г. Вологда |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А13-13350/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 мая 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Вологодавтодор" Смирновой Е.В. по доверенности от 09.01.2023, от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области Садинова Т.М. по доверенности от 23.11.2023 N 50,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2024 года по делу N А13-13350/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Вологодавтодор" (ОГРН 1023500881029, ИНН 3525011978; адрес: 160019, Вологодская область, город Вологда, улица Комсомольская, дом 55; далее - ПАО "Вологодавтодор", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (ОГРН 1023500877949, ИНН 3525108200; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 65; далее - департамент) об оспаривании приказа от 03.10.2023 N 389 об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения.
К участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казенное учреждение Вологодской области "Управление автомобильных дорог Вологодской области" (ОГРН 1023500878356, ИНН 3525092617; адрес: 160009, Вологодская область, город Вологда, улица Мальцева, дом 52, офис 601; далее - учреждение, КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2024 года по делу N А13-13350/2023 заявленные требования удовлетворены; на департамент возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что потребность общества в сырье объемом 71,1 м3 не подтверждена контрактом. При этом письмо заказчика работ - КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области" не может быть признано обоснованием объема, необходимого для целей выполнения работ по контракту.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области" (заказчик) и ПАО "Вологодавтодор" (подрядчик) заключили государственный контракт от 30.03.2023 N 174 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Никольского муниципального района, Бабушкинского муниципального округа, Кичменгско-Городецкого муниципального округа Вологодской области (идентификационный код закупки 232352509261735250100100240014211244; далее - контракт).
Виды и объемы работ по содержанию дорог (включая объекты светофорного регулирования, стационарного электрического освещения и т.д.), а также периодичность выполнения работ и расценки, приведены в приложениях 3, 4 к контракту (пункт 1.2 контракта).
Во исполнение принятых обязательств ПАО "Вологодавтодор" в порядке подпункта 7 пункта 1 приложения 4 к Административному регламенту предоставления департаментом государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения, утвержденного приказом департамента от 09.08.2023 N 320 (далее - Административный регламент), обратилось в департамент с заявлением от 07.09.2023 исх. N 15-14/1472 об оказании государственной услуги по предоставлению права пользования участком недр местного значения, а именно выдаче лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала на месторождении "Сатаны" в Кичменгско-Городецком муниципальном округе Вологодской области.
В своем заявлении ПАО "Вологодавтодор" указало потребность в сырье - 71,1 тыс. куб. м/год; среднегодовой объем добычи - 71,1 тыс. куб. м/год.
В качестве приложения к указанному заявлению обществом представлены материалы на 90 листах, в том числе: контракт от 30.03.2023; письмо заказчика (КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области") от 06.09.2023 N 03-01/19/5415 (о согласовании количества песка с месторождения "Сатаны" для выполнения работ в рамках государственного контракта на территории Никольского, Бабушкинского и Кичменгско-Городецкого округов Вологодской области).
Комиссия департамента по рассмотрению материалов лицензий на пользование недрами на территории Вологодской области по результатам рассмотрения заявления ПАО "Вологодавтодор" рекомендовала отказать в предоставлении обществу права пользования месторождением "Сатаны", расположенным в Кичменгско-Городецком муниципальном округе Вологодской области в целях разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала (протокол от 22.09.2023 N 44-ОПИ/22.09.2023).
В связи с этим по результатам рассмотрения заявления ПАО "Вологодавтодор" департаментом издан приказ от 03.10.2023 N 389 об отказе ПАО "Вологодавтодор" в предоставлении права пользования месторождением "Сатаны", расположенным в Кичменгско-Городецком муниципальном округе Вологодской области, в целях разведки и добычи песков и песчано-гравийного материала.
Считая вышеуказанный приказ департамента незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующие орган, который его принял.
В соответствии с частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах, Закон N 2395-1) лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий
Пунктом 1 части 1 статьи 2.3 этого Закона предусмотрено, что участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.
Согласно статье 9 Закона N 2395-1 пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем седьмым пункта 7 части 1 статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Согласно абзацу седьмому пункта 7 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении без проведения конкурса или аукциона права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ.
Общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на указанных участках недр местного значения, могут использоваться только в объеме и для целей выполнения соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (часть третья статьи 18 Закона о недрах).
Порядок предоставления права пользования участками недр местного значения утвержден приказом Департамента от 28.02.2022 N 53 (далее - Приказ N 53).
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Приказа N 53 основанием возникновения права пользования участком недр местного значения является решение департамента о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 Закона о недрах, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ.
По смыслу пункта 2.3.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования недрами, участками недр местного значения без проведения аукциона является решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения и выдача лицензии на пользование участком недр местного значения либо решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения.
Согласно пункту 2.6.1.2 Административного регламента в случае предоставления государственной услуги по предоставлению права пользования недрами, участками недр местного значения без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ, заявитель, помимо документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 настоящего административного регламента, представляет (направляет) в Департамент: копии гражданско-правовых договоров на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ.
В силу пункта 2.9.6 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения является, в частности то, что планируемый объем добычи и цель использования общераспространенного полезного ископаемого не соответствуют государственному или муниципальному контракту, заключенному на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (в случае предоставления права пользования участком недр местного значения по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 1 приложения 4 настоящего административного регламента) (подпункт 4);
По смыслу подпункта 4 пункта 17 Приказа N 53 (в редакции, действующей в период рассмотрения заявления общества и издания оспариваемого им приказа) в случае рассмотрения вопроса о предоставлении права пользования участком недр местного значения в том порядке, который предусмотрен абзацем седьмым пункта 2 названного Приказа, в предоставлении права пользования участком недр местного значения может быть отказано при несоответствии планируемого объема добычи и цели использования общераспространенного полезного ископаемого государственному контракту, заключенному на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.
Таким образом, из системного толкования приведенного выше правового обоснования следует, что лицензия на пользование участком недр местного значения выдается департаментом после принятия им решения о предоставлении заявителю права пользования участком недр, необходимым для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. При этом общераспространенные полезные ископаемые, добываемые на участках недр местного значения, предоставленных в соответствии с вышеизложенным порядком, могут использоваться только в объеме и для целей выполнения указанных работ, что свидетельствует об установлении законодательством целевого назначения использования полезных ископаемых, добытых на участках недр, предоставляемых без проведения конкурса.
В рассматриваемом случае комиссией департамента проведен анализ заявления от 07.09.2023 о предоставлении государственной услуги по предоставлению права пользования участками недр местного значения и представленных обществом документов. Основанием для отказа в выдаче обществу испрашиваемой лицензии послужил вывод департамента об отсутствии в тексте контракта указания на конкретный объем сырья, необходимого для проведения строительных работ.
Вместе с тем, вышеприведенные нормы права не содержат в себе необходимости указания такого объема добычи именно в заключенном контракте на выполнение работ.
Кроме того, вопреки доводам департамента, потребность общества в сырье определена обществом и заявлена в объеме - 71,1 тыс. куб. м/год; среднегодовой объем добычи - 71,1 тыс. куб. м/год. Необходимость именно такого объема для выполнения работ по контракту от 30.03.2023 N 174 подтверждена и письмом заказчика (КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области") от 06.09.2023 N 03-01/19/5415 (том 2, лист 1), содержащим ссылку на этот контракт.
Запрет на обоснование необходимого для выполнения работ объема добычи в иных документах, помимо контракта, законодатель не установил.
Основания не доверять сведениям, предъявленным обществом
В связи с этим, как верно отметил суд первой инстанции, само по себе отсутствие в контракте от 30.03.2023 N 174 конкретной величины объема песка и ПГМ, необходимого для выполнения подрядчиком указанного контракта, не является достаточным основанием для вывода о не соблюдении заявителем приведенных выше норм.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику отклоняется апелляционным судом, поскольку указанное ответчиком дело не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, так как судебный акт принят в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правомерности выводов суда и не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2024 года по делу N А13-13350/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13350/2023
Истец: ПАО "Вологодавтодор"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области", КУ Вологодской области "Управление автомобильных дорог Вологодской области"