г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А21-4261/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Титовой М.Г.,
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Риваненковым А.И.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6327/2024) Управления ФНС по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2024А21-4261/2023, принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Коммунальные системы" МО "Ладушкинский городской округ" к Управлению ФНС по Калининградской области о признании задолженности невозможной ко взысканию,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные системы" МО "Ладушкинский городской округ" (далее - предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее - Управление, УФНС, налоговый орган) о признании невозможной к взысканию налоговым органом недоимки в размере 530 274,08 руб. в связи с истечением установленных сроков взыскания в принудительном порядке.
Решением арбитражного суда от 17.01.2024 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе УФНС по Калининградской области указанное решение отменить как необоснованное и принятое с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт, полагая, что оснований для признания доказанным наличие обстоятельств, позволяющих признать спорную недоимку по налогу невозможной ко взысканию, не имеется; ссылается, что задолженность по пени предъявлена в полном объеме, согласно требованиям об уплате пени от 01.07.2022 N 36003 на сумму 1 215 347, 31 руб., в которое спорная сумма включена, при этом задолженность налогоплательщиком в полном объеме не погашалась. Податель жалобы настаивает, что меры по принудительному взысканию задолженности по налогу и по пени применялись налоговым органом своевременно.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на Интернет-сайте "Картотека арбитражных дел".
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания стороны своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, налоговая инспекция выдала предприятию справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 января 2023 года, согласно которой у предприятия имеется задолженность по уплате пеней в сумме 530 274,08 руб., начисленных в связи с несвоевременной уплатой обязательных платежей.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением о признании вышеуказанной недоимки по пени невозможной к взысканию (безнадежной), указав на непринятие инспекцией установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) своевременных мер по взысканию задолженности, что влечет за собой утрату права налогового органа на принудительное взыскание пени с заявителя.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований к отмене обжалуемого решения с учетом следующего.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, оспаривая действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц заявитель должен доказать как несоответствие, противоречие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону, так и нарушение этими актами и действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены в подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5).
Приказом Федеральной налоговой службы России от 02 апреля 2019 года N ММВ-7- 8/164@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В пункте 5 приложения N 2 к указанному приказу от 02 апреля 2019 года N ММВ-7- 8/164@ установлен перечень документов, которые необходимо представить в случае наличия основания, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ: копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности в связи с истечением установленного срока их взыскания.
С учетом изложенного, налоговые органы не наделены полномочиями самостоятельно, без соответствующего судебного акта, признавать недоимку по налогам, пеням и штрафам безнадежной к взысканию и списывать соответствующие суммы.
Согласно положениям Кодекса предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, далее - три месяца на направление требования об уплате налога, затем - десять дней на исполнение требования в добровольном порядке, после - два месяца на списание средств со счетов в безакцептном порядке, далее - шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пеней, затем - два года на взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика.
Как указано выше, в соответствии со статьей 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с Кодексом.
На основании статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статьей 47 НК РФ определено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
После истечения упомянутых сроков налоговый орган утрачивает право на взыскание обязательных платежей, соответствующая задолженность становится безнадежной, а все действия по её взысканию - незаконными.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), разъяснено, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном названным Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Уполномоченный орган указал, что в связи с неуплатой задолженности налоговым органом в адрес заявителя выставлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) N 66917 по состоянию на 01 ноября 2019 года, N 57782 по состоянию на 14 августа 2019 года, N 67165 по состоянию на 05 ноября 2019 года, N 35893 по состоянию на 09 апреля 2019 года, N 44465 по состоянию на 08 мая 2019 года, N 13494 по состоянию на 04 февраля 2020 года, N 55482 по состоянию на 24 июля 2019 года, N 54403 по состоянию на 11 июля 2019 года, N32964 по состоянию на 28 февраля 2019 года, N 32342 по состоянию на 17 февраля 2019 года, 11014 по состоянию на 06 февраля 2019 года, N 44890 по состоянию на 15 мая 2019 года, N 50828 по состоянию на 11 июня 2019 года, N 57273 по состоянию на 07 августа 2019 года, N 55935 по состоянию на 31 июля 2019 года, N96218 по состоянию на 31 июля 2020 года.
Однако, как верно указал суд первой инстанции, в установленный Кодексом двухмесячный срок налоговый орган по правилам статьи 46 НК РФ не направил налогоплательщику соответствующие решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
В апелляционной жалобе Управление указало, что спорная сумма пени предъявлена в требовании N 36003 от 01.07.2022, в то время как в исследуемой ситуации заявитель просит признать безнадежной (невозможной) к взысканию пеней в сумме 530 274,08 руб., начисленных в связи с несвоевременной уплатой обязательных платежей. Указанная сумма недоимки по пени образовалась до 01.03.2020.
Суд первой инстанции установил, что непринятие налоговым органом упомянутых мер повлекло утрату права на принудительное взыскание с предприятия спорной суммы пеней. Установленные законом сроки принудительного взыскания спорной суммы недоимки по пени на дату рассмотрения спора по существу истекли, доказательств обратного Управлением не представлено.
При таком положении, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в признании безнадежной (невозможной) к взысканию налоговым органом суммы спорных пени.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
С учетом изложенного, обжалуемое решение отмене по доводам апелляционной жалобы Управления не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.01.2024 по делу N А21-4261/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Титова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4261/2023
Истец: МУП "Коммунальные системы" МО "Ладушкинский городской округ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