г. Пермь |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А60-32212/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Герасименко Т.С., Якушева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.
при участии представителя Прокуратуры Свердловской области Соромотиной К.А., служебное удостоверение;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социальной политики Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2024 года
по делу N А60-32212/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Сыропятова Михаила Борисовича (ИНН 667118705154 ОГРНИП 316965800096682)
к Министерству социальной политики Свердловской области (ИНН 6661081169, ОГРН 1036603980280)
о признании незаконным акта о результатах проверки документов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Прокуратура Свердловской области (ИНН 6658033077, ОГРН 1036602647751)
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сыропятов Михаил Борисович (далее - заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением к Министерству социальной политики Свердловской области (далее - Министерство) о признании незаконным акта о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за апрель 2023 года N 07-19-02/200 от 29.05.2023 в отношении 93 получателей социальных услуг; обязать Министерство социальной политики Свердловской области устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Сыропятова Михаила Борисовича (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2024 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным акт о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерства социальной политики Свердловской области за апрель 2023 года N 07-19-02/200 от 29.05.2023 в отношении 93 получателей социальных услуг. На Министерство возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Сыропятова Михаила Борисовича.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что судом не запрашивались и не рассматривались индивидуальные программы предоставления социальных услуг получателей социальных услуг, соответственно вывод суда о том, что "расхождение в объемах оказанных поставщиками услуг с предельными объемами, предусмотренными Стандартами социальных услуг, возникло в связи с отсутствием в индивидуальных программах предоставления социальных услуг, составленных территориальными управлениями социальной политики, конкретного указания о необходимом гражданину количестве и периодичности предоставляемых услуг" не основан на материалах дела и допустимых доказательствах, более того в обжалуемом ИП Сыропятовым акте Министерства нет замечаний по количеству и периодичности предоставления услуг, указанных в индивидуальных программах предоставления социальных услуг. Вывод суда о подтвержденном факте оказания услуг получателям, основанный только на подписанных законными представителями получателей социальных услуг актах о предоставлении социальных услуг, не может быть признан обоснованным, поскольку акт о предоставлении социальных услуг не содержит информации об объеме предоставленной социальной услуги, только о количестве оказанных социальных услуг, в то время как исходя из пункта 17 Порядка N 885-ПП, субсидия не предоставляется при несоответствии объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг получателей социальных услуг. Министерство считает, что нормы Порядка не содержат требований к оформлению и содержанию акта о результатах проверки и информации о выявленных нарушениях, и их указание в акте о результатах проверки документов на результат рассмотрения документов для предоставления субсидии не повлияет, поскольку выявленные нарушения относятся к документам по каждому получателю социальных услуг.
Прокуратура с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Заявителем представлены возражения на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2024 судебное разбирательство по делу N А60-32212/2023 отложено, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 21.05.2024.
Представитель Прокуратуры Свердловской области в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представил отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель И заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается участвующими в деле лицами, ИП Сыропятов М.Б. включен в реестр поставщиков социальных услуг в Свердловской области на основании протокола заседания комиссии Министерства социальной политики Свердловской области от 22.12.2016 N 29.
Приказом Министерства от 16.12.2022 N 487 "О признании юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей получателями субсидии из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан" предприниматель признан получателем субсидии.
10.05.2023 предприниматель представил в Министерство документы для получения субсидии за предоставленные социальные услуги за апрель 2023 года.
Министерством проведена проверка представленных документов для перечисления субсидии за предоставленные социальные услуги в апреле 2023 года, в результате которой выявлены неточности и ошибки в представленных документах. В связи с чем на основании части 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий ИП Сыропятову М.Б. выдан акт о результатах проверки N 07-19-02/200 от 29.05.2023.
В актах о результатах проверки указано, что по результатам проверки Министерством выявлены неточности, ошибки по документам на 93 получателей социальных услуг (за предоставленные социальные услуги в апреле 2023 года).
Не согласившись с выводами Министерства, ИП Сыропятов Михаил Борисович обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 20 Закона Свердловской области от 3 декабря 2014 года N 108-03 "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области", регулирующим отношения, возникающие в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, полномочия по установлению порядка выплаты указанной компенсации и ее размера возложены на Правительство Свердловской области.
В целях исполнения указанных полномочий Правительством Свердловской области принято постановление Правительства Свердловской области от 09.12.2021 N 885-ПП "О компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг" (далее - постановление N 885-ПП).
Пунктом 1 постановления N 885-ПП установлено, что выплата компенсации поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области (далее - реестр), но не участвуют в выполнении государственного задания, за предоставленные гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществляется за счет средств областного бюджета в форме предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан.
Пунктом 2 постановления N 885-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение поставщикам социальных услуг недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан (далее - Порядок предоставления субсидий).
Порядок предоставления субсидий устанавливает цель, условия и процедуру предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организация), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр, но не участвующим в выполнении государственного задания, субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением услуг по социальному обслуживанию граждан, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, в соответствии со стандартами социальных услуг, утвержденными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, гражданам, имеющим право на предоставление социальных услуг бесплатно или за частичную плату.
Субсидия предоставляется по результатам отбора (пункт 5 Порядка предоставления субсидий).
Для перечисления субсидии организация, индивидуальный предприниматель, признанные Министерством получателем субсидии, ежемесячно с 1 по 12 число представляют в Министерство документы согласно перечню, указанному в пункте 15 Порядка предоставления субсидий, в числе которых акты о предоставлении социальных услуг (далее - документы для перечисления субсидии).
Согласно части первой пункта 17 Порядка предоставления субсидий Министерство: - в течение 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации документов для перечисления субсидии, осуществляет проверку документов для перечисления субсидии (далее - проверка) на предмет: наличия неточностей, ошибок; соответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области; соответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг; правильности взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату); - в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки принимает решение о предоставлении субсидии, которое оформляется актом о результатах такой проверки с указанием размера субсидии, подлежащей перечислению получателю субсидии.
В соответствии с частью 2 пункта 17 Порядка предоставления субсидий при выявлении Министерством в представленных документах для перечисления субсидии неточностей, ошибок, несоответствия формам документов, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, несоответствия объемов предоставленных социальных услуг договорам и индивидуальным программам предоставления социальных услуг, неправильного взимания платы с получателей социальных услуг (в случае оказания социальных услуг за частичную плату) (далее - нарушения) получателю субсидии направляется копия акта о результатах проверки и информация о выявленных нарушениях в течение 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
В случае устранения нарушений, выявленных Министерством при проверке документов для перечисления субсидии, получатель субсидии представляет в Министерство документы для перечисления субсидии в соответствии с требованиями Порядка, в свою очередь Министерство принимает решение о предоставлении субсидии в установленном порядке (подпункт 3 пункта 17 Порядка).
Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии в случаях неполноты предоставления документов и представление документов для перечисления субсидии до истечения срока, установленного Порядком (пункт 16, абзац 1 пункта 15 Порядка).
При этом, как верно отмечено судом, основания отказа поставщикам социальных услуг в предоставлении субсидии Порядком не предусмотрены.
Судом из материалов дела установлено, что ИП Сыропятов М.Б. 10.05.2023 в Министерство представлен пакет документов для получения субсидии за предоставленные социальные услуги за апрель 2023 года.
Министерством в ходе проверки документов выявлены неточности, ошибки, несоответствия объемов оказанных социальных услуг и составлен акт от 29.05.2023 N 07-19-02/200.
Как установлено судом, в акте о результатах проверки документов для перечисления субсидии Министерством не указаны документы (их реквизиты), представленные поставщиком социальных услуг, по которым выявлены нарушения, подлежащие устранению.
Согласно пояснениям представителя министерства, представленные документы проверялись на соответствие договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг.
Между тем информация о выявленных нарушениях не содержит таких оснований.
Пунктом 3 статьи 16 Закона N 442-ФЗ установлено, что индивидуальные программы для поставщика социальных услуг имеют обязательный характер. Поставщик социальных услуг обязан оказать социальные услуги с соблюдением формы социального обслуживания, видов, объемов, периодичности, сроков предоставления социальных услуг, указанных в индивидуальной программе.
Индивидуальные программы сохраняют свое действие с установленной в них периодичностью предоставления социальных услуг по общему правилу до истечения срока действия - 3 года (пункт 2 статьи 14 Закона Свердловской области N 108-03).
При этом доказательств наличия несоответствий представленных документов договорам о предоставлении социальных услуг и индивидуальным программам предоставления социальных услуг материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что выявленные Министерством нарушения связаны с несоблюдением ИП Сыропятовым М.Б. стандартов социальных услуг, утвержденных приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 N 482 "Об утверждении стандартов социальных услуг", обязанность по соблюдению которых установлена для поставщиков социальных услуг пунктом 20 Порядка N 1149-ПП "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области". Также обязанность поставщиков социальных услуг соблюдать условия предоставления социальных услуг в соответствии со Стандартами социальных услуг предусмотрена пунктом 11 индивидуальной программы предоставления социальных услуг, являющейся согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ обязательной для поставщиков социальных услуг.
Установить какие документы, представленные предпринимателем, не соответствуют конкретным пунктам стандартов социальных услуг и в какой редакции, применяемой Министерством, из оспариваемых актов не представляется возможным.
Судом первой инстанции верно установлено, что Порядок предоставления субсидии не содержит условие о проведении Министерством проверки документов для перечисления субсидий на соответствие Стандартам.
Поставщик социальных услуг в соответствии со статьей 16 Закона N 442-ФЗ оказывал услуги в соответствии с индивидуальной программой получателя социальной услуги. То обстоятельство, что Министерство не согласно с перечнем или объемом услуг, которые были определены гражданам в индивидуальных программах, не может служить основанием к невыполнению финансовых обязательств по оплате фактически оказанных услуг.
Учитывая социальную направленность деятельности предпринимателя, формальный подход к рассмотрению вопроса о наличии оснований для предоставления соответствующего возмещения понесенных предпринимателем затрат, с учетом подтвержденного факта оказания услуг непосредственно получателям, является недопустимым.
Довод жалобы Министерства относительно того, что акты возврата документов не должны содержать конкретных оснований возврата (указаний на конкретные ошибки, неточности, несоответствия), подлежит отклонению.
Как верно отмечено судом, целью получения субсидии является возмещение недополученных доходов поставщику социальных услуг. При этом установленный Порядок предусматривает отказ в приеме документов для получения субсидии, однако не предусматривает оснований для отказа в получении субсидии. Для реализации права поставщика, ему в любом случае предоставляется возможность, в случае выявления каких-либо неточностей в предоставленных документах, устранить выявленные нарушения и повторно обратиться за получением компенсации.
Не указывая конкретных нарушений в актах возврата документов, Министерство лишает заявителя возможности повторно обратиться за получением субсидии.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклонены, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных по правилам статьи 71 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2024 года по делу N А60-32212/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32212/2023
Истец: Сыропятов Михаил Борисович
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