город Томск |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А45-27274/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубаковой А. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Мэрии г.Новосибирска (N 07АП-2955/2024) на решение от 04 марта 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27274/2023 (судья Гофман Н. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Сибирская компания "Регион" (ИНН 5403015055), г. Новосибирск, к Мэрии г. Новосибирска (ИНН 5406285846), Департаменту инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Мэрии г. Новосибирска (ИНН 5406418101), о признании незаконным решения от 18.08.2023 N 19/01-15/03311,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Сонникова О. С. по дов. от 09.01.2024, диплом,
От заинтересованных лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Сибирская компания "Регион" (далее - заявитель, общество, ООО СК "Регион") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия), Департаменту инвестиций, потребительского рынка, инноваций и предпринимательства Мэрии г.Новосибирска (далее - Департамент) (далее совместно - заинтересованные лица) о признании незаконным решения мэрии города Новосибирска о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 N 3707, двух нестационарных торговых объектов площадью по 150 кв.м. каждый по адресному ориентиру: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 33/1, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:014845:41 площадью 1985 кв.м, выраженного в письме от 18.08.2023 N 19/01-15/03311; обязании мэрии города Новосибирска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО СК "Регион" путём включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 N 3707, места размещения торгового павильона площадью 1453,5 кв.м. с адресным ориентиром: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 33/1, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:014845:41 площадью 1985 кв.м и вынесения соответствующего постановления о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 N 3707, в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.03.2024, заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным решение мэрии о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 N 3707, двух нестационарных торговых объектов площадью по 150 кв.м. каждый по адресному ориентиру Гусинобродское шоссе, 33/1, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:014845:41 площадью 1985 кв.м, выраженное в письме от 18.08.2023 N 19/01-15/03311; обязал мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Сибирская компания "Регион" путем повторного рассмотрения заявления от 19.07.2022 N 19/03/1-03/00974.
Мэрия обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что объект заявителя, который в настоящее время расположен по запрашиваемому адресу, является двухэтажным модульным зданием, перемещение которого без изменения его основных характеристик невозможно (приблизительная ширина объекта 7 метров, длина более 30 метров); комиссия по вопросам внесения изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Новосибирска не обязана согласовывать указанный заявителем размер земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, а согласовывает место размещения; заявитель не доказал обстоятельства (факты), указывающие на то, что мэрия при принятии спорного решения нарушила порядок и/или процедуру, в том числе не указал закон или иной ненормативный акт, который был нарушен заинтересованным лицом при принятии решения; новый порядок размещения нестационарных торговых объектов не предполагает оформления прав землепользования, соответственно, размещение нестационарного торгового объекта на основании договора аренды земельного участка при новом порядке невозможно в силу закона, а также невозможно возобновление договора аренды; указывает, что комиссией по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска 12.08.2020 принято решение N 127 о демонтаже спорного объекта.
ООО СК "Регион" в отзыве на апелляционную жалобу мэрии, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с ее доводами не согласилось, считает апелляционную жалобу мэрии не подлежащей удовлетворению, к отзыву приложены дополнительные доказательства (акт сверки по состоянию на 23.01.2024, платежные поручения за 2024 г.).
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Рассмотрев вопрос о возможности приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к отзыву, суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ посчитал возможным приобщить их к материалам дела в целях оценки доводов апелляционной жалобы и отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поступившего отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно материалам дела, ООО СК "Регион" обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска (далее - Схема размещения НТО) места размещения торгового павильона площадью 1453,5 кв.м, расположенного по адресу: г.Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 33/1, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:014845:41 площадью 1985 кв.м., и заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта сроком на 7 лет (заявление исх. N 37 от 19.07.2022/ вх. N 19/03.1-03/00974 от 19.07.2022).
Решением, выраженным письмом от 17.08.2022 N 19/03.1-04/01752, мэрия отказала обществу во включение в Схему размещения НТО указанного объекта.
Не согласившись с данным решением, ООО СК "Регион" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области за защитой своих прав и интересов.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.03.2023 по Делу N А45-32878/2022 требования ООО СК "Регион" были удовлетворены.
Решение мэрии города Новосибирска об отказе обществу с ограниченной ответственностью Сибирская компания "Регион" во включении в схему места размещения нестационарного объекта, выраженное в письме от 17.08.2022 N 19/3.1-04/1752, признано недействительным. На мэрию города Новосибирска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью Сибирская компания "Регион" путем повторного рассмотрения заявления исх. N 37 от 19.07.2022 (вх. N 19/03.1-03/00974 от 19.07.2022).
Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 31.05.2023 решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30.03.2023 по Делу N А45-32878/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Заявление ООО СК "Регион" исх. N 37 от 19.07.2022 (вх. N 19/03.1- 03/00974 от 19.07.2022) о включении места размещения нестационарного торгового объекта площадью 1453,5 кв.м, расположенного по адресному ориентиру Гусинобродское шоссе, 33/1, в границах земельного участка с кадастровым номером 54:35:014845:41 площадью 1985 кв.м в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска было повторно рассмотрено мэрией 15.08.2023 и принято решение о включении в Схему размещения НТО двух нестационарных торговых объектов площадью по 150 кв.м. каждый (письмо от 18.08.2023 N 19/01-15/03311).
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с заявлением в суд, указав на то, что мэрия фактически повторно отказала обществу во включении места размещения его нестационарного торгового объекта в Схему размещения НТО. Заявитель считает, что принятие решения о включении в схему двух нестационарных торговых объектов площадью по 150 кв.м. каждый не тождественно включению в Схему нестационарного торгового объекта заявителя по его заявлению.
Удовлетворяя требования ООО СК "Регион", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приказом Минпромторга Новосибирской области от 24.01.2011 N 10 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления в Новосибирской области схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 4 и 6 Порядка, схема размещения используется в целях соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность в нестационарных торговых объектах. Уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает и формирует схему с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов и включения перспективных мест размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 16.1 Порядка внесение изменений в схему в части включения места размещения нестационарных торговых объектов может осуществляться по инициативе хозяйствующих субъектов при наличии соответствующего заявления.
Уполномоченный орган местного самоуправления рассматривает данное заявление и принимает решение о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему либо об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему в течение 20 рабочих дней со дня его поступления. Не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, уполномоченный орган местного самоуправления уведомляет в письменном виде заявителя о включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему либо об отказе во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему с указанием причин отказа (пункт 16.5 Порядка).
Согласно пункту 16.6 Порядка уполномоченный орган местного самоуправления отказывает во включении нестационарного торгового объекта в схему в случае, если: 1) принято в установленном действующим законодательством порядке решение о резервировании или изъятии земельного участка, на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд; 2) предполагаемое размещение нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям, установленным пунктом 7, либо принципам, закрепленным пунктом 8 Порядка; 3) место предполагаемого размещения нестационарного торгового объекта не находится в государственной или муниципальной собственности; 4) предоставленные документы не соответствуют требованиям, определенным пунктом 16.4 Порядка, либо не представлены (представлены не в полном объеме) указанные документы; 5) получен отказ федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия собственника имущества, о включении нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) в схему.
Судом из материалов дела установлено, что включая в Схему размещения НТО два нестационарных торговых объекта площадью по 150 кв.м. каждый, мэрия сослалась на то, что предполагаемое размещение нестационарного торгового объекта не соответствует требованиям, установленным пунктом 7 Порядка (подпункт 2 пункта 16.6 Порядка), а именно, место размещения, обозначенное на картографическом материале, фактически занято самовольным нестационарным объектом, имеющим признаки капитального строительства, вследствие чего, размещение нестационарного торгового объекта по вышеуказанному адресу невозможно.
Вместе с тем, судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2017 по делу N А45-19563/2017 установлено, что спорный объект не является объектом капитального строительства, не имеет неразрывной связи с землей, перемещение возможно без повреждения его конструкций и нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обстоятельство нахождения нестационарного объекта на месте, предполагаемом к включению в схему размещения, не является основанием для отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему в соответствии с пунктом 16.6 Порядка.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку мэрии на постановление от 18.08.2021 N 2890 "О требованиях к внешнему облику нестационарных объектов торговли, оказания услуг и общественного питания на территории города Новосибирска".
Так, из материалов дела следует, что торговое здание модульного типа, расположенное по адресу: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, 33/1 принято в эксплуатацию 27.12.2000, что подтверждается актом приемки в эксплуатацию объекта от 27.12.2000, утвержденным Распоряжением главы Администрации Дзержинского района N 104 от 02.02.2001. 09.04.2019 Департаментом строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска для данного нестационарного объекта утвержден паспорт фасада здания N 425. При этом экспертными исследованиями N 134-1/5 от 18.12.2020 и N 1282-1/5 от 19.01.2021 установлено соответствие объекта утвержденному паспорту фасадов.
