г. Челябинск |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А47-15608/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Арямова А.А., Корсаковой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Биленко К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СВ Профи" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2024 по делу N А47-15608/2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В заседании с использованием системы веб-конференции принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "СВ Профи" - Самсонов А.Г. (доверенность от 25.09.2023, диплом, паспорт).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В судебное заседание представитель Пограничного управления Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Оренбургской области не явился, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общество с ограниченной ответственностью "СВ Профи" (далее - истец, общество "СВ Профи") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Пограничному управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Оренбургской области (далее - ответчик, Управление), в котором просит:
признать недействительным решение от 11.09.2023 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по государственному оборонному заказу на поставку мобильного здания жилого ИГК 2323189100272025612042486 N 0153100011623000027-0153100011623 000027-1727-255 от 16.05.2023,
обязать отменить решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по государственному оборонному заказу на поставку мобильного здания жилого ИГК 2323189100272025612042486 N 0153100011623000027-0153100011623 000027-1727-255 от 16.05.2023 (с учетом уточнений принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Шаврин Петр Васильевич (далее - третье лицо, ИП Шаврин П.В.).
Решением суда от 26.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество "СВ Профи" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указал, что Управление осмотр модульного здания 01.09.2023 и 07.09.2023 не производило, что подтверждается отсутствием актов осмотра, наличием лишь справки, подписанной и составленной Управлением в одностороннем порядке, в которой указано, что осмотры производились в присутствии работника субподрядчика Ракипова А.И., вместе с тем подпись указанного лица в справке отсутствует, личность не установлена, а фото (приложение N 1 и N 2 к справке от 07.09.2023) являются нечитаемыми.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно применены положения статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации в части приостановления обществом "СВ Профи" работ в связи с наличием 18.09.2023 на участке строения длиной 4,0 метра, шириной 2,0 метра. Управление письмом от 21.09.2023 N 08-09/23-К027 уведомлено о том, что работы по установке модульного здания приостановлены с 18.09.2023 в связи с невозможностью его установки при наличии ограждения земельного участка.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции не исследовалось заключение о результатах экспертизы от 28.09.2023 N 2447/09/2023, а также не исследовалось фактическое участие представителей Управления в процессе доставки и готовности к приемке модульного здания на объекте 21.09.2023, неправомерно применены положения пункта 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применены положения о конклюдентных действиях Управления.
В судебном заседании представитель общества "СВ Профи" поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 16.05.2023 между обществом "СВ Профи" (головной исполнитель) и Управлением (государственный заказчик) заключен государственный контракт по государственному оборонному заказу на поставку товаров ИГК 2323189100272025612042486 N 0153100011623000027-0153100011623 000027-1727-255 (далее - контракт), в соответствии с условиями которого головной исполнитель обязуется поставить и передать государственному заказчику товар - мобильное здание жилое (далее - товар), по наименованиям, в количестве, ассортименте, комплектности и качества согласно Спецификации в срок согласно разделу 4 контракта, а государственный заказчик обязуется принять товар и осуществить его оплату.
Пунктом 1.5 контракта определено место поставки. Точное место поставки указывается государственным заказчиком после заключения контракта. Мобильное здание устанавливается на 4 дорожные плиты размером 3000х1500х170 +/- 10 мм, которые поставляются головным исполнителем вместе с товаром. Площадка для установки плит подготавливается Головным исполнителем. Площадка должна быть ровной по горизонтали по всему периметру. Доставка товара до места поставки, разгрузочные работы организуются Головным исполнителем.
Цена контракта составляет 1 503 767 руб. 94 коп., НДС не облагается (пункт 2.2 контракта).
Стоимость единицы товара указана в Спецификации (приложение N 1).
Согласно пункту 2.4.3 контракта аванс перечисляет на основании счета, выставленного Головным исполнителем. Государственный заказчик в течение 20 дней с момента заключения контракт и предоставления Головным исполнителем счета перечисляет головному исполнителю аванс в размере 30 % цены контракта в сумме 451 130 руб. 38 коп.
В силу пункта 4.1 контракта поставка товара должна быть осуществлена до 01.09.2023.
