы зимнего и летнего содержания с разбивкой месяцев их выполнения.
Так, за ненадлежащее выполнение работ зимнего содержания, Заказчиком в адрес Подрядчика на основании отрицательных Актов экспертиз: N 6305500006-16012023 от 16.01.2023, N 6444878146-07022023 от 07.02.2023, N 6632509486-07032023 от 07.03.2023 и N 6815338298-10042023 от 10.04.2023 о результатах выполненных работ по содержанию автомобильных дорог направлены требования (Исх.-7993/2023 от 17.01.2023, Исх.-3976/2023 от 13.02.2023, Исх.-6340/2023 от 09.03.2023 и Исх. -10255/2023 от 12.04.2023) об устранении, недостатков отраженных в вышеуказанных актах с поименованным списком видов работ, которые к моменту проверки, не прошли экспертизу качества.
Вместе с тем, отслеживание необходимости производства того или иного объема работ в целях получения надлежащего состояние дорожного полотна в целом и последующего качественного исполнения принятых на себя обязательств по Контракту на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов на период 2021 - 2024 год является обязанностью Подрядчика.
После направления указанных требований, Подрядчиком дефекты были устранены с учетом чего коэффициент качества содержания дорожного полотна стал равен допустимому, что позволило Заказчику в последующем принять выполненные Подрядчиком работы за зимний период.
Пунктом 5.1.7 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе ссылаться на обнаруженные им недостатки в ходе выполнения работ и при их приемке, которые не были оговорены в документе о приемке, но фактически отражены в документе, оформленном по результатам экспертизы, и требовать устранения таких недостатков.
В соответствии с п.7.3.3 Контракта, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 7.3.4 Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, с учетом цены 3-го этапа в размере 311 589 980,00 руб. штраф устанавливается в размере 0,5 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
Таким образом, размер штрафных санкций за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом по 3 этапу Контракта по расчёту истца составляет: 311 589 980,00 х 0,5:100= 1 557 949,90 руб.
В адрес Подрядчика направлена претензия Исх.-N 14900/2023 от 23.05.2023 г., однако требования Претензии до сегодняшнего дня Подрядчик не исполнил.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К подрядным работам для государственных нужд применяются общие положения о подряде (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику
В соответствии с пунктом 1 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной (пункт 4 статьи 753 ГК РФ).
Статья 723 ГК РФ регламентирует ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы.
Пункт 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет понятие содержание автомобильной дороги, как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 4.2 Контракта Заказчик в течение 15 рабочих дней с даты получения от Подрядчика документов, проверяет и в случае наличия недостатков информирует Подрядчика в порядке, о выявленных недостатках в представленных документах.
В соответствии с п.4.3. Контракта для проверки предоставленных Подрядчиком результатов предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу.
В соответствии с п.4.4. Контракта порядок и сроки проведения экспертизы установлены приложением 3 к Контракту.
В соответствии с п. 4.5. Контракта Заказчик в порядке и сроки, установленные приложением 3 к Контракту (15 раб. дней), осуществляет приемку выполненных работ и подписывает или утверждает подписанный всеми членами приемочной комиссии (в случае создания Заказчиком приемочной комиссии) документ о приемке, либо в те же сроки направляет Подрядчику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, содержащий перечень выявленных недостатков и сроки их устранения (далее - Мотивированный отказ).
В соответствии с п.4.6.Контракта в случае получения Мотивированного отказа Подрядчик обязан в сроки, установленные в таком отказе, устранить выявленные недостатки за свой счет и направить Заказчику документы, указанные в приложении 3 к Контракту.
За период с 01.01.2023 по 30.04.2023 г. Заказчик принял выполненные Подрядчиком работы в полном объеме, что подтверждается подписанными без замечаний актами выполненных работ.
В соответствии с п.3 ст.720 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
В соответствии с разделом 9 Технического задания в случае выявления фактов ненадлежащего содержания, Заказчик вправе составить акт оценки качества содержания по форме, установленной приложением N 9 к Техническому заданию, в отсутствие Подрядчика в одностороннем порядке с привлечением независимых лиц (представителей Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, субподрядной организации, эксплуатирующей организации, Службы инспекции дорог, ГИБДД МВД России, администрации муниципального района (городского округа).
