г. Вологда |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А13-569/2024 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 марта 2024 года по делу N А13-569/2024,
УСТАНОВИЛ:
отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (ОГРН 1023500873593, ИНН 3525009217; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Лермонтова, дом 15а; далее - отделение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Профи" (ОГРН 1073525005212, ИНН 3525182420; адрес: 160011, Вологодская область, город Вологда, улица Чехова, дом 40, офис 8; далее - общество) о взыскании 3 000 руб. финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года по решению от 27.08.2020 N 045S19200010660.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление фонда рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 марта 2024 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А13-569/2024, в удовлетворении требований отказано.
По ходатайству фонда судом 26.03.2024 изготовлено мотивированное решение.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на то, что указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" не предусмотрено продление с 12.05.2020 нерабочих дней, поэтому страхователи, представившие сведения индивидуального (персонифицированного) учета позднее 12.05.2020, подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Обществом 15.05.2020 представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за март 2020 года в отношении 6-ти застрахованных лиц, что отражено в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.07.2020 N 045S18200011701, вынесенного фондом.
Решением от 27.08.2020 N 045S19200010660 общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений в виде штрафа в сумме 3 000 руб.
В адрес страхователя фондом направлено требование от 28.09.2020 N 045S01200011402 об уплате финансовой санкции в размере 3 000 руб. со сроком исполнения до 16.10.2020.
Поскольку ответчик в добровольном порядке требования об уплате финансовых санкций не исполнил, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что срок предоставления сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года не нарушен.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
В силу статьи 1 указанного Закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей статьи 17 данного Закона в редакции, действовавшей в спорный период, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении всех застрахованных лиц.
Для подачи рассматриваемых сведений использовалась форма "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденная постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п.
Исходя из положений пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года подлежали направлению в фонд до 15.04.2020.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М за март 2020 года в отношении 6-ти застрахованных лиц представлены обществом в отделение 15.05.2020.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М с типом "исходная" за март 2020 года, руководствовался следующим.
На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) сроки представления расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 года продлены до 15.05.2020.
Суд первой инстанции учел, что Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в связи с чем пришел к выводу о том, что положения законодательства о продлении сроков предоставления отчетности также могут быть применены к сведениям индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года.
На основании изложенного суд первой инстанции посчитал, что срок представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года - не позднее 15.05.2020.
Суд первой инстанции учел продление пунктом 3 Постановления N 409 срока предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах за март 2020 года до 15.05.2020 и пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, по решению от 27.08.2020 N 045S19200010660.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности и отмечает следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 года установлены нерабочими днями.
Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) с 6 по 8 мая 2020 года включительно установлены нерабочие дни.
В соответствии с нормами статьи 109 НК РФ возможность, применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П выражена правовая позиция, в соответствии с которой отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава правонарушения, в том числе пенсионного законодательства, как основания ответственности противоречила бы и природе правосудия.
Следовательно, привлекая страхователя к ответственности, фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины, как обязательного элемента состава правонарушения.
Между тем фондом не доказано наличие вины общества в нарушении, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом разъяснений, изложенных в письме Пенсионного фонда от 17.04.2020 N НП-08-24/8051, а также принимая во внимание сложную эпидемиологическую ситуацию и установление в период с 30 марта по 8 мая 2020 года нерабочих дней, то, что сведения представлены 15.05.2020, апелляционный суд приходит к выводу о том, что непредставление сведений по форме СЗВ-М за март 2020 года в срок, установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (до 15.04.2020), не свидетельствует о наличии оснований для привлечения его к ответственности.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении искового заявления о взыскании 3 000 руб. финансовых санкций по решению от 27.08.2020 N 045S19200010660.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 марта 2024 года по делу N А13-569/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-569/2024
Истец: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области
Ответчик: ООО "ПРОФИ"