г. Чита |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А58-7471/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2024 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Горбатковой Е.В., Филипповой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2024 года по делу N А58-7471/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали" к Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) о взыскании 286 479,52 рублей,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Грандстрой" (далее - третье лицо, Общество),
при участии в судебном заседании:
от истца - Орлов А.А., представитель по доверенности N А-05 от 24.02.2015,
от ответчика, третьего лица - не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали" (далее-истец, Ассоциация) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Администрации муниципального района "Алданский район" Республики Саха (Якутия) (далее-ответчик, Администрация) о взыскании по договорам поставки тепловой энергии и теплоносителя от 01.01.2022 N 52, от 01.01.2023 N 52 задолженности за декабрь 2022 г. за февраль-май 2023 года в размере 286 479,52 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению апеллянта, истцом был проверен узел учета для ввода в эксплуатацию на новый отопительный период 2022-2023 г. Однако согласно акту проверки N 11 от 19.09.2022 установлено, что предписание не выполнено и на узле учета установлен прибор учета ВКТ-7, который не соответствует действующему законодательству. В дальнейшем неоднократно объяснялось и ответчику, и организациям, обслуживающим теплосчетчики, о причинах непринятия показаний прибора учета.
Как указывает заявитель жалобы, у прибора учета закончилась поверка в 2019 году, и он прошел новую поверку 27.06.2019. Поверка прибора учета включает в себя демонтаж с узлов учета, отправку на поверку в специализированную организацию, его непосредственную поверку, последующую установку обратно в существующий узел учета. Вместе с тем, по истечении трех лет теплосчетчики, не отвечающие требованиям Правил N 1034, не могут использоваться для установки, как в новых, так и в существующих узлах учета.
В этой связи истец считает, что приборы учета, установленные на объектах ответчика после 29.11.2016, исходя из положений пунктов 6, 7 Правил в совокупности не могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, соответственно, основания для принятия показаний данного узла учета отсутствовали.
Администрация направила возражения на апелляционную жалобу, которую просит оставить без удовлетворения.
От ООО "Грандстрой" (третье лицо) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. Пояснил, что с 2023 года ответчик установил приборы учета, соответствующие требованиям Правил N 1034.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако ответчик, третье лицо своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва, возражений на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком был заключен на поставку тепловой энергии и теплоносителя на 2023 г., аналогичный договор был и в 2022 г. N 52, предметом которого является подача теплоснабжающей организацией потребителю, присоединенному к сети теплоснабжающей организации, и потребление потребителем тепловой энергии и теплоносителя на условиях, предусмотренных настоящим Договором.
Пунктом 6.2. договора определено, что порядок оплаты осуществляется в соответствии с п.34 и 34 (1) Постановления Правительства N 808 от 08.08.2012, где плановая общая стоимость потребляемой тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, рассчитывается как произведение определенного договором теплоснабжения договорного объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в месяце, за который осуществляется оплата, и тарифа на тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель. Бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Являясь теплоснабжающей организацией, истец через присоединенную сеть, в период с сентября 2022 года по июнь 2023 года осуществлял поставку коммунальных услуг ответчику на объект, расположенный в жилом доме по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Алдан, ул. 1 квартал, д. 7.
На данном объекте в 2010 году установлен и введен в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, что подтверждается Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 01.05.2010. Узел учета не изменялся, ежегодно проходил периодическую проверку перед началом отопительного сезона в соответствии с действующим законодательством.
Общество с ограниченной ответственностью "ИВТрейд" (Теплоком) письмом от 22.02.2022 N 91-02/2022 на запрос ООО "Ассоциация строителей АЯМ" сообщило, что тепловычислитель BKT-7 модели: ВКТ-7-01, ВКТ-7-02, ВКТ-7-03, ВКТ-7-04, не отвечает отдельным требованиям "Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России N 99/пр от 17.03.2014. В частности, по глубине архивов, отсутствию архива действий пользователя. Поэтому, в соответствии с Правилами учета тепла N1034 от 2013 г., приборы ВКТ-7 не могут использоваться для установки на новых узлах коммерческого учета тепла и теплоносителя или для замены вышедших из строя тепловычислителей на уже действующих узлах. Рекомендовало использовать тепловычислитель ВКТ-9, который соответствует Правилами учета тепла N1034 и Приказу Минстроя России от 17.03.2014 г. N99 пр, способен выполнять расчеты количества тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом на нужды отопления и ГВС.
