28 мая 2024 г. |
Дело N А84-6072/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 28 мая 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зарубина А.В., судей Баукиной Е.А., Мунтян О.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко В.М.,
в судебное заседание явился:
от государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" - Сапожникова Ольга Ивановна, представитель по доверенности от 25 декабря 2023 г. N 100, представлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя"
на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 марта 2024 года по делу N А84-6072/2023
по иску государственного казенного учреждения города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова",
при участии в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Правительства Севастополя
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (далее - ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя") обратилось с иском к государственному унитарному предприятию города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" (далее - ГУП "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова") о взыскании неустойки в размере 2.200.000 руб. за нарушение обязательств по государственному контракту N 11/19 от 27 февраля 2019 г. (с учетом заявления от 01 февраля 2024 г.).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12 марта 2024 г. в иске отказано. Решение мотивировано тем, что обязательства по контракту ответчиком полностью исполнены в декабре 2023 г., размер неустойки по расчету истца составляет 2.200.000 руб., то есть менее 5% от цены контракта, что влечёт её списание на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2018 г. N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом".
Не согласившись с решением суда, ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение норм материального права в части применения правила N 783.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, против пересмотра решения от 12 марта 2024 г. в пределах доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
Частью 42.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2018 г. N 783 (далее - Правила N 783).
Согласно пункту 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением перечисленных в данном постановлении контрактов.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783 определено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 783 установлено, что при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 данных Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом.
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г., списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
При этом даже наличие спора относительно начисленной неустойки (штрафа) не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки (штрафа), поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 302-ЭС17-13455, от 14 августа 2018 г. N 305-ЭС18-5712).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 августа 2018 г. N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Таким образом, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Аналогичная правовая позиция приведена в определение Верховного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. N 302-ЭС21-25561.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 данных Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 305-ЭС17-23242).
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает пяти процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "а" пункта 3 Правил N 783).
По смыслу вышеприведенных положений списанию подлежат суммы неустоек (штрафов, пеней), в том числе, если обязательства исполнены в полном объеме и общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены государственного контракта.
Как видно из материалов дела, 27 февраля 2019 г. между департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (заказчик) и государственным унитарным предприятием города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" (исполнитель), в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального закона от 13 июля 2015 г. N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и на основании подведения итогов открытого конкурса (протокол от 06 февраля 2019 г.) был заключен государственный контракт N11/19.
В соответствии с дополнительным соглашением N 17 от 25 августа 2021 г. к государственному контракту N11/19 от 27 февраля 2019 г., стороны договорились о замене заказчика по данному контракту, в связи с чем, с даты заключения указанного дополнительного соглашения, полномочия заказчика осуществляет ГКУ города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
Предметом контракта является выполнение работ (оказание услуг), связанных с осуществлением регулярных перевозок и багажа по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам N N 3, 18, 19, 21, 24, 37, 40, 41, 79, 91, 92, 103, 182, 183 и в соответствии с приложением N3 к контракту (п. 1.1. контракта).
Истец ссылается на неоднократное нарушение ответчиком условий государственного контракта N 11/19 от 27 февраля 2019 г., а именно - нарушение установленного расписания движения и подача транспортных средств не в полном объёме, так, в ходе осуществления ГКУ города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" исполнения условий контракта, установлено 17 нарушений условий контракта.
В соответствии с п.7.9 контракта, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии таких обязательств), размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет 100.000 руб.
Согласно п. 6.6. контракта, при отсутствии замечаний и претензий к акту заказчик подписывает его. Факт подписания заказчиком акта подтверждает стоимость и объемы фактически оказанных услуг. Акт является основанием для составления платежных документов и осуществления расчетов по контракту.
Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что акты по завершению отчетных периодов были подписаны сторонами без замечаний и в последующем произведена оплата (приложение к отзыву ГУП города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова" от 15 июня 2023 г., 28 августа 2023 г., 31 января 2024 г.).
Из этого можно сделать вывод, что факт выявленных 17 нарушений условий контракта противоречит материалам дела.
Истец просит взыскать штраф в размере 2.200.000 руб. от 226.467.224,48 руб., что составляет 0,97 % (2.000.000*100%:226.467.224,48) от цены контракта, что не превышает 5%.
Так как обязательства по контракту ответчиком полностью исполнены в декабре 2023 г., верным является вывод суда первой инстанции о том, что к сложившимся между сторонами отношениям подлежат применению Правила N 783. Следовательно, заказчик обязан списать неустойку.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Основания для изменения или отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствуют, нарушений или неправильного применения норм процессуального или материального права, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 12 марта 2024 года по делу N А84-6072/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казенного учреждения города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А. В. Зарубин |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-6072/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "ДИРЕКЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ"
Ответчик: ГУП города Севастополя "Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова"
Третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