г. Самара |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А55-2487/2024 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Драгоценновой И.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖСК ВОСТОК" на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2024 года по делу N А55-2487/2024 (судья Каплин С.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖСК ВОСТОК", г.Самара
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Моисеевой Тамары Григорьевны, г.Самара
об оспаривании постановления N СЛр-105326 от 12.01.2024 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЖСК ВОСТОК" - представителя Федосейкина П.П. (доверенность от 12.02.2024),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖСК ВОСТОК" (далее - ООО "ЖСК ВОСТОК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с жалобой на постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - инспекция, административный орган) N СЛр-105326 от 12.01.2024, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Моисеева Тамара Григорьевна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.03.2024 по делу N А55-2487/2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В апелляционной жалобе ООО "ЖСК ВОСТОК" ссылаясь на отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в результате выявленного нарушения, полагает, что имеются основания для применения института малозначительности.
Подробно позиция общества изложена в апелляционной жалобе.
Определением суда от 11.04.2024 указанная апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 23.05.2024 с извещением лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст.121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Инспекция и Моисеева Т.Г. письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Представитель ООО "ЖСК ВОСТОК" в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа и третьего лица, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав представителя общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией 20.11.2023 в 14 час. 00 мин., в связи с поступившим обращением осуществлен инспекционный визит по адресу: г. Самара, ул. Чапаевская, д. 180.
По результатам проведенного инспекционного визита выявлено нарушение в работе системы вентиляции: скорость воздушного потока в вентиляционном канале в ванной комнате квартиры N 38 составила 0 м/с, замер произведен, анемометром Testo 410-1, свидетельство о поверке действительно до 03.09.2024, о чем составлен акт инспекционного визита N СЛр-105326 от 20.11.2023.
Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляет ООО "ЖСК ВОСТОК" на основании лицензии N Л045-01206-63/00001837 от 22.05.2018 сроком действия на 01.06.2028.
Жилищной инспекцией в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол N СЛр-105326 от 08.12.2023 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Государственная жилищная инспекция Самарской области, установив допущенное ООО "ЖСК ВОСТОК" нарушение требований: пункта 15 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень); пунктов 5.7.1, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), в присутствии представителя общества, приняла постановление N СЛр-105326 от 12.01.2024 о привлечении ООО "ЖСК ВОСТОК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Лицензионные требования к лицензиату установлены ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В пункте 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110) установлены лицензионные требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ;
д) соблюдение требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 11 и пунктом 12 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе, соблюдение требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Согласно пункту 5.7.1 Правил N 170 расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже.
При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10%, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 град. С.
В силу пункта 5.7.2 Правил N 170 персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов.
В пункте 15 Минимального перечня предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, в частности: техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем; контроль состояния, выявление и устранение причин недопустимых вибраций и шума при работе вентиляционной установки; проверка утепления теплых чердаков, плотности закрытия входов на них; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений; проверка исправности, техническое обслуживание и ремонт оборудования системы холодоснабжения; контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления; сезонное открытие и закрытие калорифера со стороны подвода воздуха; контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2013 N 5-АПГ13-53 указано, что закрепленный в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно пунктам 10, 11, 13 которых установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, постоянную готовность инженерных коммуникаций.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, управление многоквартирным домом по проверяемому адресу осуществляет ООО "ЖСК ВОСТОК" и в его обязанности входит осуществление соответствующей лицензионной деятельности в соответствии с требования ЖК РФ, а также Правил N 491, Правил N 170, Минимального перечня, которые для общества носят обязательный характер.
Судом первой инстанции установлено, что при осуществлении деятельности по управлению МКД обществом допущено нарушение вышеуказанных норм при содержании общего имущества многоквартирного дома, а именно: выявлено нарушение в работе системы вентиляции: скорость воздушного потока в вентиляционном канале, в ванной комнате квартиры N 38 составила 0 м/с, замер произведен, анемометром Testo 410-1, свидетельство о поверке действительно до 03.09.2024.
Данное нарушение было зафиксировано административным органом и, при этом фактически не оспаривалось обществом. Доказательств, свидетельствующих о том, что обслуживающая организация предприняла все зависящие от нее меры по соблюдению требований действующего законодательства, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания N СЛр-105326 от 12.01.2024, в материалы дела не представлены.
Факт совершения ООО "ЖСК ВОСТОК" административного правонарушения по адресу: г. Самара, ул. Чапаевская, д. 180 предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении N СЛр-105326 от 08.12.2023; жалобой Моисеевой Т.Г. от 12.10.2023 вх. N 035787-ц; решением о проведении инспекционного визита N СЛр-105326 от 16.11.2023; актом инспекционного визита N СЛр-105326 от 20.11.2023; протоколом осмотра от 20.11.2023; протоколом инструментального обследования от 20.11.2023; фототаблицей; постановлением о назначении административного наказания N СЛр-105326 от 12.01.2024.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491, управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, действия юридического лица - ООО "ЖСК ВОСТОК" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в правоотношения по управлению жилищным фондом, заявитель должен был знать о существовании установленных обязанностей (Правила N 170, Минимальный перечень N 290), а также обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
При этом в рассматриваемом случае ООО "ЖСК ВОСТОК" не доказано, что нарушение обязательных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, которые управляющая организация не могла предвидеть при обычной степени заботливости и осмотрительности.
Кроме того, судом учтено, что жилищной инспекцией обществу выдано предписание N СЛр-105326 от 20.11.2023, в соответствии с которым ему было необходимо в срок до 15.12.2023 разработать план восстановительных работ (при необходимости) провести восстановительные работы.
В ходе административного производства и судебного разбирательства управляющей компанией давались пояснения о принятии мер для устранения выявленных нарушений, в том числе, привлечение специализированной организации, которая на основе проведенного обследования пришла к выводу о невозможности устранения завала в системе вентиляции через помещение чердака, возможности устранения завала посредством допуска к вентиляционному каналу через квартиру 49. Однако доступ в указанную квартиру не предоставляется собственником, несмотря на направление ему претензий, предписаний, обращения в Ленинский районный суд г. Самары с исковым заявлением об обеспечении доступа в жилое помещение.
Судом верно отмечено, что само по себе формальное обращение в специализированную организацию, направление претензий собственнику квартиры N 49 с просьбой предоставления доступа в квартиру, обращение в районный суд только 18.12.2023, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении заявителем требований действующего жилищного законодательства, поскольку из жалобы Моисеевой Т.Г. следует, что по вопросу очистки дымохода, вентиляционных каналов, чистки от мусора и сажи, установки решеток в вентиляционных отверстиях в ее квартире она обращалась в ООО "ЖСК ВОСТОК" еще 22.05.2023, после чего была вынуждена обратиться в Государственную жилищную инспекцию Самарской области.
Управляющая организация не представила в материалы дела достаточных доказательств (заключение эксперта, специалиста), свидетельствующие об отсутствии объективной возможности осуществить устранение выявленного нарушения без доступа к соседской квартире.
Представленные в суд ООО "ЖСК ВОСТОК" акты (т. 1 л.д. 50, 54), составленные исключительно сотрудниками привлеченной организации, в отсутствие данных об их квалификации, не являются доказательствами невозможности устранения неисправности без выполнения работ в квартире, расположенной через несколько этажей от квартиры потерпевшей.
Следовательно, административный орган и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения общества к административной ответственности административным органом соблюдена, протокол по делу об административном правонарушении и постановление вынесено надлежащим должностным лицом в пределах своей компетенции и при наличии достаточных оснований и с соблюдением прав заинтересованного лица.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом первой инстанции не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18.1 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004).
При этом необходимо учитывать, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Судом не установлено в обстоятельствах допущенного заявителем правонарушения какой-либо исключительности для применения оценки малозначительности деяния.
Вмененное заявителю правонарушение не может являться малозначительным, поскольку посягает на установленные в сфере управления в жилищной сфере требования. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении лица к возложенным на него обязанностям в указанной сфере публичных правоотношений.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем из материалов дела не следует, что в рассматриваемом случае имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства, как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Возможность применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно не усмотрел, поскольку обществом соответствующее ходатайство заявлено не было, а достаточных и надлежащих доказательств, указывающих на возможность применения данных положений КоАП РФ, заявителем в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом учтено, что при рассмотрении вопроса о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела обязанность представления доказательств того, что назначенный размер штрафа является чрезмерным, возлагается на лицо, привлеченное к административной ответственности.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 06.04.2022 КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2, предусматривающей особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.
Согласно частям 1 и 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "ЖСК ВОСТОК" с 10.05.2018 является малым предприятием и внесено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако согласно ч. 4 ст. 4.1.2 КоАП правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В примечании к ст. 14.1.3 КоАП РФ указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
С учетом изложенного, оснований для учета пунктов 1 и 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания с учетом изменений, внесенных в КоАП Российской Федерации, не имеется.
Санкция части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает административный штраф для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Статья 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкций с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Оспариваемым постановлением административное наказание назначено в минимальном размере санкции предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
ООО "ЖСК ВОСТОК", осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, вне зависимости от технического состояния дома (периода возникновения дефектов в доме) обязано принимать действенные меры в целях исполнения договорных обязательств в отношении жилого дома.
При проведении плановых осмотров дома общество имело возможность выявить недостатки общедомового имущества, провести требуемые ремонтные работы, однако применительно к выявленным недостаткам каких-либо действий, направленных на поддержание общего имущества в надлежащем состоянии, не предпринимало.
На момент проведения инспекционного визита установлены нарушения, которые при должной степени заботливости и осмотрительности могли быть устранены обществом до проведения инспекционного визита.
Жилищной инспекцией установлено, что ООО "ЖСК ВОСТОК" не было обеспечено надлежащее содержание многоквартирного дома, что свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению взятых на себя обязательств.
Подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ, ч. 4 ст. 30.1 и ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем ошибочно уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 марта 2024 года по делу N А55-2487/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЖСК ВОСТОК" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. ошибочно уплаченную по платежному поручению N 229 от 05.04.2024.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2487/2024
Истец: ООО "Жск Восток"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области, Моисеева Тамара Григорьевна
Третье лицо: Ленинский районный суд