город Омск |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А75-218/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сафронова М.М., судей Аристовой Е.В., Брежневой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Омаровой Б.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3172/2024) публичного акционерного общества "Сбербанк России" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.02.2024 по делу N А75-218/2023 (судья Колесников С.А.), вынесенное по результатам рассмотрения отчета финансового управляющего Зуева Максима Владимировича о результатах проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина, вопрос о введении следующей процедуры банкротства, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Крыловой Валентины Михайловны (ИНН 860100706657),
участвующие в деле лица в суд не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Крылова Валентина Михайловна 11.01.2023 обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании её несостоятельным (банкротом), введении процедуры реализации имущества гражданина, утверждении финансового управляющего из числа членов саморегулируемой организации Союз "Межрегиональный центр арбитражных управляющих".
Определением от 17.01.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявление принято к производству, возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), делу присвоен N А75-218/2023.
Определением 19.04.2023 (резолютивная часть 13.04.2023) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении Крыловой В.М. введена процедура банкротства - реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим утвержден Зуев М.В.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликовано в газете "Коммерсантъ" 29.04.2023.
В ходе судебного разбирательства от публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ПАО "Сбербанк России", банк, кредитор) поступило ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов в отношении Крыловой В.М.
Определением от 16.02.2024 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Крылова В.М. признана несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура банкротства - реализация имущества гражданина сроком на шесть месяцев, т.е. до 08.08.2024. Финансовым управляющим Крыловой В.М. утверждён Зуев М.В.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Сбербанк России" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит вышеуказанное решение отменить, утвердить представленный ПАО "Сбербанк России" план реструктуризации долгов гражданина.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что к дате судебного заседания (13.12.2023) по рассмотрению отчёта финансового управляющего о своей деятельности и вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов ПАО "Сбербанк России" разработало и приобщило к материалам дела ходатайство об утверждении плана реструктуризации долгов должника (05.12.2023).
План реструктуризации долгов должника был направлен в адрес финансового управляющего, должника и кредиторов. Представленный план содержит порядок, позволяющий с учётом имеющегося у должника дохода удовлетворить требования кредиторов в 100% объёме в течение 2 лет (24 мес.).
При разработке плана кредитором было учтено семейное и имущественное положение должника. Согласно материалам дела, должник Крылов В.М. трудоустроена в МБДОУ "Детский сад N 8 "Солнышко", в соответствии с представленными справками по форме 2-НДФЛ средний доход за период 01.03.-01.09.2023 составляет 61 973 руб. 69 коп. Кроме того, согласно данным ПФР, должник получает пенсию в размере 22 339 руб. в месяц. Лиц, находящихся на иждивении, не имеет.
На повторном собрании кредиторов должника в заочной форме с учётом пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" большинством процентов голосов утверждён представленный ПАО "Сбербанк России" план реструктуризации долгов должника.
Представленные должником доказательства найма жилого помещения не были представлены в материалы дела на момент обращения с ходатайством об утверждении плана реструктуризации долгов. Кроме того, согласно отрытым источникам средний диапазон цен аренды жилья в городе Ханты-Мансийск находится на уровне 25 000 руб. в месяц. Доказательств необходимости аренды жилья по цене в два раза превышающей среднюю по рынку не представлено. Копий чеков или иных подтверждающих документов об оплате арендных платежей, свидетельствующих о реальном исполнении договора, в материалы дела не представлено.
По мнению апеллянта, должник, обладающий стабильным доходом, позволяющим исполнить план реструктуризации, возражая против его утверждения, желает избежать погашения задолженности за счёт собственных средств, освободить себя от исполнения обязательств, злоупотребляет предоставленным ему правом.
В отзывах на апелляционную жалобу финансовый управляющий должника и сам должник, возражая против доводов апеллянта, просят обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.02.2024 по настоящему делу.
Согласно статье 32 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В процедуре реструктуризации долгов должник, его кредиторы или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов (пункт 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве).
На основании пункта 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве, план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям:
гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.
План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве).
При этом срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем пять лет. В случае если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве, срок реализации этого плана должен составлять не более чем три года. План реструктуризации долгов гражданина должен предусматривать погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа пропорционально сумме требований кредиторов, включенных в план реструктуризации долгов гражданина.
Процедура реструктуризации долгов гражданина направлена на обеспечение баланса интересов должника и его кредиторов. Закон о банкротстве не содержит конкретных требований к содержанию мероприятий, предусматриваемых планом реструктуризации, ввиду чего кредиторы и должник свободны в формулировании его содержания с учетом конкретных обстоятельств дела, жизненного опыта гражданина, его профессионального и образовательного уровня, трудоспособности и т.д.
Основания для признания гражданина банкротом и введения процедуры реализации имущества должника установлены пунктом 1 статьи 213.24 Закона о банкротстве, как то:
гражданином, конкурсными кредиторами и (или) уполномоченным органом не представлен план реструктуризации долгов гражданина в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;
собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона;
арбитражным судом отменен план реструктуризации долгов гражданина;
производство по делу о банкротстве гражданина возобновлено в случаях, установленных пунктом 3 статьи 213.29 или пунктом 7 статьи 213.31 настоящего Федерального закона;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом согласно пункту 8 статьи 213.6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 настоящего Закона, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина.
