г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А56-93049/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5795/2024) ИП Фалалеевой Д.С. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.02.2024 по делу N А56-93049/2023, принятое
по заявлению Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
к ИП Фалалеевой Д.С.
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка ленинградской области (далее - Комитет, истец) обратился в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Фалалеевой Дарье Сергеевне (далее - ИП, Предприниматель, получатель субсидии, ответчик) о взыскании 88 320 руб. субсидии, полученной ответчиком по соглашению N 116-СС от 18.12.2020 (далее - Договор, Соглашение).
Решением суда от 08.02.2024, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения иска. Предприниматель не согласна с рассмотрением дела в упрощенном порядке.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционный суд отмечает правомерность отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства Предпринимателя о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что: порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление N 10), обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела. В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 6 статьи 227 АПК РФ). Такое определение не подлежит обжалованию.
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела не установил наличия предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательности перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в случае заявления об этом лица, участвующего в деле, считающего, что данное дело должно быть рассмотрено в этом порядке, а не в порядке упрощенного производства.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно Порядку предоставления субсидии для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства - работодателям, приостановившим свою деятельность в связи с угрозой распространения на территории Ленинградской области новой коронавирусной инфекции, в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 13.08.2020 N 572 (далее - Порядок N 572) между Комитетом и индивидуальным предпринимателем Фалалеевой Дарьей Сергеевной заключено соглашение от 18.12.2020 N 116-СС о предоставлении субсидии для возмещения части затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью, в соответствии с п. 3.3 Порядка N 572 в размере 88 320 (восемьдесят восемь тысяч триста двадцать) рублей 00 копеек.
Контрольно-счетная палата Ленинградской области (далее - в соответствии с частью 1 статьи 16 областного закона от 14.10.2011 N 77-оз "О Контрольно-счетной палате Ленинградской области" по результатам проведения контрольного мероприятия "Проверка использования средств, выделенных в 2020- 2021 годах на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также на реализацию мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (на выборочной основе)" для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, направила представление от 01.02.2023 N 1 (далее - представление) в адрес комитета.
Контрольно-счетная палата Ленинградской области не согласилась с включением расходов для расчета суммы субсидии по аренде помещения, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, д. 34, лит. А. По договору аренды нежилых помещений от 01.11.2019 N АР-1604/19 в рамках Порядка N 572, в размере 88 320 (восемьдесят восемь тысяч триста двадцать) рублей 00 копеек, в связи с чем обязала комитет обеспечить возврат данной суммы в областной бюджет указанным представлением.
Претензией от 17.05.2023 N 01-21-2146/2023 Комитет уведомил ответчика о необходимости возврата части субсидии в областной бюджет.
Ответчик в добровольном порядке возврат субсидии не осуществил, ответом на претензию от 27.08.2023 сослался на отсутствие в Порядке N 572 конкретизации местоположения арендуемого помещения, по которому понесены затраты в целях предоставления субсидии для возмещения затрат по аренде помещения, земельных участков и торговых мест (за исключением аренды государственного и (или) муниципального имущества), используемых для осуществления основного вида деятельности по ОКВЭД.
Указанные обстоятельств послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.08.2020 N 572 утвержден Порядок предоставления субсидии для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства - работодателям, приостановившим свою деятельность в связи с угрозой распространения на территории Ленинградской области новой коронавирусной инфекции, в рамках государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" (далее - Порядок N572), которым установлены цели, условия и порядок предоставления субсидии из областного бюджета Ленинградской области для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства - работодателям, приостановившим свою деятельность в связи с угрозой распространения на территории Ленинградской области новой коронавирусной инфекции, в рамках подпрограммы "Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области" (далее - подпрограмма, субсидия) в 2020 году, критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий ее предоставления.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 572, к категории получателей субсидии относятся:
- субъекты малого и среднего предпринимательства - работодатели, временно не осуществлявшие деятельность в связи с закрытием торговых центров на территории Ленинградской области в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции;
- субъекты малого и среднего предпринимательства - работодатели, осуществляющие по состоянию на дату подачи заявления на предоставление субсидии в качестве основного вида деятельности один из видов деятельности (по коду ОКВЭД), указанных в приложении 1 к Порядку N 572.
В силу пункта 3.3 Порядка N 572 субсидия предоставляется для возмещения следующих затрат:
а) аренда помещений, земельных участков и торговых мест (за исключением аренды государственного и(или) муниципального имущества), используемых для осуществления основного вида деятельности по ОКВЭД;
б) приобретение основных средств, используемых для осуществления основного вида деятельности по ОКВЭД;
в) оплата жилищно-коммунальных услуг;
г) приобретение диспенсеров для антисептических средств, бактерицидных облучателей, оборудования для обеззараживания воздуха и поверхностей и иных моющих и дезинфицирующих средств;
д) оплата услуг по хранению и(или) доставке до складских распределительных центров федеральных интернет-магазинов (онлайнретейлеров) продовольственных и непродовольственных товаров, реализация которых осуществляется через такие интернет-магазины.
Пунктом 4.2 Порядка N 572 установлен перечень документов, предоставляемых соискателями для участия в конкурсном отборе, в том числе:
для соискателей - арендаторов торговых площадей в торговых центрах на территории Ленинградской области - подтверждение закрытия торгового центра на определенный период в связи с введенными ограничениями в период действия на территории Ленинградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС, подписанное уполномоченным лицом торгового центра (оригинал письма с копией документа, подтверждающей полномочия представителя торгового центра);
смета затрат по форме согласно приложению 3 к Порядку N 572 с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы, и оригиналов для сличения, а именно: для получения субсидии в целях возмещения затрат, указанных в подпункте "а" пункта 3.3 настоящего Порядка N 572 (затраты по аренде помещений), к смете затрат прилагаются:
копия договора аренды помещения, и (или) земельного участка, и(или) торгового места, заключенного не позднее 1 марта 2020 года, заверенная подписью и печатью (при наличии) соискателя, и оригинал для сличения;
копии платежных поручений с отметкой банка, подтверждающие произведенные расходы на арендную плату, заверенные подписью и печатью (при наличии) соискателя.
Как следует из материалов дела, учитывая установленные судами обстоятельства в рамках дела N А56-49773/2023, на основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления субсидий для возмещения части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства - работодателям, приостановившим свою деятельность в связи с угрозой распространения на территории Ленинградской области новой коронавирусной инфекции от 17.12.2020 N 4 и распоряжения Комитета от 18.12.2020 N 323 с индивидуальным предпринимателем Фалалеевой Дарьей Сергеевной заключено соглашение от 18.12.2020 N 116-СС о предоставлении субсидии на возмещение затрат субъектам МСП, приостановившим деятельность, в сумме 88,32 тыс. руб. из расчета штатной численности 3 единицы, на возмещение затрат по аренде помещений.
Согласно сведениям из ЕРСМСП и ЕГРИП основной вид деятельности ИП Фалалеевой Д.С. по ОКВЭД - 90.01 - деятельность в области исполнительских искусств. В качестве дополнительных видов деятельности включена деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг (79.90.2) (дата внесения изменений в ЕГРИП 04.09.2020).
В составе документов к заявке на предоставление субсидии ИП Фалалеевой Д.С. приложены: договор аренды нежилых помещений от 01.11.2019 N АР-1604/19 по адресу: г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, д. 34, литер "А" и копии платежных поручений по оплате аренды по данному договору.
Вместе с тем из представленного в ходе контрольного мероприятия письма от 14.12.2020 N 90/326 за подписью генерального директора ООО "Тракт-ДС" Леоновой Л.К. (арендодателя) арендуемых ИП Фалалеевой Д.С. нежилых помещений по адресу г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 34 литер "А" следует, что ИП Фалалеева Д.С. в период с 28.03.2020 по 12.09.2020 на арендуемой территории по договору аренды АР-1604/19 от 01.11.2019 не вела хозяйственной деятельности согласно постановлению Правительства г. Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121.
В нарушение требований, установленных пунктом 4.2 Порядка N 572, Комитетом представлена субсидия из областного бюджета Ленинградской области ИП Фалалеевой Д.С. в отсутствие:
- подписанного уполномоченным лицом торгового центра на территории Ленинградской области подтверждения закрытия торгового центра на определенный период в связи с введенными ограничениями (представленное письмо от 14.12.2020 N 90/326 подтверждает закрытие торгового центра в г. Санкт-Петербурге);
копии договора аренды помещения в торговом центре на территории Ленинградской области;
копии платежных поручений с отметкой банка, подтверждающие произведенные расходы на арендную плату помещений в торговом центре на территории Ленинградской области.
Доводы ответчика о том, что Порядком N 572 не предусмотрено ограничений по месту расположения помещения, затраты по аренде которого подлежат возмещению, то есть в Порядке N 572 отсутствуют нормы, согласно которым возмещаются затраты по аренде в отношении только того торгового центра, деятельность которого была приостановлена, судом первой инстанции обоснованно отклонены, так как противоречат пунктам 1.4, 4.2 Порядка N572, а также не соответствуют цели предоставления субсидии, изложенной в пункте 2.1 Порядка N572 - сохранение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение социальной устойчивости и рост занятости населения за счет развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснвоанно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 февраля 2024 года по делу N А56-93049/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фалалеевой Дарьи Сергеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93049/2023
Истец: КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО, СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП Фалалеева Дарья Сергеевна