г. Хабаровск |
|
29 мая 2024 г. |
А73-17580/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мангер Т.Е., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Смирновой А.А. представителя по доверенности от 26.09.2023, сроком по 17.06.2024;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 22.02.2024
по делу N А73-17580/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании 24800 руб.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - истец, АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, грузоперевозчик) о взыскании 24800 руб. штрафа за задержку уборки вагонов N N 54679527, 62143532, 62090923, 76033133, 61933958.
Определением от 02.11.2023 исковое заявление принято к производству в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного судопроизводства.
Определением от 28.12.2023 суд перешел к рассмотрению дела в общем порядке.
Решением суда от 22.02.2024 иск удовлетворен: с ОАО "РЖД" в пользу АО "ДГК" взысканы 24800 руб. штрафа, а также - 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в отношении размера удовлетворенных требований, применив контррасчет ОАО "РЖД", и снизив сумму требований до 16080 руб., удовлетворить ходатайства ОАО "РЖД" о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и снизить размер штрафа не менее чем на 50 %.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд неправомерно отклонил довод ответчика о задержке уборки вагонов, в связи с более поздним оформлением перевозочных документов, чем подано уведомление о готовности вагонов к уборке, что свидетельствует об отсутствии вины ОАО "РЖД" по уборке вагонов; размер штрафа за задержку уборки вагонов несоразмерен последствиям нарушения обязательств, истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт наступления для него неблагоприятных последствий от вменяемых перевозчику нарушений по несвоевременной уборке 5 вагонов в рассматриваемом деле; истцом не понесены реальные убытки от совершенного нарушения, в связи с чем, определяемая судом сумма штрафа, является доходом истца; взыскиваемые суммы штрафа для истца являются внереализационными доходами, дополнительно получаемыми к доходам из предпринимательской деятельности.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, АО "ДГК" отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В поступившем в суд ходатайстве, АО "ДГК", в том числе просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Представитель истца, извещенного надлежащим образом о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного выше лица в силу положений статьи 156 АПК РФ.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме, просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 15.07.2022 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "ДГК" (контрагент) заключен договор N 405 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего контрагенту (далее - договор), согласно которого в соответствии с договором осуществляется эксплуатация принадлежащего контрагенту пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 1 к пути необщего пользования ПАО "Амурский судостроительный завод", примыкающего к станции Комсомольск-на-Амуре, локомотивом контрагента.
По пунктам 5, 7 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, сдаваемые на ж/д путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на обменные пути N 1,2, дальнейшее продвижение производится локомотивом контрагента с расстановкой по местам погрузки/выгрузки.
Контрагент на основании пункта 11 договора N 405 о готовности вагонов к уборке (сдаче) передает уведомление перевозчику в электронном виде формы ГУ-2бВЦ/Э.
В соответствии с пунктом 12 договора готовые к уборке вагоны убираются с обменных путей N 1, N 2 перевозчиком в течение 5 часов после уведомления от контрагента о готовности вагонов к уборке.
Вагоны с грузом, а также порожние вагоны убираются с железнодорожного пути необщего пользования только при наличии составленной накладной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов (пункт 22.8 договора).
Согласно ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, уведомлений о готовности вагонов к уборке, перевозчиком в мае, июне 2023 года допущена задержка уборки вагонов: N 54679527 - 227 часов (памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 803512, ведомость уборки вагонов N 903512), N 62143532 - 26 часов (памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 803052, ведомость уборки вагонов N 903020), N 62090923 - 163 часа (памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 803308, ведомость уборки вагонов N 903308), N 76033133 - 262 часа (памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 803971, ведомость уборки вагонов N 903971), N 61933958 - 73 часа (памятка приемосдатчика на уборку вагонов N 804646, ведомость уборки вагонов N 904646).
АО "ДГК", в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 18-ФЗ, Устав железнодорожного транспорта, УЖТ, УЖТ РФ), начислило штраф за несвоевременную уборку вагонов в размере 24800 руб., и направило ОАО "РЖД" претензии с требованием об оплате такого штрафа.
В связи с тем, что в удовлетворении претензий перевозчиком отказано, АО "ДГК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами, кодексами, иными законами и правилами; в случае ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
На основании статьи 56 УЖТ РФ подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им ж/д путях необщего пользования, осуществляются по договору, соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого ж/д пути необщего пользования; данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов.
Согласно абзацу 2 статьи 100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона; штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
По пункту 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 43 от 18.06.2003, основанием для начисления сумм штрафов являются транспортные железнодорожные накладные, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, коммерческие акты и иные документы.
Как указано в пункте 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления (пункт 4.5 Правил N 26).
Также после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов; порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом (часть 12 статьи 44 УЖТ РФ).
По доводу ОАО "РЖД" о том, что транспортная железнодорожная накладная на вагон N 62143532 была создана только 19.05.2023, в то время как уведомление о завершении грузовой операции по вагону было направлено 17.05.2023, суд правомерно пришел к следующим выводам.
Порядок приема к перевозке железнодорожным транспортом грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - порожние вагоны), на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее - станции), открытых для грузовых операций, в том числе порядок оформления перевозочных документов (запросы-уведомления на перевозку, накладные и т.д.) регулируется Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374).
После выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов, накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов (пункт 68 Правил N 374).
По пункту 64 Правил N 374 порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной).
В соответствии со статьей 12 УЖТ РФ для осуществления перевозок порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов; форма запроса, порядок его направления и согласования, а также сведения о перевозке, которые указываются в запросе, устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
При этом отправитель для осуществления перевозки порожнего вагона до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее трех суток до прибытия его в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), рассчитанных исходя из нормативных сроков доставки - при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем вагона, предусматривающего условие об уведомлении владельца вагона о прибытии его вагона с грузом на станцию (пункт 52 Правил N 374).
По пункту 54 Правил N 374 в качестве формы запроса используется бланк накладной.
Порядок отправки порожних вагонов, принадлежащих собственникам этих вагонов также регламентирован Порядком взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП ОАО, утвержденных 09.10.2008 N 44 (далее - Порядок).
На основании пункта 2 данного Порядка по прибытию на станцию назначения собственного груженного вагона (собственных груженных вагонов) система ЭТРАН при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН формирует доступ АРМ работника компании-собственника вагона (вагонов) к перечню со сведениями о прибывших вагонах (подп. 2.1.).
Работник компании-собственника вагона (вагонов) после получения указанной информации по вагонам заполняет на АРМ по каждому вагону данные оригинала накладной, запрашивает в системе ЭТРАН формирование ЭД с данными оригинала накладной и подписывает сформированный ЭД своей ЭЦП (подп. 2.2.).
Система ЭТРАН проводит проверку достоверности информации в ЭД, подписанном ЭЦП компании-собственника, а в случае взаимодействия по варианту "АСУ-АСУ", кроме того, и правильности заполнения оригинала накладной; при положительном результате проверки система ЭТРАН: при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН формирует и выводит на АРМ компании-собственника ИТС, подтверждающее прием ЭД; отправляет ЭД, подписанный ЭЦП компании-собственника, в архив ОАО "РЖД" и в архив клиента; при взаимодействии по варианту "АСУ-АСУ" формирует и передает в АСУ компании-собственника ЭСИД, подтверждающий прием ЭД; отправляет информационное сообщение в формате XML с данными оригинала накладной, подписанное ЭЦП компании-собственника, в архив ОАО "РЖД" (под. 2.3.).
Выполняются действия, приведенные в пункте 4 настоящего Порядка, а именно оформление приема после выгрузки порожних вагонов компании-собственника.
Приемосдатчик, получив уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке или о возврате вагонов на выставочный путь, на печатающем устройстве, подключенном к системе ЭТРАН и расположенном на рабочем месте приемосдатчика станции, либо агент (или товарный кассир) АФТО на АРМ ППД, вводит номера выгруженных вагонов (подп. 4.1. Порядка).
Далее на основании данных оригиналов накладных, полученных от компании-собственника, формируются вагонные листы, памятки приемосдатчика и т.д.
Согласно подп. 4.10. Порядка система ЭТРАН с учетом введенной информации по маршрутной или групповой отправке, в том числе о последовательности расположения вагонов в составе: при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН, формирует в формализованном текстовом виде оригинал накладной с внесенными в него изменениями в части перечня вагонов и их расположения в составе отправки, а также сведений о ЗПУ (при их установке) и открывает доступ к ЭД для подписания ЭЦП компании-собственника; при взаимодействии по варианту "АСУ-АСУ" передает ЭД с данными оригинала накладной с внесенными в него изменениями в части перечня вагонов и их расположения в составе отправки, а также сведений о ЗПУ (при их установке) в АСУ компании-собственника для подписания ЭЦП.
После подписания оригинала накладной с внесенными изменениями ЭЦП компании собственника, система ЭТРАН проводит проверку достоверности информации в ЭД со сведениями оригинала накладной с внесенными в него изменениями в части перечня вагонов и их расположения в составе отправки, а также сведений о ЗПУ (при их установке), подписанном ЭЦП компании-собственника.
Также система ЭТРАН при положительном результате проверки, формирует и выводит на АРМ ППД АФТО ИТС о возможности завершения в системе ЭТРАН оформления накладной на перевозку собственных порожних вагонов групповой или маршрутной отправкой; по получению указанного ИТС агент (или товарный кассир) АФТО завершает оформление накладной на маршрутную или групповую отправку в установленном порядке.
