г. Вологда |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А44-5909/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 февраля 2024 года по делу N А44-5909/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" (ОГРН 1115321003049, ИНН 5321146882; адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 82а, строение 4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692; адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Власьевская, дом 4; далее - администрация), Комитету по управлению городским и дорожным хозяйством администрации Великого Новгорода (ОГРН 1035300292400, ИНН 5321058788; адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, улица Десятинная, дом 20/10; далее - комитет) о признании незаконными решений, выраженных в письмах комитета от 09.06.2023 N 4530 и администрации от 25.08.2023 N М22-5683-И об отказе в установлении платы за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Великий Новгород, проспект Мира N 22/25, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и предложением управляющей организации; о возложении на администрацию обязанности повторно рассмотреть обращения общества от 12.05.2023 и 02.08.2023, установить плату за содержание жилого помещения в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Великий Новгород, проспект Мира N 22/25.
Решением суда от 16 февраля 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Администрация и комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу истца - без удовлетворения. Считает решение суда законным и обоснованным.
Стороны надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, общество на основании договора управления от 01.12.2015 является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Великий Новгород, пр. Мира, д. N 22/25.
При заключении договора управления собственниками МКД принято решение о сохранении на 2015 год действующей на тот момент платы за содержание жилого помещения в размере 22 руб. за кв.м.
С 01.05.2018 размер платы за содержание составляет 20,02 руб. в связи с исключением стоимости работ по вывозу мусора.
Общество на протяжении нескольких лет предлагало собственникам утвердить новый тариф на содержание в МКД, в том числе в 2022 году - в размере 23,00 руб. за кв. м.
Соответствующее решение об утверждении размера платы собственниками помещений принято не было.
В связи с этим общество 12.05.2023 направило в комитет заявление о принятии решения об установлении в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для МКД экономически обоснованного размера платы за содержание жилого помещения. К заявлению приложены, в том числе, протоколы общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, перечень (план) обязательных работ и услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту спорного МКД на 2023 года, отчет о выполнении договора управления за 2022 год, технический паспорт спорного МКД, расчет нормативной численности персонала, проект расчета размера платы за содержание в размере 31,00 руб./кв.м.
Комитет письмом от 09.06.2023 N 4530 отказал обществу в установлении размера платы за содержание жилого помещения в отношении спорного МКД, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для принятия такого решения.
Общество, не согласившись с позицией комитета, обратилось 02.08.2023 в администрацию с досудебной претензией, в которой просило принять решение и установить в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ для спорного МКД экономически обоснованный размер платы за содержание жилого помещения.
Письмом от 25.08.2023 N М22-5683-И администрация также отказала обществу в установлении размера платы за содержание жилого помещения в отношении спорного МКД, также ссылаясь на отсутствие правовых оснований для принятия такого решения.
В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ.
Согласно части 7 статьи 156 этого же Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).
Следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей), принявших соответствующее решение о выборе способа управления МКД, является принятие соответствующего решения об этом на общем собрании.
Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации возможности в одностороннем порядке необоснованно по своему собственному усмотрению изменять плату.
Орган местного самоуправления в силу части 4 статьи 158 ЖК РФ вправе установить размер платы за содержание жилого помещения только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом,
В данном случае общество осуществляет управление МКД на основании решения собственников данного многоквартирного дома, оформленного протоколом от 17.11.2015 N 1 и заключенного договора управления.
Указанным протоколом утверждены положения договора управления данным МКД от 01.12.2015, согласно пункту 4.2 которого размер платы за услуги по текущему ремонту и содержанию определяются на общем собрании собственников дома с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с пунктом 7.7. договора управления от 01.12.2015 при отсутствии заявлений одной их сторон о прекращении договора управления по окончании срока его действия, настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16 февраля 2024 года по делу N А44-5909/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5909/2023
Истец: ООО "УК "ХЖ"
Ответчик: Администрация Великого Новгорода, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОРОДСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд