г. Санкт-Петербург |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А42-10863/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Орловой Н.Ф.
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Капустиным А.Е.
при участии:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2595/2024) индивидуального предпринимателя Борисова Андрея Владимировича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2023 по делу N А42-10863/2022, принятое по иску акционерного общества "Ситиматик" к индивидуальному предпринимателю Борисову Андрею Владимировичу
3-е лицо: Правительство Мурманской области
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ситиматик" в лице Мурманского филиала (далее - истец, АО "Ситиматик") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к индивидуальному предпринимателю Борисову Андрею Владимировичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании задолженности за период с 01.02.2021 по 31.07.2022 в размере 105 271,52 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Мурманской области (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 28.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части размера задолженности. В обоснование жалобы ответчик ссылается на неверное применение нормативов накопления твердых коммунальных отходов при расчете задолженности за вывоз твердых коммунальных отходов. Указывает, что тариф должен быть рассчитан исходя из положений пункта 19 постановления Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4.
АО "Ситиматик" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать. Отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, между АО "Ситиматик" (Региональный оператор) и Предпринимателем (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 14.07.2021 N 70/332/0003399 (далее - Договор), по условиям которого Региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 1.1 Договора).
Под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (пункт 2.1 Договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.4 Договора).
Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов определен разделом 5 Договора, согласно которому учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами N 505 расчетным способом, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Приложением N 1 к Договору определены объем и место накопления ТКО.
Срок действия Договора определен пунктами 10.1 и 10.3 Договора.
Во исполнение Договора в период с 01.01.2021 по 31.07.2022 истец оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые Предприниматель не оплатил.
Направленная в адрес ответчика претензия осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства во взаимосвязи и совокупности, пришел к выводу об обоснованности исковых требований как по праву, так и по размеру, установив правомерность применения норматива накопления твердых коммунальных отходов, определенного в пунктах 4 и 6 постановления Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд первой инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I настоящих Правил.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
В пункте 6 Правил N 505 определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановления N 505, то есть расчетным путем по нормативам накопления.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Мурманской области установлены постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области" (далее - Постановление N 192-ПП/4), в частности, норматив накопления ТКО для объектов торговли (с торговым залом) составляет 1,04 куб. м/год на 1 кв.м площади помещения (пункт 4 Постановления N 192-ПП/4) и норматив, определенный пунктом 6 Постановление N 192-ПП/4: склады продовольственных/ промышленных товаров с установленным нормативом 0,54 куб.м/год, исходя из площади склада.
Предприниматель считает, что в расчетах с ним должен применяться пункт 19 Постановления N 192-ПП/4, поскольку нежилое помещение, в котором расположен магазин, находится в многоквартирном жилом доме.
Согласно пункту 19 Постановления N 192-ПП/4 для предприятий всех форм собственности, осуществляющих деятельность в нежилых помещениях многоквартирных домов (включая некоммерческие объединения граждан, офисные помещения, ювелирные магазины, мастерские по ремонту бытовой техники, сотовых телефонов, очков, ключей, учреждения образования, культуры, спорта и пр.), в нормативе накопления ТКО участвует такая расчетная единица как 1 сотрудник.
Вместе с тем такая категория объекта как объект торговли не поименована в примерном перечне объектов, приведенном в пункте 19 Постановления N 192-ПП/4.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269); приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы (пункт 1). Категории объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением N 1 к Методическим рекомендациям (пункт 4).
Данным приложением определены расчетные единицы, которые могут применяться для установления нормативов по каждой из категорий объектов. Деятельность ответчика относится к категории объекта - Предприятия торговли.
Приложением N 1 к Методическим рекомендациям в отношении категории объектов Объекты общественного назначения - Предприятия торговли (продовольственный/промтоварный магазин) предусмотрена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 кв. м общей площади.
Другого акта, устанавливающего иные расчетные единицы для определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не имеется.
Таким образом, вопреки мнению ответчика, отходы нормируются не по месту осуществления деятельности (нежилые помещения многоквартирных домов), а по категории объектов на основании подпункта "в" пункта 4 Правил N 269.
В соответствии с положениями Постановления N 192-ПП/4 к ответчику применен норматив накопления ТКО, определенный пунктом 4 Нормативов накопления ТКО на территории Мурманской области: объекты торговли с торговым залом с установленным нормативом 1,04 куб.м/год, исходя из площади торгового зала, и норматив накопления ТКО, определенный пунктом 6 Нормативов накопления ТКО на территории Мурманской области: склады продовольственных/промышленных товаров с установленным нормативом 0,54 куб.м/год, исходя из площади склада.
В приложениях N 1 к договору в пункте 1 указаны объем и место накопления твердых коммунальных отходов и конкретизировано наименование объекта, адрес, расчетная единица, норматив накопления, объемам принимаемых ТКО, место накопления ТКО, способам складирования, периодичность вывоза ТКО.
Объем и стоимость оказанных услуг зафиксированы региональным оператором в представленных в материалы настоящего дела истцом счетах и универсальных передаточных документах, ответчиком не оспорены, документально не опровергнуты. Контррасчет объема и стоимости услуг ответчик не представил.
Расчет задолженности судом проверен и признан правильным.
Доказательств оплаты долга или его отсутствия ввиду необоснованного начисления, равно как и наличия долга в меньшей сумме ответчиком в материалы дела не представлено, ввиду чего требование истца о взыскании задолженности за период с 01.02.2021 по 31.07.2022 в размере 105 271,52 руб. является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.11.2023 по делу N А42-10863/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ф. Орлова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10863/2022
Истец: АО "СИТИМАТИК"
Ответчик: Борисов Андрей Владимирович
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