г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А26-9189/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.
при участии:
от заявителя: Чернова Т.П. по доверенности от 20.11.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9677/2024) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2024 по делу N А26-9189/2023, принятое
по иску ООО "ОнегоСтройСервис"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОнегоСтройСервис" (далее - Общество, ООО "ОнегоСтройСервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - административный орган, Комитет) от 18.08.2023 N ЛК 114/040/153.
Решением суда от 21.02.2024 заявленное требование удовлетворено частично. Суд признал недействительным оспариваемое предписание Комитета в части пункта 2. В остальной части заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить решение суда в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания. По мнению подателя жалобы, поскольку Обществом не исполнена обязанность по предоставлению документов в виде и способом, которые нарушают часть 2 статьи 162, часть 10.1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и напрямую относятся к лицензионным требованиям, пункт 2 оспариваемого предписания соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного требования в данной части.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседании не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в обжалуемой Комитетом части.
Как следует из материалов дела, в Комитет поступило обращение гражданина Шишкина А.С от 23.06.2023 по вопросам нарушения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме N 27 по ул. Федосовой в г. Петрозаводске (далее - МКД), управления МКД.
На основании обращения Комитетом инициирована внеплановая, документарная проверка, издано решение от 21.07.2023 N ЛК 114/Р/210.
Актом проверки от 18.08.2023 N ЛК 114/А/210, в том числе, выявлено:
Ненадлежащее рассмотрение обращения N 10-2023-1115 от 13.05.2023, выразившееся в ненаправлении в установленный срок достоверных сведений и документов, запрошенных на основании данного обращения, по тем же каналам связи, по которым было получено обращение, свидетельствует о необеспечении со стороны ООО "ОнегоСтройСервис" соблюдения обязательных (в том числе лицензионных) требований действующего законодательства, установленных частью 10.1 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N416 (пункты 4, 34, 35, 36); по состоянию на дату окончания проверки сведения и документы, запрошенные на основании обращения N 10-2023-1115 от 13.05.2023, в полном объеме в установленном порядке посредством системы ГИС ЖКХ заявителю не предоставлены (не предоставлен акт весеннего осмотра МКД от 15.05.2023, содержание которого соответствует приложенному к письму исх. N100-ЧТ от 09.08.2023 акту весеннего осмотра МКД).
Административным органом было выдано предписание от 18.08.2023 N ЛК 114/040/153 об устранении нарушений лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и о проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения, в котором Обществу предписывалось, в том числе, в пункте 2: направить в установленном порядке надлежащие сведения и документы, запрошенные на основании обращения N 10-2023-1115 от 13.05.2023, в полном объеме - в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания.
Не согласившись, в том числе, с пунктом 2 указанного предписания Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в данной части, правомерно исходил из следующего.
В акте проверки Комитет указывает о том, что от собственника помещения МКД Шишкина А.С. посредством ГИС ЖКХ в адрес Общества было направлено обращение N 10-2-23-1115 от 13.05.2023, в котором он просил предоставить сведения о проведении весеннего обследования общедомового имущества и направить в случае его проведения копию акта такого осмотра.
26.05.2023 Обществом был предоставлен ответ N 10-2023-1115/1 на указанное обращение с приложением акта сезонного осмотра МКД от 15.05.2023. Административный орган указывает на то, что приложенный к ответу файл сезонного осмотра не содержит сведений о его подписании и по содержанию отличается от акта сезонного осмотра МКД от 15.05.2023, предоставленного в Комитет и приложенного к ответу Общества N 100-ЧТ от 09.08.2023.
По мнению Комитета, достоверные сведения и документы, запрошенные на основании обращения N 10-2-23-1115 от 13.05.2023, в полном объеме в установленном порядке заявителю со стороны Общества не предоставлены.
В обоснование нарушения лицензионных требования по пункту 2 предписания Комитет ссылается подпункт "з" пункта 4, пункты 34-36 Правил N 416, часть 2 статьи 162, часть 10.1 статьи 161 ЖК РФ, пункт 20 раздела X Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016.
В подпункте "з" пункта 4 Правил N 416 установлены стандарты обеспечения собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом.
В пунктах 34-36 Правил N 416 указаны сроки направления ответов управляющей организации на обращения собственников помещений дома, порядок их направления в их адрес.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В пункте 20 раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 (далее - Состав информации) указаны сроки направления информации об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, товарищество, кооператив, с использованием системы, кроме указанных в пункте 6.5 настоящего раздела. В частности, ответ на обращение и документы, являющиеся приложениями к данному ответу на обращение либо сообщение о возвращении обращения, направленного по вопросам, не относящимся к компетенции управляющей организации, товарищества и кооператива, должен быть направлен в сроки, установленные законодательством Российской Федерации (подпункт 20.1 пункта 20 Состава информации).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом была направлена информация в адрес Шишкина А.С. в ответ на его обращение N 10-2023-1115 от 13.05.2023. Ему был предоставлен акт осмотра МКД от 15.05.2023 в формате word. Данное обращение с приложением акта осмотра был предоставлен в установленные сроки (в течение 10 рабочих дней).
В последующем Шишкин А.С. не обращался в Общество с новым заявлением с просьбой предоставить ему копию акта весеннего осмотра с подписями представителей Общества, присутствовавших при весеннем осмотре общедомового имущества, и с указанием в нем полного объема повреждений общедомового имущества. При поступлении такого обращения Обществом был бы направлен Шишкину А.С. ответ с подписанным актом весеннего осмотра от 15.05.2023, который в последующем был предоставлен Комитету совместно с ответом N 100-ЧТ от 09.08.2023.
В силу пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение).
Как предусмотрено пунктом 3 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, также являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что подпункт "з" пункта 4, пункты 34-36 Правил N 416, часть 10.1 статьи 161 ЖК РФ, пункт 20 Состава информации, включая положения/стандарты о сроках и порядке направления ответов на обращения граждан, не отнесены к лицензионным требованиям.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что предоставление Шишкину А.С. акта осмотра от 15.05.2023 в неподписанном виде и с неполным указанием всего перечня имевшихся повреждений общего имущества МКД не является нарушением лицензионных требований с учетом того, что ответ ему был направлен Обществом в срок.
Также судом правомерно учтено, что обстоятельства, связанные с вынесением пункта 2 оспариваемого предписания не связаны с возникновением угрозы жизни, безопасности имуществу граждан, проживающих в МКД, не связаны с созданием условий ненадлежащего оказания коммунальных услуг собственникам помещений СКД со стороны Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленное требование в указанной части.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения в обжалуемой Комитетом части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21 февраля 2024 года по делу N А26-9189/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9189/2023
Истец: ООО "ОнегоСтройСервис"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору