г. Челябинск |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А76-28595/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тарасовой С.В.,
судей Бабиной О.Е., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Катав-Ивановского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2024 по делу N А76-28595/2023.
Общество с ограниченной ответственностью "Златспецтранс" (далее - истец, ООО "Златспецтранс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением Администрации Катав-Ивановского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.11.2021 по 31.12.2022 в размере 45 535 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2024 по делу N А76-28595/2023 исковые требования удовлетворены в полном размере.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы указывает, что истцом на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет" опубликована публичная оферта (в разделе информация), адресованная всем собственникам объектов, расположенных на территории Горного кластера Челябинской области.
Однако о публикации в средствах массовой информации и указании какого-либо печатного издания истец не указывает.
По мнению ответчика, отсутствие публикации договора в средствах массовой информации является нарушением правил порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, апеллянт отметил, что в спорный период услуги по вывозу твердых коммунальных отходов ООО "Златспецтранс" Администрации Катав-Ивановского муниципального района не оказывались, договор не заключался, счета не выставлялись, подтверждения объема фактически оказанных услуг нет, акты оказанных услуг в адрес ответчика не направлялись.
Кроме того, Администрация Катав-Ивановского муниципального района является казенным учреждением, за 2021 - 2022 годы лимиты на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми коммунальными отходами не предусмотрены.
В связи с отсутствием заключенного договора на 2021 - 2022 год, соответственно, с отсутствием выставленных актов выполненных работ истцом, которые бы подтверждали факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, Администрация Катав-Ивановского муниципального района не имела и не имеет возможности оплатить указанную задолженность.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 16.05.2024.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
До начала судебного заседания от ООО "Златспецтранс" поступил отзыв на апелляционную жалобу. Согласно отзыву, истец полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.11.2021 по 31.12.2027 ООО "Златспецтранс" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Горного кластера, в рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 02.07.2021, заключенного с Министерством экологии Челябинской области.
На официальном сайте регионального оператора (http://regzst.ru) в сети Интернет опубликована публичная оферта (в разделе Информация), адресованная всем собственникам объектов, расположенных на территории Горного кластера Челябинской области регионального оператора.
Администрация Катав-Ивановского муниципального района на заключение договора об оказании услуг по обращению с ТКО в адрес ООО "Златспецтранс" заявку не направляла.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором не заключен.
Таким образом, между ООО "Златспецтранс" (региональный оператор) и Администрацией Катав-Ивановского муниципального района (потребитель) по условиям типового договора заключен контракт N ГОР-110-352-23 (л.д. 11-14), согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте накопления отходов, которые определены в контракте, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Территориальной схемой, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в размерах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2. контракта объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно Приложению N 1 к контракту.
Общая цена контракта за период действия составляет 42 753 руб., цена контракта может быть изменена только в случаях предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Из пункта 3.2. контракта следует, что оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Тариф на услугу по обращению с ТКО в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 составляет 595 руб. 18 коп. за 1 м. куб.
Цена контакта включает в себя все расходы, связанные с оказанием услуг, включая налоги, сборы и обязательные платежи, транспортные расходы и прочее.
Цена контракта является твердой (не подлежит изменению, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством) и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 5, 10 части 1 статьи 95 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ и пунктом 9.2 контракта.
Оплата услуг регионального оператора по контракту осуществляется потребителем до 30 (тридцатого) числа следующего месяца за отчетным, путем банковского перевода безналичных денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункт 3.3. контракта).
Расчетным периодом является календарный месяц.
Датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора.
Стоимость оказанных услуг рассчитана, исходя из единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Горного кластера для ООО "Златспецтранс".
В период с ноября по декабрь 2021 года истец оказал ответчику услугу по обращению с ТКО на общую сумму 45 535 руб. 04 коп.
Однако услуги по вывозу ТКО ответчиком не оплачены.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия исх. N 1640 от 26.05.2023 с требованием оплатить задолженность (л.д. 6-7).
Письмом от 20.06.2023 Администрация указала, что услуги по вывозу ТКО не оказывались, договор не заключался, счета не выставлялись (л.д. 9).
Отсутствие добровольного удовлетворения требований послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил основания для изменения или отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 2 статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, признаются сделками.
В силу пункта 3 статьи 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами"), Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими нормативно-правовыми актами.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу положений статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся их места сбора, оплачивают услуги региональному оператору по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Такой договор является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Положениями Правил N 1156, установлено, что потребитель - это собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Региональные операторы несут расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО, учитываемые при установлении тарифов (пункт 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ, пункт 43 (1) Основ ценообразования). Расходы операторов учитываются в составе НВВ регионального оператора (пункт 22 Основ ценообразования).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309- ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Тарифное решение государственного органа, осуществляющего регулирование обращения с ТКО, по существу представляет собой план экономической деятельности в сфере обращения с ТКО всех вовлеченных в нее субъектов региона. Оно принимается исходя из данных обо всех источниках образования ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
От наполнения НВВ регионального оператора (равномерно распределенной тарифным органом на всех собственников ТКО региона) зависит выполнение им производственных и инвестиционных программ, то есть строительство, реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО. Поэтому неоплата собственником (производителем) ТКО услуг регионального оператора ведет к срыву достижения целей реформы регулирования обращения с ТКО.
Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Также, пунктом 9 Правил N 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Аналогичное положение содержится в пункте 13 типового договора. Потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 15 Правил N 1156).
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утверждена Правилами N 1156.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
Частью 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В силу пунктов 8(4) - 8(5) Правил N 1156, договор может быть заключен как на основании заявки потребителя, которая может быть подана, начиная со дня утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора, так и на основании предложения регионального оператора.
Согласно пункту 8 (11) указанных правил, потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Как указано в пункте 8 (15) Правил N 1156, в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) названных Правил.
В силу пункта 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 10 пункта 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее: фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Доводы жалобы о том, что отсутствие публикации договора в средствах массовой информации является нарушением правил порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подлежат отклонению, поскольку в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу региональным оператором опубликована публичная оферта на официальном сайте регионального оператора (http://regzst.ru) в сети "Интернет" адресованная всем собственникам объектов, расположенных па территории Горного кластера Челябинской области регионального оператора, а также информация размещена в печатном издании "Авангард" N 40 (11803) от 08.10.2021.
Согласно пунктам 1, 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа; в случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
Учитывая отсутствие подписанного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, отсутствие доказательств направления соответствующей заявки со стороны Администрации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что между сторонами заключен типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Ответчиком не оспаривается, что в результате его деятельности образуются ТКО.
Из материалов дела следует, что в период с 01.11.2021 по 31.12.2022 вывоз ТКО с территории ответчика (г. Катав-Ивановск, ул. Степана Разина, д. 45) не осуществлялся по причине отсутствия собственной контейнерной площадки.
В связи с отсутствием у Администрации собственной площадки, до момента заключения договора, потребитель пользовался муниципальной контейнерной площадкой, расположенной по адресу: г. Катав-Ивановск, ул. Степана Разина, д. 16, которую и обслуживал истец с 01.11.2021.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Истец в подтверждение исполнения своих обязательств в рамках договора в части оказания ответчику услуг по обращению с ТКО, подтверждает представленными в материалы дела сведения из программного обеспечения для системы мониторинга транспорта из которых следует, что истцом в спорный период времени обслуживалась контейнерная площадка расположенная по адресу: г. Катав-Ивановск, ул. Степана Разина, д. 16.
Из пункта 3.2. контракта следует, что оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Тариф на услугу по обращению с ТКО в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 составляет 595 руб. 18 коп. за 1 м куб.
В приложении N 1 к контракту объем принимаемых ТКО в месяц - 5,986 куб.м.
Согласно приложению N 2 к контракту размер ежемесячной платы составляет 3 562 руб. 72 коп. (5,986 куб.м. (объем принимаемых ТКО в месяц) * 595,18 руб./м3 (тариф)).
По расчету истца размер задолженности за период с 01.11.2021 по 31.12.2022 составил 45 535 руб. 04 коп.
Расчет судом проверен, признан верным, арифметическая верность расчета платы ответчиком не опровергнуты.
Поскольку ответчик в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства оплаты в материалы дела не представил, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований истца.
Доводы заявителя жалобы о не направлении ему платежных документов и не выставлении счетов на оплату отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку по условиям типового договора обязанность по оплате оказанных услуг не поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) счетов, а подлежит исполнению в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
В силу статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата фактически оказанных услуг не является встречным обязательством выставлению счетов, следовательно, обязанность по оплате стоимости услуг по обращению с ТКО возникает не с момента выставления платежных документов, а с момента оказания услуг, подлежащих оплате.
Положения гражданского законодательства не содержат основания для освобождения от исполнения обязательства по внесению платы за коммунальные услуги, как неполучение или несвоевременное получение платежных документов.
Аналогично судом апелляционной инстанции отклоняются доводы ответчика о ненаправлении актов оказанных услуг в адрес Администрации, поскольку составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N 1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе о не выделении лимитов бюджетных обязательств по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и, как следствие, отсутствие у ответчика возможности оплаты задолженности, подлежат отклонению.
Положения бюджетного законодательства (статьи 72, 161, 162, 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и законодательства о контрактной системе не освобождают должника от надлежащего исполнения обязательств, возникающих из гражданских правоотношений. Поэтому статус ответчика, его организационно-правовая форма, способ финансирования и отсутствие лимитов не освобождают ответчика от обязанности производить оплату фактически оказанных услуг.
Доводы подателя жалобы о том, что в отсутствие заключенного между сторонами договора у ответчика отсутствовала возможность осуществлять оплату за оказываемые услуги, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку отсутствие между сторонами заключенного договора, не освобождает ответчика от оплаты фактически оказанных истцом услуг, учитывая их социальную значимость и отсутствие у истца права на отказ от их исполнения.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что спорный объект эксплуатируется ответчиком (по спорному адресу находится здание Администрации), соответственно, ТКО как закономерный и неотъемлемый процесс жизнедеятельности, а также результат функционирования любого субъекта гражданского оборота, подлежали утилизированию в спорный период, не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.03.2024 по делу N А76-28595/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Катав-Ивановского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Тарасова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28595/2023
Истец: ООО "ЗЛАТСПЕЦТРАНС"
Ответчик: Администрация Катав- Ивановского муниципального района