г. Санкт-Петербург |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А56-23605/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Пономаревой О.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Осиповой А.Н.,
при участии согласно протокола судебного заседания от 21.05.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8302/2024, 13АП-8303/2024) (апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2024 по делу N А56-23605/2023, принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Дудергофская линия"
к 1. Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, 2. Министерству обороны Российской Федерации, 3. Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "ДУДЕРГОФСКАЯ ЛИНИЯ" (далее - истец, ТСЖ "Дудергофская линия", Товарищество) обратилось с иском в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение, ФГБУ ЦЖКУ) о взыскании задолженности за потребленные коммунальные услуги в размере 483 237,14 рублей.
Определением арбитражного суда от 21.11.2023 привлечено к участию в деле в качестве третьего ответчика ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
В судебном заседании 30.01.2024 приняты уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), где истец просил взыскать с:
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
- 588 577,52 рублей долга,
ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
- 14 542,30 рублей долга,
При отсутствии или недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ТСЖ "ДУДЕРГОФСКАЯ ЛИНИЯ":
- 588 577,52 рублей долга,
При отсутствии или недостаточности денежных средств у ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ТСЖ "ДУДЕРГОФСКАЯ ЛИНИЯ":
- 14 542,30 рублей долга.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2024 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
В обоснование заявленной позиции указано на то, что надлежащим ответчиком является ФГАУ Росжилкомплекс, за которым закреплено право оперативного управления на основании приказа департамента ВИ МО РФ от 17.12.2021. Кроме того, полномочиями по исполнению обязанности по содержанию имущества Учреждение не наделено.
Министерство обороны также направило жалобу, в которой ссылается на недоказанность возможности привлечения к субсидиарной ответственности, аналогичный довод приведен в жалобе Учреждения.
В отзыве истец, указывая на то, что согласно выпискам из ЕГРН спорные помещения в исковой период находились на праве оперативного управления в ведении Учреждения, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в зоне теплоснабжения Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Предприятие) находятся многоквартирные жилые дома по адресам: - Санкт-Петербург г, Ланское ш, дом N 55, литера А.
ТСЖ "Дудергофская линия" на основании п. 1.1. Устава Товарищества является объединением собственников помещений в многоквартирном доме, образованное на базе домов 52 корпус 1, 52 корпус 2, 52 корпус 3 для управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ и иными законодательными актами Российской Федерации, регулирующими гражданские и жилищные отношения.
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства Обороны Российской Федерации" является правообладателем на праве оперативного управления жилыми помещениями (квартирами), по лицевому счету которых числится задолженность за период с 10.06.2019 по 12.05.2022:
1. Санкт-Петербург, Горелово, Красносельское шоссе, д.52, к.3, кв.21 - задолженность в размере 4674,19 рублей;
2. Санкт-Петербург, Горелово, Красносельское шоссе, д.52, к.3, кв.26 - задолженность в размере 391622,09 рублей
3. Санкт-Петербург, Горелово, Красносельское шоссе, д.52, к.3, кВ.37 - задолженность в размере 86 940,86 рублей, а всего 483 237,14 рублей.
В ходе судебного разбирательства истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены требования.
Суд первой инстанции, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установил правомерность позиции товарищества, в связи с чем взыскал задолженность в полном объеме, указав также на привлечение Министерства к субсидиарной ответственности в случае недостаточности или отсутствии денежных средств для погашения долга.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам ответчиков.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции, вопреки позиции, изложенной в жалобе ответчика, удовлетворил иск в части взыскания задолженности за счет Учреждения.
В силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", действующей с 01.01.2017, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
В абзаце втором пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Вывод ответчика о возникновении обязанности несения расходов по содержанию имущества с момента его передачи по акту приема-передачи, а не с момента государственной регистрации, противоречит правовой позиции, приведенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2022 N305-ЭС22-4503.
Таким образом, по общему правилу, обладатели права оперативного управления именно с момента его регистрации обязаны нести все расходы по содержанию принадлежащего им имущества.
Доказательства того, что в периоде взыскания задолженности за Росжилкомплексом было зарегистрировано право оперативного управления в отношении спорных объектов, в материалах дела отсутствуют.
Проверив в апелляционном порядке расчеты истца, принимая во внимание представленные выписки в отношении спорных объектов и непредставление в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком надлежащих и достаточных доказательств того, что регистрация спорных объектов за Росжилкомплексом состоялась, суд апелляционной инстанции признает правомерность вывода суда о взыскании задолженности за счет ФГБУ ЦЖКУ.
Довод ответчиков о том, что оснований для привлечения Министерства обороны к субсидиарной ответственности не имеется, также подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
На основании пункта 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.
Как установлено пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 22.06.2006 N21 разъяснил, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Таким образом, истец наряду с обращением с иском к основному должнику вправе обратиться с иском к лицу, которое в соответствии с законом несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником.
Обязанность нести субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных получателей бюджетных средств (бюджетных учреждений) возложена пунктом 12.1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено названным Кодексом.
Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений (подпункт 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Главными распорядителями средств федерального бюджета являются соответствующие министерства и ведомства.
В подпункте 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, определено, что Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. Таким образом, лицом, несущим субсидиарную ответственность по обязательствам третьего лица, основного должника, является Министерство обороны Российской Федерации, так как оно является главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к третьему лицу
Поскольку наличие обязательства со стороны ответчиков и факт их неисполнения подтвержден материалами дела, а соответчик в силу закона несет субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика, суд первой инстанции правомерно счел, что исковые требования подлежат удовлетворению и в оспариваемой Министерством части.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2024 по делу N А56-23605/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23605/2023
Истец: ТСЖ "ДУДЕРГОФСКАЯ ЛИНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2875/2025
30.01.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36854/2024
11.09.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10932/2024
27.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-8302/2024
12.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-23605/2023