г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А40-279103/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.03.2024 по делу N А40-279103/23
по заявлению Казенного предприятия города Москвы "Технопарк "СТРОГИНО"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: 1) Государственная инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, 2) ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС", 3) Департамент городского имущества города Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Першина А.А. по доверенности от 16.05.2024; |
от заинтересованного лица: |
Кудрицкая О.Г. по доверенности от 15.01.2024; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, КП "Технопарк "СТРОГИНО", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения от 17.10.2023, оформленного уведомлением об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2023-30227086/9.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечены Государственная инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее- Госинспекция по недвижимости), ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС", Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, ДГИ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.03.2024 заявление КП "Технопарк "СТРОГИНО" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третьи лица по делу, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, заявлений и ходатайств суду не представили.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что в 2017 году Департаментом городского имущества города Москвы за КП "Технопарк "СТРОГИНО" на праве оперативного управления был закреплен имущественный комплекс по адресу: г. Москва, ул. 1-я Курьяновская, вл.34, включающий 11 объектов капитального строительства (ОКС) общей площадью 21 168,7 кв. метра, в том числе, нежилое здание - по адресу: ул. 1-я Курьяновская, д. 34, стр. 4 (кадастровый номер: 77:04:0003014:1032).
11.10.2022 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) по итогам проводимой проверки был составлен Акт о подтверждении факта незаконного использования земельного участка, на основании которого вышеуказанная конструкция была демонтирована силами подрядной организации Госинспекции по недвижимости.
Заявитель 12.07.2023 обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении здания с кадастровым номером 77:04:0003014:1032, расположенного по адресу г. Москва, ул. Курьяновская 1-я, д. 34, стр. 4 (Заявление N MFC - 0558/2023-1042061-1 / N КУВД -001/2023-30227086).
18.07.2023 Управление Уведомлением сообщило Заявителю о приостановлении государственного учета.
Впоследствии Управление Росреестра по Москве уведомлением N КУВД-001/2023-30227086/9 от 17.10.2023 сообщило об отказе в государственном кадастровом учете, указав, что представленный технический план оформлен в нарушение Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений" (далее - Требования): в отношении здания проведены работы, не предусмотренные Постановлением правительства Москвы от 27.08.2012 г. N432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется" (демонтаж ком.1 в пом. VI согласно сведениям ЕГРН).
Признавая ненормативный акт незаконным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о регистрации единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2, 6, 7.3 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, изменением в результате капитального ремонта сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
Согласно пункту 4 части 5 статьи 14 ФЗ Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в отношении всех помещений и машино-мест в здании, сооружении одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета на это здание, сооружение либо в случае, если право собственности на это здание, сооружение уже зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на земельном участке, с кадастровым номером 77:04:0003014:2175, принадлежащем на праве собственности городу Москве и находящемся в постоянном бессрочном пользовании КП "Технопарк "СТРОГИНО", расположено нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0003014:1032, которое также находится в собственности города Москвы и передано в 2017 г. Заявителю в оперативное управление.
Как следует из поэтажных планов, в период с 2002 по 2007 годы к указанному зданию была возведена пристройка. Согласно данным ГБУ "МосгорБТИ" на 14.09.2007 пристройка была учтена "за итогом", в "красных" линиях. Сооружение было возведено без фундамента и не являлось объектом капитального строительства, на государственный кадастровый учет поставлено не было, право собственности зарегистрировано не было.
По итогам обследования земельного участка при выполнении полномочий собственника Госинспекция по недвижимости 11.10.2022 был составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
26.10.2022 в адрес Заявителя Госинспекцией по недвижимости было направлено уведомление о необходимости освобождения земельного участка от незаконной пристройки.
17.11.2022 пристройка, которая ранее примыкала к нежилому зданию, расположенному по адресу: ул. 1-я Курьяновская, д. 34, стр. 4, была демонтирована силами подрядной организации Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
24.11.2022 КП "Технопарк "СТРОГИНО" обратилось в ДГИ по вопросу внесения соответствующих изменений в ЕГРН. В ответ на обращение Заявителя, ДГИ согласовал подготовку технического плана и внесение соответствующих изменений в ЕГРН.
С целью приведения сведений об объекте в ЕГРН в соответствие с актуальным состоянием здания КП "Технопарк "СТРОГИНО" был заключен договор с ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС" на проведение кадастровых работ с изготовлением соответствующего технического плана.
В целях приведения сведений об объекте в ЕГРН в соответствие с актуальным состоянием здания КП "Технопарк "СТРОГИНО" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменения основных характеристик объекта недвижимости в отношении здания с кадастровым номером 77:04:0003014:1032.
Судом первой инстанции установлено, что согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг (изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав), к указанному заявлению также были приложены: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 28.06.2023; доверенность от 23.06.2022 77АД N 0525180.
Уведомлением от 18.07.2023 N КУВД -001/2023-30227086/1 Управление Росреестра по г. Москве сообщило КП "Технопарк "СТРОГИНО" о приостановлении государственного кадастрового учета на срок до 17.10.2023, в обоснование которого послужило проведение работ, не предусмотренных Постановлением правительства Москвы от 27.08.2012 N432-ПП "О перечне случаев, при которых получение разрешения на строительство не требуется", также, по мнению Управления, графическая часть здания, представленная в составе технического плана, не соответствует сведениям ЕГРН (в части отображения внешних конструктивных элементов).
В целях устранения причин приостановки Заявителем в Управление Росреестра по г. Москве неоднократно представлялись дополнительные документы, пояснения, а также технический план, неоднократно скорректированный с учетом замечаний регистратора.
Между тем, 17.10.2023 Управлением Росреестра по г. Москве было вынесено Решение об отказе в государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости.
При этом Управлением не были приняты во внимание следующие обстоятельства: кадастровые работы были проведены Заявителем с целью приведения сведений об объекте в ЕГРН в соответствие с актуальным состоянием здания; технический план (который сам по себе является документом-основанием для государственного учета) был изготовлен ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС", а именно кадастровым инженером Поповой В.Ю., состоящим в СРО "Ассоциация СРО "МСКИ", в соответствии с Приказом Росреестра от 15.03.2022 N П/0082 "Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений", при этом заключение кадастрового инженера содержит сведения о проведении фактических обмеров объекта и пояснения в отношении сноса сооружения; Здание реконструкции не подвергалось; снесенная Госинспекцией по недвижимости пристройка не имела фундамента и не являлась капитальным строением.
В силу пункта 1.7. Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП получение разрешения на строительство не требуется в случае выполнения работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, виды которых определены в приложении 2 к настоящему постановлению.
Согласно пункту 3 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП не требуется получения разрешения на строительство: при демонтаже (в том числе частичная разборка) перегородок и ненесущих стен, устройство новых перегородок и ненесущих стен, устройство проемов в перегородках, ненесущих и несущих стенах и перекрытиях, в том числе с устройством внутренних лестниц без установки оборудования лифтов, эскалаторов, травалаторов и т.п. (кроме устройства проемов, вырубки ниш, пробивки отверстий в стенах-пилонах, стенах-диафрагмах и колоннах (стойках, столбах), а также в местах расположения связей между сборными элементами) (за исключением случаев производства указанных работ при создании подвала в техническом подполье, а также мансарды в чердаке), - без увеличения допустимых нагрузок и изменения характера их приложения, нарушения прочности, устойчивости несущих конструкций объекта капитального строительства, при которых может произойти их разрушение, и нарушения других характеристик их надежности и безопасности (пункт 3.8).
Таким образом, проведенные Госинспекцией по недвижимости мероприятия не требуют дополнительно каких-либо согласований, получения разрешения на строительство или разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Дополнительно в информационном письме от 11.09.2023 Заявитель пояснил Управлению, что снос пристройки произведен подрядной организацией Госинспекции по недвижимости, соответственно, требуемые документы в КП "Технопарк "СТРОГИНО" отсутствуют.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в Управление Росреестра по Москве Заявителем были представлены все необходимые документы, все представленные документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственной регистрации.
При таких обстоятельствах, у Управления отсутствовали основания для отказа в государственном кадастровом учете в отношении здания с кадастровым номером 77:04:0003014:1032, расположенного по адресу г. Москва, ул. Курьяновская 1-я, д. 34, стр. 4.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании оспариваемого Заявителем решения Управления Росреестра по Москве от 17.10.2023, оформленного уведомлением об отказе государственного кадастрового учета N КУВД-001/2023-30227086/9 незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Казенного предприятия города Москвы "Технопарк "СТРОГИНО" в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу путем осуществления государственного кадастрового учета по заявлению N MFC-0558/2023-1042061-1.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.03.2024 по делу N А40-279103/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-279103/2023
Истец: КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ТЕХНОПАРК "СТРОГИНО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ООО "СТРОЙТЕХСЕРВИС"