г. Москва |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А40-8847/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.В. Валюшкиной,
судей Т.В. Захаровой, Ю.Н. Кухаренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солодовниковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.01.2024 по делу N А40-8847/23,
принятое по иску САО "РЕСО-Гарантия" к ОАО "Российские железные дороги", СПАО "Ингосстрах" о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителя ответчика: Ефремова Е.Н. по доверенности от 20.10.2023,
УСТАНОВИЛ:
САО "РЕСО-Гарантия" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ОАО "Российские железные дороги", СПАО "Ингосстрах" в порядке суброгации 1 874 402,08 руб.
Решением арбитражного суда от 12.01.2024 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда первой инстанции, в порядке ст. 257 АПК РФ в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В судебном заседании представитель ОАО "Российские железные дороги" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судебное заседание проведено в отсутствие представителей истца и СПАО "Ингосстрах", извещенных надлежащим образом о производстве по апелляционной жалобе путем размещения определения суда в сети Интернет и направления почтовой корреспонденции.
Заслушав представителя ответчика, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности документы, имеющиеся в материалах дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.12.2019 между САО "РЕСО-Гарантия" и ООО "ГТЛК-1520" заключен генеральный договор N 191206 страхования средств железнодорожного транспорта, принадлежащего страхователю.
17.12.2019 в рамках указанного генерального договора страхователю выдан полис N 1656211126 страхования в подтверждение принятия на страховую защиту средств железнодорожного транспорта, перечисленных в описи застрахованных средств ЖДТ, являющейся приложением N 1 к указанному полису страхования, в том числе вагон N63606115.
28.01.2020 письмом N МТ-0128/39 представитель ООО "Модум-Транс" - арендатора вагона N 63606115 - обратился в САО "РЕСО-Гарантия" с уведомлением о повреждении вагона N 63606115, произошедшего 28.01.2020 на станции Мегет участка Суховская - Гончарово Иркутского территориального управления Восточно-Сибирской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") в результате схода электровоза и 30-ти вагонов поезда N 2290 по причине его экстренного торможения.
Согласно акту от 28.01.2020 первичного осмотра вагонов, в результате крушения вагон N 63606115 получил следующие повреждения колесной пары, боковой рамы, надрессорной балки, автосцепного устройства, тормозного оборудования; пропеллерность хребтовой балки 100 мм на метр.
Согласно техническому заключению от 01.02.2020 о результатах расследования комиссией ОАО "РЖД" крушения грузового поезда N 2290 при поездной работе на 5164 км пк 4 железнодорожной станции Мегет Иркутского территориального управления Восточно-Сибирской железной дороги, 28 января 2020 г. в 8 ч 26 мин на 5164 км пк 7 2-го главного пути железнодорожной станции Мегет трехпутного электрифицированного участка Суховская - Гончарово Иркутского территориального управления Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при скорости 74 км/ч экстренным торможением остановлен поезд N 2290 по причине выявления машинистом локомотива остряков стрелки N 39, находящихся в среднем положении.
При осмотре локомотивной бригадой на участке от стрелочного перевода N 39 до 5164 км пк 4 выявлен сход локомотива всеми колесными парами и 30 грузовых вагонов (груз - уголь), из них 28 на боку, 1 вагон в сходе всеми колесными парами (обе тележки выбиты), 31-й вагон без схода с рельсов, повреждено ударно-тяговое устройство с восточной стороны. Нарушен габарит по 3-му пути станции Мегет. В сходе локомотив и вагоны проследовали 313 метров.
В результате допущенного транспортного происшествия вагон N 63606115 поврежден до степени исключения из инвентаря.
В соответствии с Методикой определения причинно-следственных связей нарушения безопасности движения, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 29 декабря 2017 г. N 2832р, на основании рассмотрения материалов расследования комиссия ОАО "РЖД" пришла к выводу, что:
- непосредственной причиной транспортного происшествия явилось следование электровоза ВЛ85 N 162 по стрелочному переводу N 39, остряки которого находились в среднем положении, с последующим сходом электровоза и 30 вагонов;
- основной причиной транспортного происшествия явилось нарушение эксплуатационным штатом Иркутск-Сортировочной дистанции СЦБ требований пункта 28 приложения N 3 к ПТЭ, в части дачи ложного контроля "плюсового" положения спаренных стрелок N 37/39 и открытие выходного светофора Ч2 соответствующего маршруту следования при нахождении стрелки 37/39 в ненадлежащем положении;
- способствующей причиной явилось отсутствие контроля со стороны ШЧ-5 Иванковича В.Н. за организацией работ по замене контактной колодки автопереключателя электропривода стрелки N 37.
Для установления причин и размера ущерба по заявленному событию, по поручению САО "РЕСО-Гарантия", ООО "Первая Сюрвейерская Компания" подготовило акт N 20.029 сюрвейерского осмотра поврежденного имущества, в соответствии с которым сюрвейером установлены изложенные выше обстоятельства происшествия, а также определен размер ущерба, составивший, с учетом неремонтопригодности застрахованного имущества 5 004 386 руб.
САО "РЕСО-Гарантия" произошедшее событие признано страховым случаем, о чем составлен акт N 9971138 о страховом случае. В пользу выгодоприобретателя по договору страхования САО "РЕСО-Гарантия" платежным поручением N 34975 от 10.06.2020 перечислено страховое возмещение в размере 5 004 386 руб.
Письмом N 9971138 от 27.04.2022 истцом в адрес ОАО "РЖД" направлена претензия с предложением о возмещении причиненных убытков в размере 4 820 386 руб., с учетом вычета стоимости годных остатков поврежденного вагона, оцененных экспертом в размере 184 000 руб.
В ответ на указанную претензию, письмом от 12.05.2022 N ИСХ-1908/ВСИБ от ОАО "РЖД" поступил ответ о том, что претензия от 27.04.2022 передана в СПАО "Ингосстрах".
По имеющимся у истца сведениям, на дату наступления происшествия от 28.01.2020 гражданская ответственность ОАО "РЖД" была застрахована СПАО "Ингосстрах" согласно договору от 15.08.2018 N 3036241, однако в распоряжении САО "РЕСО-Гарантия" текст этого договора отсутствует.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истцом в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства, подлежащие установлению в данном деле, истцом в порядке ст. 65 АПК РФ доказаны.
В процессе производства по делу проведена судебная экспертиза, которая показала, что размер материального ущерба в результате страхового случая составляет 3017
624 руб.
Поскольку СПАО Ингосстрах
в досудебном порядке выплатило 2
945
983,92 руб., разница между установленной экспертом суммой и фактически выплаченной данным ответчиком - 71
640,08 руб. - присуждена к взысканию в данном споре.
ОАО РЖД
в данном споре является лицом, ответственным за возмещение разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, то есть в сумме 1
802
762 руб.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что решение суда подлежит отмене в части в части взыскания с ОАО "РЖД" в порядке суброгации 1 802 762,08 руб., так как ущерб (гражданско-правовая ответственность перевозчика) полностью возмещен страховой компанией СПАО "Ингосстрах" страховой выплатой и по решению суда. ОАО "РЖД" является ненадлежащим ответчиком.
Суд отклоняет приведенные доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
В силу ст. 1072 ГК РФ юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
По обоснованному расчету истца размер невозмещенного ответчиками суброгационного требования составляет 1 874 402,08 руб. (4 820 386 руб. - 2 945 983,92 руб.).
В соответствии с условиями договора страхования, заключенного между СПАО "Ингосстрах" и ОАО "РЖД", а именно пп. "а", п. 8.1.2, при полной гибели имущества выплата страхового возмещения производится в размере его действительной стоимости по состоянию на дату причинения вреда, определенной на основании заключения независимой оценки, за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования.
Руководствуясь названным условием договора страхования, а также в целях определения размера суммы, подлежащей возмещению в порядке суброгации, СПАО "Ингосстрах" обратилось в независимую экспертную организацию ООО "Топфреймоценка". В результате проведенного исследования получено экспертное заключение N 011.00514-009-20 об определении стоимости восстановительного ремонта вагонов в результате схода на станции Мегет, Восточно-Сибирской железной дороги и груза (угля марки "Т").
В приведенном заключении, среди прочего, определена стоимость вагона N 63606115 с учетом износа в 10,5%: 3 313 483,92 руб. (стр. 35 Заключения).
Стоимость ущерба от повреждения вагонов составляет разницу между рыночной стоимость вагона с учетом износа и стоимостью утилизации металлолома, оставшегося от вагона. Таким образом, стоимость ущерба от повреждения вагона N 63606115 составляет согласно таблице N 18 (стр. 36 заключения) 2 945 983,92 руб.
Согласно доводам ответчика 1, принимая во внимание условия договора страхования (пп. "а", п. 8.1.2), а также стоимость годных остатков (утилизации) 367 500 руб. (стр. 33 Заключения), СПАО "Ингосстрах" произвело выплату истцу страхового возмещения в порядке суброгации в размере 2 945 983 руб. 92 коп. (3 313 483,92 - 367 500), тем самым надлежащим образом исполнив свои обязательства по заявленному событию.
В подтверждение доводов ответчика 1 о рыночной стоимости вагона, за вычетом стоимости годных остатков, по ходатайству ответчика 1 в порядке, установленном ст. 82 АПК РФ, судом по делу была назначена экспертиза.
Согласно заключению экспертизы, рыночная стоимость размера материального ущерба (рыночной стоимости вагона на дату причинении вреда, за вычетом стоимости годных к дальнейшей реализации остатков), причинённого выгодоприобретателю (ООО "Модум-Транс") в связи с повреждением вагона N 63606115 в результате схода вагонов 28.01.2020 на станции Мегет участка Суховская-Гончарово Иркутского территориального управления Восточно-Сибирской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") составляет: 3 017 624 (3 283 554 - 265 930) руб.
Таким образом, размер недоплаченного ответчиком 1 страхового возмещения составил 71 640,08 руб. (3 017 624 - 2 945 983,92), при этом, ответчик 2, в порядке ст. 1072 ГК РФ, является лицом, ответственным за возмещение разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, причиненным в указанном выше событии, в сумме 1 802 762 руб. (1 874 402,08 - 71 640,08 коп.).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования. Доводы заявителя апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает. Требования к ОАО "РЖД" предъявлены как к причинителю вреда, поскольку выплаченная его страховщиком сумма в полной мере не компенсирует истцу, как страховщику потерпевшего, выплаченную сумму страхового возмещения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не выявлено, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 января 2024 года по делу N А40-8847/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Валюшкина |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8847/2023
Истец: АО СТРАХОВОЕ "РЕСО-ГАРАНТИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ"