город Москва |
|
27 мая 2024 г. |
дело N А40-231426/23 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.05.2024.
Полный текст постановления изготовлен 27.05.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС России по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2024
по делу N А40-231426/23
по заявлению ФКУ "ЦОКР"
к УФАС России по г. Москве
третье лицо - индивидуальный предприниматель Тожибаев З.П.
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Алекберова С.Г. по доверенности от 22.12.2023;
от заинтересованного лица - Шкраба А.А. по доверенности от 26.04.2024;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2024 признано незаконным и отменено решение УФАС России по г. Москве от 29.08.23 по делу N 077/06/106-11710/2023.
Антимонопольный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует индивидуальный предприниматель Тожибаев З.П., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Представители антимонопольного органа и учреждения в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в УФАС России по г. Москве поступила жалоба предпринимателя Тожибаева З.П. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санитарному содержанию административного здания и прилегающей территории для нужд Федерального казначейства (закупка N 0895100000123000293), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предметом аукциона является оказание услуг по санитарному содержанию административного здания и прилегающей территории для нужд Федерального казначейства.
В перечень оказываемых услуг согласно предмету аукциона входят: чистка ковровых покрытий, флагов; мытьё оконного остекления и рольставен с внутренней и наружной стороны; замена ворсовых грязезащитных напольных ковриков; формовочная обрезка и удаление поврежденных деревьев; обслуживание кровли здания; дератизация и дезинсекции; вывоз снега; обслуживание масляно-воскового покрытия паркетной доски; уход за газоном; химическая чистка штор; мойка антивандального покрытия фасада; цена контракта - 9.760.666, 68 руб.
Решением N 077/06/106-11710/2023 от 29.08.2023 антимонопольным органом установлено нарушение заказчиком положений ч. 4 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, которое на момент рассмотрения настоящего дела судом исполнено.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (п. 1 ст. 1 названного Закона).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 3 1 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном случае в соответствии с постановлением N 2571.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг (согласно приложению).
Пункт 36 Приложения к постановлению N 2571 входит в Раздел VI "дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям".
Из материалов дела следует, что согласно описанию объекта закупки: услуги по санитарному содержанию административного здания должны оказываться по месту нахождения Федерального казначейства, не расположенного в зданиях, в которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, что свидетельствует о том, что требования, изложенные в п. 36 Приложения к постановлению N 2571 не могут быть установлены учреждением в извещении.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, видом деятельности Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства является управление финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения (ОКВЭД 84.11.4).
Видом деятельности заказчика является управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.2); аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом (ОКВЭД 68.20.1); управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32); управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.32.1); деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета (ОКВЭД 69.20.2); управление имуществом, находящимся в государственной собственности (ОКВЭД 84.11.8).
Таким образом, заказчик осуществляет свою деятельность в сфере финансов, а осуществляемая закупка не относится к сфере, определенной разделом VI Приложения.
Постановлением N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в конкретной сфере и определены товары, работы, услуги (ТРУ), закупаемые в рамках именно этой сферы (раздела), а не все, указанные в Приложении ТРУ безотносительно сферы осуществления закупки. При этом услуги, закупаемые учреждением, не имеют отношения к сферам, установленным п. 36 Приложения к постановлению N 2571.
Положения п. 6.1 письма Министерства финансов Российской Федерации не подтверждают обязанность заказчика устанавливать дополнительные требования, а указывают на ее отсутствие: п. 6.1. В Приложении к постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых товаров, работ, услуг. Абзацем 2 подп. "а" п. 3 постановления N 2571 предусмотрено, что позиция Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в соответствующей позиции в графе "наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки. Вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.
Таким образом, сфера заказчика не образует дополнительных требований к участникам закупки, а дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов ТРУ и сгруппированы в разделы в разрезе сферы закупаемых ТРУ.
Наличие ТРУ, являющихся объектом закупки, в соответствующем разделе не подразумевает само по себе безотносительно к сфере закупки необходимость установления дополнительных требований, а только при одновременном соблюдении следующих условий: закупка ТРУ, включенного в Приложение; сфера, установленная постановлением N 2571, при осуществлении закупок ТРУ в которой устанавливается данное требование; в ряде случаев значение НМЦК.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что в постановлении N 2571 идет не о сферах деятельности участника и заказчика, а о сфере закупки и в случае осуществления закупки ТРУ, входящих в данную сферу, для обеспечения государственных и муниципальных нужд к участникам закупки предъявляются требования, установленные постановлением N 2571.
В Законе о контрактной системе, постановлении N 2571 не содержится норм о расширительном толковании применения позиции 36 Приложения.
В соответствии с пп. "а" п. 3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков при этом позиция 36 Приложения, применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1.000.000 руб.
Раздел VI Приложения, в который включен п. 36, устанавливает дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки.
Заявленное учреждением к санитарному содержанию помещение не расположено в здании, в котором осуществляется деятельность в указанных сферах.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, постановления N 2571 основанием для применения дополнительных требований является совокупность следующих условий: закупка товаров, работ, услуг, включенных в Приложение к постановлению N 2571 (пп. "а" п. 3 постановления N 2571); конкурентный способ осуществления закупки (пп. "а" п. 3 постановления N 2571); сфера, установленная разделами постановления N 2571, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в которой устанавливается дополнительное требование (в пп. "а" п. 3 постановления N 2571, согласно которому позиция Приложения к постановлению N 2571 применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок" - речь идет о применении позиции Приложения, которые распределены по разделам - позиция 36 включена в раздел VI Приложения); в ряде случаев значение НМЦК (для позиции 36 - превышение начальной максимальной цены контракта 1.000.000 руб.).
В данном аукционе такая совокупность отсутствует.
Таким образом, у заказчика отсутствовала обязанность устанавливать дополнительные требования к участникам закупки по спорному аукциону.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2024 по делу N А40-231426/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-231426/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: Тожибаев Захиджон Пазилжонович