Согласно указанным Правилам и Порядку, оформление перевозочных документов для перевозки порожних вагонов является обоюдной обязанностью и совместной работой перевозчика ОАО "РЖД" и собственника вагонов.
При этом своевременность внесения ОАО "РЖД" данных по вагонам в систему ЭТРАН напрямую влияет на своевременность подачи заявок и оформления документов собственником вагонов.
В рассматриваемом случае, ответчик не представил доказательств надлежащего и своевременного исполнения своей обязанности по оформлению перевозочных документов после получения от истца уведомления об окончании грузовой операции и передаче вагона на обменный путь для уборки.
Согласно пункту 8 Распоряжения ОАО "РЖД" от 08.11.2007 N 2120р "Об использовании электронной цифровой подписи при оформлении перевозки собственных порожних вагонов" (далее - Распоряжение) по прибытии вагонов на станцию выгрузки АС ЭТРАН на основании внесенных данных о заключенном соглашении и перечня вагонов собственника порожних вагонов формирует перечень прибывших вагонов и открывает доступ в АРМ подготовки перевозочных документов (далее - АРМ ППД) уполномоченному сотруднику собственника порожних вагонов к информации о прибывших под выгрузку вагонах.
Уполномоченный сотрудник собственника порожних вагонов использует сведения о прибывших под выгрузку вагонах как дополнительную информацию для принятия решения об их использовании после выгрузки, заполняет в АРМ ППД системы ЭТРАН заготовку накладной в электронном виде.
В соответствии с п. 9 указанного Распоряжения если заготовка электронной накладной на вагоны собственником порожних вагонов не оформлена, то приемосдатчик вагоны не принимает; по факту отсутствия заготовки электронной накладной на вагоны приемосдатчик совместно с товарным кассиром (агентом СФТО) через АС ЭТРАН оформляет электронный акт общей формы ГУ-23 ВЦ о задержке окончания грузовой операции по причине неготовности электронной накладной, который подписывается приемосдатчиком и передается грузополучателю; электронный акт становится доступным для собственника порожних вагонов в АС ЭТРАН; до составления собственником порожних вагонов заготовки электронной накладной на перевозку порожние вагоны собственника порожних вагонов находятся у грузополучателя (отправителя порожних вагонов); при получении заготовки электронной накладной акт о задержке окончания грузовой операции закрывается.
В данном случае, при нарушении собственником вагона сроков составления железнодорожных накладных ОАО "РЖД" должны быть оформлены акты общей формы ГУ-23 ВЦ о задержке окончания грузовой операции по причине неготовности электронной накладной.
Между тем, ответчиком указанные акты не оформлялись, факт нарушения собственниками (грузоотправителями) цистерн срока оформления перевозочных документов никак не зафиксирован и не подтвержден.
Также, как верно установлено судом, договор перевозки груза, порожнего грузового вагона между ОАО "РЖД" и АО "ДГК" не заключался, обязанность по своевременной уборке вагонов с путей необщего пользования принята на себя ответчиком вне перевозочного процесса.
По доводам ОАО "РЖД" о том, что в отношении вагона N 54679527 истцом не учтен акт общей формы от 07.06.2023 N 7/11096, составленный в связи с нарушением технологической операции - невывод вагона 04.06.2023 в 11-30 с подъездного пути предприятия на выставочный путь, и согласно акту общей формы от 13.06.2023N 7/11592 событие окончено 13 июня 2023 года в 4-22, суд обоснованно пришел к следующим выводам.
Указанные акты подписаны представителем ОАО "РЖД", доказательств, подтверждающих факт уклонения представителя ОАО "ДГК" от подписания таких актов не представлено.
Между тем акт от 07.09.2023 N 7/11096 составлен ответчиком на следующий день после получения письма от 06.06.2023 N 13/995, содержащего напоминание перевозчику об уборке спорного вагона.
При этом, ОАО "РЖД" возражений относительно нахождения вагона N 54679527 на обменном пути по состоянию на 06.06.2023, не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требования АО "ДГК" являются обоснованными в заявленном размере.
Относительно заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ, суд, руководствуясь пунктом 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7), и принимая во внимание, что размер предъявленного к взысканию штрафа определен в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ (0,2 размера МРОТ, что составляет 20 руб. за час задержки, увеличенное в два раза, ввиду задержки цистерн), и не является чрезмерным, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ.
В связи с изложенным выше, арбитражный суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, так как решение суда вынесено при полном, всестороннем, объективном исследовании обстоятельств дела, представленных в дело доказательств, нормы материального права применены правильно.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы повлияли на законность и обоснованность решения суда либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются арбитражным судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 февраля 2024 года по делу N А73-17580/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17580/2023
Истец: АО "ДГК"
Ответчик: ОАО "РЖД"