Приложением N 10 к Техническому заданию стороны согласовали форму акта о выявленных недостатках.
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, в материалы дела представлены акты экспертиз результатов выполненных работ, в которых указаны дефекты и нарушения, не являющиеся основанием для начисления Заказчиком штрафа по следующим основаниям.
В соответствии с Приложением 6 к Техническому заданию (Регламент контроля качества и оценка качества выполненных работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области) выявление Заказчиком фактов нарушения Подрядчиком требований раздела 3 Технического задания является ненадлежащим исполнением Контракта.
В соответствии с разделом 3 ТЗ Подрядчик обязан на период действия контракта обеспечить круглогодичное безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, сохранность имущественного комплекса, обеспечение разрешенного скоростного режима, а также непрерывность и удобство движения пользователей по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Московской области, исключения дорожно-транспортных происшествий (далее -Д ТП), сопутствующими условиями которых явились дорожные условия.
В состав комплекса работ по содержанию автомобильных дорог входят:
1.Полоса отвода, земляное полотно и система водоотвода:
- поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах;
- планировка откосов насыпей и выемок, исправление повреждений с добавлением грунта;
- поддержание элементов системы водоотвода в чистоте и порядке (в том числе прочистка, профилирование, укрепление стенок и дна кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений, прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации, дренажных устройств, быстротоков, водобойных колодцев, перепадов, лотков, подводящих и отводящих русел у труб;
- устройство дренажных прорезей;
- противопаводковые мероприятия;
- срезка, подсыпка, планировка и уплотнение неукрепленных обочин дренирующим грунтом толщиной до 10 см; подсыпка, планировка и уплотнение щебеночных и гравийных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;
- восстановление земляного полотна на участках с пучинистыми и слабыми грунтами на площади до 100м2;
- ликвидация съездов с автомобильных дорог (въездов на автомобильные дороги) в неустановленных местах;
2.Дорожная одежда:
- очистка проезжей части от мусора, грязи и посторонних предметов, мойка покрытий;
- восстановление сцепных свойств покрытия;
- устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных покрытиях;
- ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном;
- восстановление изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий;
- восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или фунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка фунтовых дорог;
- восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части фавийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, фавия или других материалов;
- обеспыливание проезжей части автомобильных дорог;
- восстановление дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми фунтами на площади до 100 м.
3.Элементы обустройства автомобильных дорог:
- очистка и мойка стоек, дорожных знаков, замена поврежденных дорожных знаков и стоек, подсыпка и планировка берм дорожных знаков;
- уход за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, при необходимости, с удалением остатков старой разметки*
- очистка и мойка ограждений, катафотов, сигнальных столбиков, светоотражающих щитков на дорожном ограждении и буферов перед дорожным ограждением; наклеивание светоотражающей пленки на световозврашаюшие элементы ограждений, сигнальные столбики и удерживающие буфера; исправление, замена поврежденных или не соответствующих действующим стандартам секций барьерных ограждений, замена светоотражающих элементов на ограждениях и столбиках, замена светоотражающих щитков на дорожном ограждении и буферов перед дорожным ограждением, уборка наносного фунта у ограждений и удерживающих буферов; очистка, устранение отдельных повреждений или замена отдельных разрушенных бордюров;
- уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов, площадок отдыха и элементов их обустройства, шумозашитных и противодеформационных сооружений, а также устранение их мелких повреждений, окраска урн. скамеек на автобусных остановках и площадках отдыха; уборка мусора из контейнеров и урн. в том числе с использованием специальных машин; вывозка мусора для утилизации на полигоны:
- освобождение проезжей части и земляного полотна от объектов, препятствующих проезду транспортных средств, уборка места дорожно- транспортного происшествия, проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации движения;
- содержание в чистоте и порядке тротуаров, устранение повреждений покрытия тротуаров;
- окраска элементов обстановки и обустройства автомобильных дорог, содержание их в чистоте и порядке;
4. Зимнее содержание.
- формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;
- механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
- погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация;
- распределение противогололедных материалов;
- регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;
- круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;
- борьба с наледями на автомобильных дорогах.