Кроме того, судом правомерно отмечено, что постановление мэрии г. Новосибирска от 18.08.2021 N 2890 вступает в силу с 01.09.2021 и не применяется к отношениям по размещению нестационарных объектов торговли, оказания услуг и общественного питания на территории города Новосибирска, возникшим до дня вступления его в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 2 пункта 2.
Таким образом, суд первой инстанции верно установил, что постановление мэрии г. Новосибирска от 18.08.2021 N 2890 не применяется к зданию модульного типа, расположенного по адресу: Гусинобродское шоссе, д. 33/1.
Также мэрия в дополнительном отзыве от 15.01.2024 в обоснование правомерности своего отказа ссылалась на то, что максимальный размер земельного участка с иным видом разрешенного использования для размещения нестационарных объектов - 0,09 га.
Вместе с тем, указанный довод был рассмотрен судом в рамках дела N А45-32878/2022.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указанный довод, указав на то, что земельный участок с кадастровым номером:54:35:014845:41 имеет один из видов разрешенного использования - объекты придорожного сервиса (4.9.1) - магазины сопутствующей торговли.
Кроме того, согласно представленной выписки из действующих ПЗЗ г.Новосибирска участок с кадастровым номером: 54:35:014845:41 относится к зоне улично-дорожной сети (ИТ-3), в соответствии с которой предусмотрен условно разрешенный вид использования обеспечение дорожного отдыха (4.9.1.2) - магазины сопутствующей торговли. Для данного земельного участка с данным видом разрешенного использования установлен предельный размер земельного участка: минимальный - 0,1 га, максимальный - 100 га.
Решение о резервировании земельного участка, на котором предполагается размещение нестационарного торгового объекта, для государственных или муниципальных нужд, что согласно подпункту 1 пункта 16.6 Порядка могло бы послужить основанием для отказа во включении нестационарного торгового объекта в схему, не принималось.
Таким образом, виды разрешенного использования земельного участка не препятствуют включению в Схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения торгового объекта ООО СК "Регион".
По доводам апелляционной жалобы о том, что комиссией по вопросам демонтажа самовольных нестационарных объектов на территории города Новосибирска 12.08.2020 принято решение N 127 о демонтаже спорного объекта, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Действие раздела 6 Положения о нестационарных объектах на территории города Новосибирска, утвержденного решением Совета депутатов города Новосибирска от 29.04.2015 N 1336, в части осуществления демонтажа в отношении нестационарных торговых объектов приостановлено до 01.01.2025 (в соответствии с Решениями Совета депутатов города Новосибирска от 26.04.2023 N 531 и от 27.03.2024 N 682).
Кроме того, согласно материалам дела, совокупность условий, необходимых для демонтажа нестационарных торговых объектов в рассматриваемом случае отсутствует, поскольку нестационарный торговый объект заявителя был размещен в соответствии с договором аренды земельного участка, последний договор был заключен 29.12.2017 сроком действия по 01.04.2020; ООО СК "Регион" своевременно и в полном объеме оплачивает плату за фактическое пользование земельным участком, на котором расположен нестационарный торговый объект ООО СК "Регион" (представлены в апелляционный суд акт сверки, платежные поручения), мэрия принимает расчеты; в отношении места размещения нестационарного торгового объекта не принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд или решение о благоустройстве территории.
Иные основания для отказа, предусмотренные в пункте 16.6 Порядка, судом также не установлены.
Кроме того, общество испрашивало для включения в Схему размещения НТО конкретный размер земельного участка под размещение одного объекта, между тем мэрия включила в Схему два нестационарных торговых объекта площадью по 150 кв.м. каждый, о которых общество не заявляло, то есть мэрия необоснованно самостоятельно определила количество и площадь нестационарных торговых объекта.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Поскольку суд не может подменять собой специальные органы, уполномоченные на совершение определенных действий, заменять решением суда процедуру, предусмотренную законом, суд первой инстанции правомерно надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя посчитал возложение обязанности на мэрию повторно рассмотреть заявление ООО "Сибирская компания "Регион" от 19.07.2022 N 19/03/1-03/00974.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04 марта 2024 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-27274/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мэрии г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-27274/2023
Истец: ООО СИБИРСКАЯ КОМПАНИЯ "РЕГИОН", ООО СК "Регион"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ИННОВАЦИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА, МЭРИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд