город Ростов-на-Дону |
|
28 мая 2024 г. |
дело N А32-52121/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии от департамента имущественных отношений Краснодарского края посредством веб-конференции: Завгороднего Н.Е. по доверенности от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамент имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2024 по делу
N А32-52121/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Скрипко Елены Владимировны
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании отказа незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского фермерского хозяйства Скрипко Елена Владимировна (далее - заявитель, ИП Глава КФХ Скрипко Е.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент), согласно которому просит:
- признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в не рассмотрении заявления ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. от 02.06.2023. о предоставлении земельного участка площадью 577000 кв.м, с кадастровым номером 23:21:0110002:1, относящегося к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ковалевское сельское поселение, примерно в 2000 м по направлению на юго-запад от п. Восход в собственность;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядке в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ИП Главы КФХ Скрипко Е.В., путем рассмотрения заявления ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. от 02.06.2023 о продаже земельного участка с кадастровым номером 23:21:0110002:1, без торгов и совершения одного из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2024 признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявления главы ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. от 02.06.2023. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С департамента имущественных отношений Краснодарского края пользу ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. Из федерального бюджета ИП Главе КФХ Скрипко Е.В. возвращено 5 700 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 12.09.2023 N 88.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил решение суда в части удовлетворения требования о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в нарушении срока рассмотрения заявления ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. от 02.06.2023 отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы департамент ссылается на то, что судом первой инстанции оставлен без внимания факт наличия зарегистрированного ответа департамента, исключающего требование о признании незаконным бездействие. Заявление ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. было рассмотрено департаментом с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации. В целях принятия обоснованного решения департаментом проверялась обороноспособность испрашиваемого земельного участка, направлялись межведомственные запросы, направленные на получение необходимых документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Таким образом, департаментом рассматривалась и анализировалась полученная в рамках межведомственного информационного взаимодействия информация, позволяющая объективно, всесторонне и полно рассмотреть заявление ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. Письмом департамента от 16.10.2023 N 2-32-16-40137/23 заявителю отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ.
Судебное заседание было назначено к рассмотрению с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференции).
Протокольным определением суд удовлетворил ходатайства департамента имущественных отношений Краснодарского края о проведении веб-конференции.
В судебном заседании представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
ИП Глава КФХ Скрипко Е.В. в судебное заседание представителей не направила, о месте и времени заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:21:0110002:1, площадью 577 000 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ковалевское сельское поселение, примерно в 2000 м по направлению на юго-запад от п. Восход.
29 декабря 2014 года между администрацией Муниципального образования Новокубанский район при осуществлении государственных полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края на основании закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжениями земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределении земель Краснодарского края" (арендодатель) и ИП Главой КФХ Скрипко Е.В. (арендатор) на основании протокола заседания комиссии по проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции, ведения личного подсобного хозяйства, от 29.12.2014 N 300-сх заключен договор N 8821000227 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, сроком на 10 лет (до 28.12.2024).
Предметом договора, в соответствии с пунктом 1.1. является, земельный участок фонда перераспределения земель Краснодарского края площадью 577 000 кв.м., с кадастровым номером 23:21:0110002:1, относящийся к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ковалевское сельское поселение, примерно в 2000 м по направлению на юго-запад от п. Восход.
Договор зарегистрирован 28.01.2015 (N рег. записи 23-23/009-23/009/017/2015-013).
31 марта 2016 года на основании договора уступки прав по договору N 8821000227 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 29.12.2014 право аренды на указанный земельный участок перешло к Колесниченко Т.В.
Договор уступки зарегистрирован 08.04.2016 (N рег. записи N 23-23-009-23/009/007/2016-504/2).
02 июня 2017 года на основании договора уступки прав по договору N 8821000227 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности от 29.12.2014 право аренды на указанный земельный участок вновь перешло к ИП Главе КФХ Скрипко Е.В.
Договор зарегистрирован 06.06.2017 (N рег. записи 23-21/0110002:1-23/009/2017-2).
ИП Глава КФХ Скрипко Е.В. обратилась в департамент с заявлением от 02.06.2023 о предоставлении в собственность без проведения торгов указанного земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Однако в ответ на заявление о предоставлении земельного участка заявителю в установленные законодательством сроки не поступил, что послужило основанием для обращения ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. в суд с настоящим заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Предметом спора по настоящему делу является бездействие заинтересованного лица по рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0110002:1 в собственность без проведения торгов.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции о незаконности бездействия заинтересованного лица.
Частью 2 статьи 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного кодекса.
В пункте 1 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В числе таких исключений в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическомулицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пункте 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанные законоположения предусматривают возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение нескольких условий.
Во-первых, возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка. Указанная возможность возникает по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу.
Во-вторых, у уполномоченного органа должна отсутствовать информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
В-третьих, заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов должно быть подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, из буквального толкования подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что трехлетний срок аренды, по истечении которого арендатор вправе приобрести участок в собственность, подлежит исчислению с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных в этот период нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Из материалов дела усматривается, что ИП Глава КФХ Скрипко Е.В. владела спорным земельным участком на праве аренды с 28.01.2015, что подтверждается договором аренды земельного участка от 29.12.2015 N 8821000227 и сторонами не оспорено. В период с 08.04.2016 по 05.06.2017 право аренды на спорный земельный участок было переуступлено Колесниченко Т.В., что подтверждается договором уступки прав от 31.03.2016. С 06.06.2017 право аренды на указанный земельный участок вновь перешло к ИП Главе КФХ Скрипко Е.В., что подтверждается договором уступки прав от 02.07.2017. Таким образом, даже с учетом перерыва владения, на момент подачи заявления (02.06.2023) предпринимателем использовался спорный земельный участок практически 6 лет.
Так в целях приобретения арендованного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность на льготных условиях заявитель 02.06.2023, то есть по истечении трехлетнего срока пользования земельным участком, но до истечения срока аренды (28.12.2024), подал соответствующее заявление на основании пункта 9 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент подачи заявления) в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Из указанного следует, что по результатам рассмотрения заявления необходимость совершения действий возникает со стороны департамента.
Несмотря на это, ответ на указанное заявление, согласно которому в предоставлении участка в собственность отказано, департамент предоставил уже в ходе рассмотрения настоящего дела суде первой инстанции (письмо от 16.10.2023 N 52-32-16-40137/23), то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
При этом, департамент не оспаривает своевременное получение заявления ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. от 02.06.2023.
При таком положении и с учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ департамент как орган, в силу пункта 3.1 Положения принимающий решение о предоставлении земельных участков в собственность, должен был в целях завершения процедуры, установленной в статье 39.17 ЗК РФ, в предусмотренные сроки (в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления) принять решение по результатам рассмотрения заявления ИП Главы КФХ Скрипко Е.В. от 02.06.2023.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что нормы пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ являются императивными и могут считаться соблюденными в случае, если действия государственного органа завершены принятием в установленный срок обоснованного решения, в противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
При таком положении суд первой инстанции, проанализировав собранные по делу документы применительно к содержанию предъявленного ИП Главой КФХ Скрипко Е.В. требования, пришел к правомерному выводу о незаконности бездействия департамента, выразившегося в не рассмотрении в предусмотренные сроки заявления ИП главы КФХ Скрипко Е.В. от 02.06.2023.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Обязанность доказывать законность своих действий (бездействия) статьей 65 АПК РФ возложена на муниципальный орган.
Возражениями департамента, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, заявитель повторно обращался в департамент с заявлением от 22.12.2023 о предоставлении спорного земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и подпунктом 15, 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Письмом от 11.01.2024 N 52-32-16-454/24 департамент возвратил указанное заявление в связи с указанием нескольких различных оснований предоставления участка в собственность (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ и подпункт 15, 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
После получения указанного возврата, в ходе дальнейшего рассмотрения дела судом первой инстанции, заявителем было представлено в суд еще одно аналогичное заявление от 31.01.2024 с указанием одного основания предоставления участка - подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, доказательства вручения данного заявления департаменту, в суд не представлено.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела департаментом в ответ на заявление от 02.06.2023 направлены заявителю отказ в предоставлении участка в собственность (от 16.10.2023 N 52-32-16-40137/23) и возврат заявления от 22.12.2023 (письмо от 11.01.2024 N 52-32-16-454/24).
При этом, заявленные требования об обязании департамента рассмотреть заявление предпринимателя от 02.06.2023 о выкупе спорного земельного участка, заявителем после получения отказа не уточнены на требования об обжаловании отказа.
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела департаментом рассмотрено заявление предпринимателя от 02.06.2023, суд первой инстанции правомерно отклонил требование об обязании последнего рассмотреть данное заявление и направить ответ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2024 по делу N А32-52121/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52121/2023
Истец: Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства Скрипко Е.В., ИП глава крестьянского фермерского хозяйства Скрипко Елена Владимировна
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края