В соответствии с пунктом 31 постановления N 45, в силу недопустимости злоупотребления правом, арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи средств для проживания в размере, не менее величины прожиточного минимума, а также, если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.
Как следует из материалов дела, в реестр требований кредиторов должника включена задолженность перед пятью кредиторами: ООО "Феникс" в сумме 103 906,36 рублей; ПАО "Сбербанк" в сумме 420 598,41 рублей; АО КБ "ПОЙДЁМ!" в сумме 124 149,51 рублей; ПАО "Совкомбанк" в сумме 82 788,39 рублей; ООО МКК "ЗА15МИНУТ" в сумме 175 000 рублей; КПКГ "ЮГРАФИНАНС" в сумме 86 283,04 рублей.
Согласно представленному ПАО "Сбербанк России" плана реструктуризации долгов должника, срок реализации плана определен периодом 24 месяца с совокупным ежемесячным платежом должника в размере 50 600 рублей.
Общая сумма к получению кредиторами в ходе реализации плана реструктуризации долгов составляет 1 214 505 рублей 71 копейка.
Должник, возражая против утверждения плана реструктуризации долгов, представленного ПАО "Сбербанк России", указывала на невозможность его исполнения, поскольку должник трудоустроена в МБДОУ "Детский сад N 8 "Солнышко" в должности воспитателя, единственным источником дохода является заработная плата в размер 54 525 рублей, страховая пенсия по старости в размере 22 339 рублей 31 копейка. При этом она арендует жилое помещение с ежемесячной арендной платой в размере 35 000 рублей. Отдельно дополнительно оплачиваются коммунальные услуги в размере 8 000 рублей ежемесячно.
Вопреки доводам жалобы, сведений о наличии в собственности должника жилого помещения, пригодного для проживания, не представлено, в связи чем необходимость найма для должника иного жилого помещения не представляется признать необоснованной.
Апеллянт, ограничившись лишь указанием на среднюю арендную плату по региону в размере 25 000 руб., доказательств завышенного размера арендной платы не представил. О признании договора аренды недействительным материалы дела сведений также не содержат.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.11.2023 N 540-ФЗ "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" в 2024 году установлена величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 15 453 руб., для трудоспособного населения - 16 844 руб.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2023 N 456-п установлена величина прожиточного минимума на душу населения в размере 20 435 рублей, для трудоспособного населения в размере 22 274 рубля.
При таких обстоятельствах, с учетом расходов должника на аренду помещения и оплату коммунальных услуг, необходимость исключения денежных средств в размере прожиточного минимума для соблюдения прав должника, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в случае вычета из дохода должника денежных средств необходимых на исполнение условий плана реструктуризации, предложенного ПАО "Сбербанк России", у должника действительно не будет оставаться достаточно денежных средств для удовлетворения личных нужд.
При изложенных обстоятельствах, предложенный ПАО "Сбербанк России" план реструктуризации долгов не соответствует положениям Закона о банкротстве, является заведомо неисполнимым, при ежемесячном погашении Крыловой В.М. задолженности в сумме 50 600 рублей, не учитывает расходы на поддержание деятельности должника, включающее в себя оплату аренды жилого помещения и коммунальных платежей.
Собрания кредиторов, проведенные финансовым управляющим 09.10.2023, 10.01.2024 признаны несостоявшимися. Вопрос об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина на собрании кредиторов должника не рассмотрен. Единственным проголосовавшим за утверждение плана реструктуризации являлся ПАО "Сбербанк России" (43,64%), в то время как в соответствии со статьей 213.16 Закона о банкротстве решение собрания кредиторов об одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.
В силу абзаца второго статьи 213.18 Закона о банкротстве арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, в случае представления не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона плана реструктуризации долгов гражданина в отношение его задолженности.
Исходя из пункта 2 статьи 231.24 Закона о банкротстве в случае принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд принимает решение о введении реализации имущества гражданина. Реализация имущества гражданина вводится на срок не более чем шесть месяцев.
В связи с тем, что оснований для утверждения мирового соглашения, для отказа в признании должника банкротом, приостановления или прекращения производства по делу не имеется, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для введения в отношении должника процедуры реализации имущества гражданина.
Само по себе представление документов об аренде жилого помещения суду о принятии судом ошибочного судебного акта не свидетельствует.
Апелляционный суд также отмечает, что в случае утверждения собранием кредиторов плана реструктуризации долгов должника, финансовый управляющий, должник, кредитор не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о прекращении процедуры реализации имущества гражданина и о переходе к процедуре реструктуризации долгов, с обоснованием своей позиции и приложением достаточных документов ее подтверждающих.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-218/2023 от 16.02.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.М. Сафронов |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-218/2023
Должник: Крылова Валентина Михайловна
Кредитор: АО "ПОЧТА БАНК", АО "ТИНЬКОФФ БАНК", АО КБ "Пойдем", КРЕДИТНЫЙ ГРАЖДАН "ЮГРА-ФИНАНС", ООО "МИМОЗА", ООО "ФЕНИКС", ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ "ЗА15МИНУТ", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО "СОВКОМБАНК"
Третье лицо: Зуев Максим Владимирович, СОЮЗ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ, УФНС по ХМАО-Югре