Согласно пункту 4.2 контракта датой поставки товара является дата получения товара государственным заказчиком по товарной накладной или УПД для дальнейшей приемки товара, если по результатам приемки товар принять в полном объеме без претензий.
В соответствии с пунктом 4.3 контракта головной исполнитель не позднее, чем за 24 часа до момента поставки товара должен уведомить государственного заказчика о планируемой отгрузке. Сообщение должно содержать ссылку на реквизиты контракта, реквизиты соответствующей разгрузочной разнарядки, а также дату и планируемое время отгрузки. Сообщение может быть направлено государственному заказчику путем использования электронных или факсимильных средств связи.
Пунктом 3.2.1 контракта определено, что государственный заказчик обязан обеспечить приемку поставляемого по контракту товара в соответствии с условиями контракта, принять товар, соответствующий требованиям, установленным настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 3.3 контракта головной исполнитель обязан поставить товар в сроки, предусмотренные контрактом (пункт 3.3.1); доставить товар своим транспортом либо за свой счет, а также представить все принадлежности и документы, техническую документацию, относящиеся к товару (паспорт, копии сертификатов (деклараций) о соответствии, копии санитарно-эпидемиологических заключений, и иные документы, обязательные для данного вида товара), если наличие таких документов предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации для товара, являющегося предметом контракта (пункт 3.3.2); передать государственному заказчику товар надлежащего качества, в количестве и ассортименте согласно Спецификации (приложение N 1). По требованию государственного заказчика своими средствами и за свой счет в срок, согласованный с государственным заказчиком, произвести замену товара ненадлежащего качества, количества и ассортимента (пункт 3.3.3); предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта (пункт 3.3.4); согласовать время и дату поставки товара в представителем государственного заказчика, ответственным за приемку товара (пункт 3.3.5).
Управление 25.07.2023 обратилось к обществу "СВ Профи" с просьбой проинформировать об объемах исполнения контракта.
Ответным письмом от 29.08.2023 N 05-08/23-К027 общество "СВ Профи" указало, что для изготовления предмета контракта заключило 16.05.2023 договор ИП Шавриным П.В., который до 18.07.2023 регулярно выходил с обществом "СВ Профи" на связь и предоставлял фотоотчет о проделанной работе. Ввиду отсутствия после 18.07.2023 сообщений от Шаврина П.В. обществом "СВ Профи" установлено место изготовления мобильного здания. Прибыв 04.08.2023 на место изготовления мобильного здания (Оренбургская область, п. Пригородный), общество "СВ Профи" установило со слов соседей, что в период с 31.07.2023 по 02.08.2023 мобильное здание распилено и вывезено. Как указало общество "СВ Профи", Шаврин П.В. в телефонном разговоре также подтвердил факт распила мобильного здания. Общество "СВ Профи" указало, что 11.08.2023 им заключен договор купли-продажи бытовки, продавцом ведется изготовление бытовки. Общество "СВ Профи" отметило, что будет сложно соблюсти сроки поставки по контракту.
Представителями государственного заказчика 07.09.2023 подготовлена справка о результатах контроля за исполнение государственного контракта, из которой следует, что на момент выезда в целях проверки исполнения контракта 01.09.2023 установлено, что объем выполненных работ не превышает 3 %. На момент повторного выезда 07.09.2023 объем работ существенно не изменился. Приложены фотоматериалы.
Заказчиком 11.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду неисполнения обязательств подрядчиком со ссылкой на положения абзаца второго п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац четвертый п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 4 пункта 5.4.7 контракта.
Решение размещено в ЕИС, дата вступления в силу - 22.09.2023.
Общество "СВ Профи" в письме от 14.09.2023 N 01-09/23-К027 указало, что на 13.09.2023 контракт действует и будет исполнен. 05.09.2023 осуществлен звонок заказчику с целью получения точного места установки модульного здания. Общество "СВ Профи" отметило, что подрядчик готов осуществить отгрузку модульного здания 20.09.2023.
Управление 15.09.2023 письмом N 21/402/20-5970 уведомило, что для проведения предварительных работ на месте поставки товара представитель заказчика ежедневно в период с 18.09.2023 по 21.09.2023 с 09 час.00 мин по 18 час. 00 мин. может указать представителю исполнителю точное место поставки товара на местности, для чего обществу "СВ Профи" предлагается прибыть по указанному в письме адресу.
Письмом от 16.09.2023 N 02-09/23-К027 общество "СВ Профи" указало, что 18.09.2023 прибудет представитель общества для фиксации места поставки модульного здания. Общество "СВ Профи" отметило, что о явке представителей заказчика 01.09.2023 и 07.09.2023 подрядчик не был уведомлен, по адресу места производства есть множество цехов, ввиду чего невозможно установить, что именно осматривал заказчик. Отмечено, что точное место поставки заказчиком так и не указано.
Общество "СВ Профи" 18.09.2023 составило акт о том, что произведена проверка и приемка под монтаж основания с последующим монтажом на них мобильного здания жилого. При проверке установлено наличие строений, ограждений и т.п. на участке: вагон 2х4м, на участке перепад по высоте 0,15 метра. Акт подписан обществом, также имеется отметка, что присутствующие сотрудники Управления от подписи отказались.
Обществом "СВ Профи" 19.09.2023 подготовлено и направлено письмо N 04-09/23-К027, в котором указано, что на предоставленном месте установки дорожных плит находится строение, препятствующее укладке дорожных плит. Отмечено на отклонение места установки по высоте. Также указано на необходимость проведения дополнительных работ для качественной установки мобильного здания. Общество "СВ Профи" указало, что работы им приостанавливаются на основании п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 719 Гражданского кодекса Российской Федерации до получения указаний от заказчика.
В ответном письме от 20.09.2023 N 21/402/20-6012 Управление указало на нарушение условий исполнения контракта в части срока, отсутствуют доказательства исполнения контракта в приемлемый срок. Выражено несогласие с доводом общества о неисполнении обязанности по указанию точного места доставки. В ответ на приостановление работ указывается, что подготовка ровной по горизонтали площадки является обязательством головного исполнителя, а не государственного заказчика. Предлагается исполнить обязательства до вступления в силу решения об одностороннем отказе от контракта. Возможность отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не отрицается в случае, если общество в месте производства мобильного здания подтвердит его производство и завершение производства.
20.09.2023 в 21 час. 48 мин. (по времени г. Оренбурга) обществом "СВ Профи" подготовлено и направлено письмо Исх.N 06-09/23-К027, в котором указано, что 21.09.2023 будет произведена поставка мобильного здания по месту, указанному представителем заказчика 18.09.2023.
21.09.2023 общество "СВ Профи" в 12 час. 41 мин. (по времени г.Оренбурга) направило письмо N 07-09/23-К027 о том, что модульное здание доставляется в место монтажа по уведомлению от 20.09.2023, отмечается отсутствие согласования прибытия заказчика в место производства модульного здания, запрашивается повторное указания относительно выполнения работ.
общество "СВ Профи" 21.09.2023 в 23 час. 24 мин. (по времени г.Оренбурга) направило письмо N 08-09/23-К027, что на момент прибытия к месту на 22 час. 38 мин. место установки плит огорожено по периметру забором, представляющим собой панели высотой 3,5 метра с натянутой сверху колючей проволокой. Каких-либо работ, позволяющих заехать автомобилю манипулятору на место разгрузки и установки нет, имеется только калитка шириной 90 см. Ранее о заборе заказчиком не сообщалось. Работы приостановлены до момента устранения выявленных препятствий.
Общество "СВ Профи" 22.09.2023 направило письмо Исх.N 09-09/23-К027, где вновь указывается на возведение забора в период с 19.09.2023 по 21.09.2023, что лишает возможности поставить товар. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.09.2023 вступило в силу 22.09.2023, когда исполнение обязательства было приостановлено поставщиком.
Управление 22.09.2023 в письме N 21/402/20-6059 указало, что ни по месту производства мобильного здания, ни по месту поставки не предоставлена возможность осмотра и приемки результата исполнения контракта. Комиссии заказчика не предоставлено возможности осмотра результата исполнения контракта приемочной комиссией в период с 20 по 22 сентября 2023 года.
Не согласившись с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, общество "СВ Профи" обратилось в суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта незаконным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Спорные правоотношения сторон возникли из контракта от 16.05.2023 N ИГК 2323189100272025612042486 N 0153100011623000027-0153100011623 000027-1727-255, правовое регулирование которого осуществляется общими положениями гражданского законодательства и специальными нормами глав 30, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ, Закон о государственном оборонном заказе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
В силу положений статьи 3 Закона N 44-ФЗ государственный или муниципальный контракт представляют собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а 6 государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 525 ГК РФ).
В силу статей 506, 516 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
Согласно пункту 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона и иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства (пункт 2 статьи 716 ГК РФ).
Согласно решению Управления об одностороннем отказе от исполнения контракта, основанием к его принятию явилась просрочка исполнения поставки, неприемлемая для заказчика, нормативное обоснование - п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором (пункт 1 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 14 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В настоящем случае право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке предусмотрено положениями пункта 10.5 контракта.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что вправе была рассчитывать.
Исключение из общего порядка расторжения договоров предусмотрено, что договор считается расторгнутым в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом (пункт 3 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Судом первой инстанции установлено, что согласно п. 1.1, 1.5, 3.3.1, 3.3.2, 4.1 контракта общество "СВ Профи" до 01.09.2023 обязано подготовить площадку для установки плит, изготовить, поставить и установить на дорожные плиты мобильное здание.
Вопреки указанному условию в установленный контрактом срок данная обязанность общества "СВ Профи" не исполнена.
Акты Управления от 01.09.2023 и 07.09.2023 указывают на отсутствие со стороны общества "СВ Профи" фактического исполнения договора (подготовлено менее 3%).
Согласно пункту 3.1.2 контракта заказчик вправе осуществлять контроль за исполнение головным исполнителем условий контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность.
В письме от 20.09.2023 N 21/402/20-6012 Управление указало, что осмотры проводились в присутствии субподрядчика. В этом же письме заказчик просил предоставить доказательства наличия модульного здания, а также просил не позднее 12.00 (МСК) 21.09.2023 представить доказательства производства на месте производства, в связи с чем заказчик мог бы отменить ранее принятое решение. В данной части общество "СВ Профи" указало, что предоставление в месте производства модуля заказчику для отмены решения не предусмотрено.
Таким образом, заказчиком предлагалось обществу "СВ Профи" представить на обозрение предмет поставки (модуль) с тем, чтобы отменить односторонне решение, однако общество "СВ Профи" не предприняло действий по представлению соответствующих доказательств Управлению.
В свою очередь общество "СВ Профи" указало на принятие попыток к исполнению контракта, действия третьего лица, а также необеспечение заказчиком соответствия места поставки товара, наличие препятствий к поставке, отсутствию со стороны заказчика уведомления о точном месте поставки товара. При этом общество "СВ Профи" отметило, что попытка поставки осуществлена в пределах 10 дней на вступление решения об одностороннем отказе в силу.
Суд первой инстанции не признал обстоятельством, препятствовавшим исполнению обязательств, наличие на участке строения длиной 4,0 метра, шириной 2,0 метра, поскольку на 18.09.2023 какие-либо работы не проводились, товар фактически отсутствовал и не был доставлен.
Ссылки в письме общества "СВ Профи" от 19.09.2023 N 04-09/23- К027 на приостановление поставки и выполнения работ судом первой инстанции обосновано не приняты, поскольку являются документально не подтвержденными доводы о готовности объекта и по своей сути направлены на невыполнение обязательств в установленный срок. Соответственно, работы нельзя признать приостановленными по смыслу ст. 716 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Относительно поставки 21.09.2023 суд первой инстанции также обоснованно не признал действия в качестве надлежащего исполнения обязательства, влекущего необходимость отмены решения заказчика об одностороннем отказе от контракта.
Согласно письму от 20.09.2023 Исх.N 06-09/23-К027 общество "СВ Профи" указало на поставку модуля 21.09.2023 по месту, указанному заказчиком 18.09.2023.
Данное письмо направлено в адрес заказчика 20.09.2023 в 21 час.48 мин. (по времени г.Оренбурга).
По прибытии на место поставки в 22 час. 38 мин. (по времени г.Оренбурга) установлено, что место установки предмета поставки огорожено забором.
21.09.2023 общество "СВ Профи" в 23 час. 24 мин. (по времени г.Оренбурга) направило письмо Исх.N 08-09/23-К027, в котором указало заказчику на данный факт, указало на приостановление работ со ссылки на статьи 716, 719, 747 ГК РФ.
22.09.2023 общество "СВ Профи" направило письмо Исх.N 09-09/23-К027, где вновь указало на возведение забора в период с 19.09.2023 по 21.09.2023, что лишило возможности поставить товар. Отметило отсутствие уведомления заказчика о возведении забора, отсутствие уведомления о переносе строения. Полагало, что работы с 19.09.2023 являлись приостановленными. Просило отменить вступившее в силу решение заказчика, демонтировать ограждение, предоставить позицию заказчика относительно возможности проведения совместного осмотра, проинформировать о дате, времени, основаниях и лицах, производивших перемещение строения (вагончика), а также возведение строения.
Суд первой инстанции, рассматриваемые действия общества "СВ Профи" правомерно не признал элементом добросовестного поведения исполнителя, полагая не соответствующим той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от общества по характеру обязательства и условиям оборота, направленного на исполнение условий контракта и заинтересованного в достижении целей заключенного договора.
Как указывалось ранее, закон предоставляет исполнителю 10-дневный срок для полного исполнения обязательства, исходя из разумных и обоснованных действий стороны обязательства.
Однако, общество "СВ Профи" не предприняло надлежащих мер к исполнению.
Заказчик информировал общество "СВ Профи" о времени работы представителя заказчика, который может принять товар (письмо Управления от 15.09.2023 N 21/402/20-5970). В этом же письме заказчик определил период времени, в течение которого заказчик может совершить действия по приемке товара: 18.09.2023 по 21.09.2023 с 09 час.00 мин. по 18 час. 00 мин.
В свою очередь общество "СВ Профи" достоверно зная как о режиме работы заказчика, так и о периоде, в течение которого ему следует исполнить обязательства, о доставке уведомило только 20.09.2023 в 21 час. 48 мин, то есть уже за периодом рабочего времени заказчика. Соответственно, уведомление фактически получено заказчиком только 21.09.2023 не ранее 09 час. 00 мин., в то время как общество в соответствии с пунктом 4.3 обязано уведомить о поставки не позднее, чем за 24 часа до момента поставки товара.
Более того, письмо N 06-09/23-К027 как уведомление о поставке не соответствовало требованиям контракта: отсутствовало планируемое время доставки.
Учитывая допущенную истцом существенную просрочку исполнения, принимая во внимание активное содействие заказчика и его намерение принять исполнение при наличии со стороны общества самого исполнения, фактическое принятие обществом "СВ Профи" попыток к исполнению контракта только 18.09.2023, то есть уже за пределами срока исполнения обязательства, установленных Управлением обстоятельств низкой готовности объекта на момент истечения срока исполнения, а также учитывая действия общества по незаблаговременному исполнению контракта и подготовке места установки предмета поставки, попыток необоснованного приостановления работ путем ссылок на обстоятельства, которые исполнению обязательства не препятствовали, доставки товара в последний день представленного частью 14 Закона N 44-ФЗ периода исполнения (фактически - в последние часы 21.09.2023) за пределами рабочего времени Управления, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято Управлением обоснованно и в соответствии с требованиями контракта и действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки фактических обстоятельств и принятия иного решения по существу требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют об отсутствии у заказчика законных оснований для вынесения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, с учетом вышеизложенных обстоятельств оснований для удовлетворения исковых требований не имелось. Нарушения порядка принятия решения об одностороннем расторжении контракта не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.02.2024 по делу N А47-15608/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СВ Профи" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Е. Калашник |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-15608/2023
Истец: ООО "СВ Профи"
Ответчик: ГУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области", Пограничное управление Федеральной Службы Безопасности РФ по Оренбургской области
Третье лицо: Шаврин Петр Васильевич