5. В состав работ по озеленению входят:
- обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя;
- скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе и полосе отвода, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом;
6. Установка следующих элементов обустройства:
- установка недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования;
- установка недостающих светоотражающих щитков на осевом дорожном ограждении, буферов перед осевым дорожным ограждением;
- установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков, световозвращающих устройств;
- установка недостающих или замена существующих автопавильонов;
- установка недостающих контейнеров для сбора мусора;
- устройство недостающих искусственных дорожных неровностей.
Таким образом, если Подрядчик нарушает работы, указанные в разделе 3 Технического задания, следовательно, это и является ненадлежащим исполнением Контракта.
Также в приложении N 6 к Техническому заданию стороны определили и согласовали виды дефектов и допустимые отклонения.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, в представленных актах экспертизы отсутствуют нарушения работ, указанных в Таблицах 1 и 2 приложения 6 к Техническому заданию.
В актах экспертиз указаны номера дефектов, не соответствующие номерам и названиям видов дефектов, согласованных сторонами в сметах и в приложении 6 к Техническому заданию.
Таким образом, коэффициент ненадлежащего исполнение Контракта определен Заказчиком неверно и не может быть применен для расчета и требования штрафа в указанном размере.
Также в акте экспертизы четко не прописано, какие именно недостатки/ дефекты подлежат исправлению.
Вместе с тем, некоторые виды работ относятся к внерегламентным видам работ в соответствии с Приложением N 14, Приложении N 15, Приложении N 16, Приложении N 17 и подлежат выполнению на основании Задания оформленного в соответствии с Приложением N 5 к Техническому заданию "Задание на выполнение внерегламентных работ", подготовленного Заказчиком по результатам инспектирования Подрядчиком Объектов, их транспортно-эксплуатационного состояния и другой необходимости Заказчика для выполнения данных работ.
Оформленное Заказчиком задание направляется в соответствии с порядком, предусмотренным условиями Контракта. Датой и временем получения Задания Подрядчиком считаются данные, зафиксированные на передающих устройствах Заказчика.
В акте указаны нарушения "Дефект зимнего содержания". Из данного описания не ясно, в чем выражено нарушение. Если нарушение связано с ненадлежащей погрузкой снега, то данный вид работ относится также к внерегламентным видам работ и выполняется на основании заданий заказчика.
Также суд первой инстанции правильно отметил, что акты составлены не за весь отчетный период (месяц) (так акт за январь с 01.01.2023 по 16.01.2023; акт за февраль с 01.02.2023 по 07.02.2023 г., акт за март с 01.03.2023 по 07.03.2023 г.) при этом работы приняты и оплачены за весь месяц. Таким образом, качество выполненных работ на дату подписания КС-2 Истца устроило, замечания предъявлены не были.
В соответствии с п. 5.1.1 Контракта Заказчик вправе требовать от Подрядчика не только надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, но и своевременное устранения выявленных недостатков, а согласно п. 5.4.1 Контракта - Подрядчик обязан в соответствии с условиями Контракта выполнить работы в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В соответствии с Приложением N 6 к Техническому заданию Контракта "Уровень требований к качеству содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области с учетом технических категории и допустимым уровнем отклонения", предусматривающий регламент контроля качества и оценки качества выполненных работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области - уровень качества выполненных Подрядчиком работ определяется значением коэффициента качества (далее - К) и рассчитывается по формуле, установленной Контрактом.
Согласно Приложению N 18 к Контракту "График исполнения контракта", определяющего этапы выполнения работ - выполнение работ в 2023 году именуется 3 -им этапом, График выполнения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального и муниципального значения Московской области и их элементов, в свою очередь, предусматривает деление на работы зимнего и летнего содержания с разбивкой месяцев их выполнения.
Так, за ненадлежащее выполнение работ зимнего содержания, Заказчиком в адрес Подрядчика на основании отрицательных Актов экспертиз: N 6305500006-16012023 от 16.01.2023, N 6444878146-07022023 от 07.02.2023, N 6632509486-07032023 от 07.03.2023 и N 6815338298-10042023 от 10.04.2023 о результатах выполненных работ по содержанию автомобильных дорог направлены требования (Исх.-7993/2023 от 17.01.2023, Исх.-3976/2023 от 13.02.2023, Исх.-6340/2023 от 09.03.2023 и Исх. -10255/2023 от 12.04.2023) об устранении, недостатков отраженных в вышеуказанных актах с поименованным списком видов работ, которые к моменту проверки, не прошли экспертизу качества.
Вместе с тем, отслеживание необходимости производства того или иного объема работ в целях получения надлежащего состояние дорожного полотна в целом и последующего качественного исполнения принятых на себя обязательств по Контракту на выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Московской области и их элементов на период 2021 - 2024 год является обязанностью Подрядчика.
После направления указанных требований Подрядчиком дефекты были устранены, с учетом чего коэффициент качества содержания дорожного полотна стал равен допустимому, что позволило Заказчику в последующем принять выполненные Подрядчиком работы за зимний период.
Пунктом 5.1.7 Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе ссылаться на обнаруженные им недостатки в ходе выполнения работ и при их приемке, которые не были оговорены в документе о приемке, но фактически отражены в документе, оформленном по результатам экспертизы, и требовать устранения таких недостатков.
В соответствии с п.7.3.3 Контракта, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 7.3.4 Контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, с учетом цены 3-го этапа в размере 311 589 980,00 руб. штраф устанавливается в размере 0,5 процента цены Контракта (этапа) в случае, если цена Контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно).
Согласно ч.3 ст. ст.94 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. (ред. от 13.06.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона), а также п.4.5 Контракта, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования части 3 настоящей статьи (обязанности уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.7 ст.41 Закона).
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, при том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (п. 1 ст. 711 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Из положений статей 702, 740, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате работ по договору является совокупность следующих обстоятельств: выполнение работ и передача их результата заказчику.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате обусловленных договором работ является сдача работ заказчику путем подписания акта выполненных работ (пункт 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" (далее - информационное письмо N 51).
В силу пункта 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Согласно представленным в материалы дела актам выполненных работ за спорный период, работы приняты заказчиком без каких-либо замечаний. Мотивированного отказа от подписания актов выполненных работ, а также заданий на устранение выявленных недостатков в адрес подрядчика, в установленный контрактом срок не поступало.
Каких-либо заявлений от заказчика в адрес подрядчика по факту обнаружения отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе не поступало.
Довод истца о том, что ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту подтверждается актами экспертиз результатов выполненных работ, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным, поскольку данный акт относится к акту экспертизы результатов выполненных работ, порядок, и оформление которого предусмотрен приложением N 3 контракта, и не является актом оценки качества содержания.
Из материалов дела следует, что ответчик произвел экспертизу результатов выполненных работ, после чего подписал акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 за спорный период без каких-либо замечаний.
Представленный в материалы дела Акт экспертизы результатов выполненных работ не соответствует по форме и содержанию документу, согласованному сторонами в контракте, как основание к начислению штрафных санкций.
Таким образом, указанный акт не может являться безусловным основанием к начислению штрафа за некачественно выполненные работы.
Поскольку ответчиком в материалы дела не представлено доказательств наличия выявленных дефектов, за которые Контрактом предусмотрена ответственность подрядчика, и вины подрядчика в их происхождении, оснований для взыскания штрафа по спорному контракту не имелось.
Приняв работы за весь отчетный период без замечаний, истец подтвердил надлежащее качество работ.
Кроме того, суд первой инстанции обратил внимание, что в рамках настоящего контракта, судом уже ранее рассматривались споры по исковым заявлением АО "ДЭП 47" к ГБУ "Мосавтодор" о взыскании неосновательного обогащения по удержанным штрафам за иные периоды но по тем же основаниям, где суд пришел к выводу, что удержание штрафа ГБУ "Мосавтодор" является незаконным (N N А41-13789/23, А41-13770/23).
Принимая во внимание указанные обстоятельства дела, при отсутствии документально подтвержденных требований истца, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, носят общий характер и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Суд первой инстанции подробно проанализировал все материалы дела и оценил их в совокупности и взаимной связи по правилам ст. 71 АПК РФ. Выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Несогласие истца с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о несоответствии выводов суда первой инстанции материалам дела или о неправильном применении норм права, и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2024 года по делу N А41-66584/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-66584/2023
Истец: АНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСАВТОДОР
Ответчик: ЗАО АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ДОРОЖНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N47