На основании указанного письма истец 07.07.2022 вручил ответчику предписание от 06.07.2022 N 1024 о проведении мероприятий по подготовке зданий к отопительному периоду 2022-2023 для обеспечения надежной и безаварийной работы тепловых сетей и системы теплоснабжения потребителей, в котором предписал провести соответствующие мероприятия, в числе которых указал о необходимости заменить тепловычислители типа ВКТ-7 на вычислители, соответствующие требованиям нормативных документов.
В соответствии с актом N 11 проверки прибора учета тепловой энергии от 19.09.2022 г. управляющей компании ООО "ГрандСтрой" на доме, расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия) г. Алдан, ул. 1 квартал д. 7, было выявлено, что установленный тепловычислитель ВКТ-7 не советует требованием Постановления правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии. Теплоносителя", в связи с чем прибор учета не введен в эксплуатацию с начала отопительного сезона 2022-2023 г. который начинается с 06.09.2022.
Для оплаты выставлены счета-фактуры от 01.10.2022 N 8889/1 на сумму 31 140,81 руб., от 31.10.2022 N 9217/1 на сумму 66 181,36 руб., от 30.11.2022 N 9620/1 на сумму 99 319 руб., от 31.12.2022 N 10099/1 на сумму 119 711,70 руб., от 31.01.2023 N 864/1 на сумму 126 696,29 руб., от 28.02.2023 N 1741/1 на сумму 105 069,14 руб., от 31.03.2023 N2431/1 на сумму 94 557,19 руб., от 30.04.2023 N 3189/1 на сумму 64 539,58 руб., от 31.05.2023 N3662/1 на сумму 39 647 руб.
Ответчиком произведена оплата в сумме 443 027,56 руб., что подтверждается платежными поручениями от 02.09.2022 N 5373, от 22.11.2022 N 7037, от 22.11.2022 N7038, от 23.11.2022 N 7059, от 23.11.2022 N 7058, от 14.12.2022 N 7767, от 14.12.2022 N7766, от 19.01.2023 N 131, от 15.03.2023 N 1447, от 15.03.2023 N 1446, от 30.06.2023 N4459. Оплаченные суммы рассчитаны ответчиком исходя из показаний приборов учета, ежемесячно направленных истцу.
В связи с выводом из эксплуатации узлов учета, показания приборов учета, предоставленные истцом не принимались, начисление суммы оплаты происходило в соответствии с установленной мощностью, определённой в соответствии с приложениями к заключенным договорам.
В адрес ответчика истцом направлена претензия от 08.08.2023 N 1130 с требованием оплатить 286 479,52 руб. суммы задолженности в срок до 17.08.2023.
Письмом от 17.08.2023 N 01-2161 ответчик указал на отсутствие оснований признавать прибор учета неисправным, о ежегодном принятии узла учета к эксплуатации в соответствии с Правилами N 1034, что вычислители не являются вновь установленными, они были установлены при монтаже и вводе в эксплуатацию приборов учета в предыдущие годы.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованием о взыскании суммы за поставленную тепловую энергию.
Принимая решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310,, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 25.11.2021) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя"), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы, приведенные судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте, суд апелляционной инстанции находит верными, мотивированными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Технические требования к приборам учета тепловой энергий, а также порядок их принятия в эксплуатацию установлены Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, которые начали действовать с 29.11.2013 (далее - Правила N 1034).
Согласно пункту 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
В соответствии с пунктами 68, 73 Правил основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета служит Акт ввода (или периодической проверки готовности) узла учета в эксплуатацию.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что тепловычислитель ВКТ-7 не соответствует пункту 37 Правил N 1034.
В соответствии с пунктом 3.1. договора учет и расчет потребления тепловой энергии производится в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034.
Согласно пункту 14 Правил N 1034 используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с частью 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, требования к приборам учета, включающие особенности учета тепловой энергии, теплоносителя в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых Гкал в час.
Пунктом 6 Правил N 1034 установлено, что узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.
Пунктом 7 Правил N 1034 установлено, что по истечении 3 лет со дня вступления в силу данных Правил теплосчетчики, не отвечающие требованиям данных Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1034 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 17.03.2014 издан приказ N 99/пр, которым утверждена Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 128 Методики N 99/пр к коммерческому учету тепловой энергии в Российской Федерации могут допускаться приборы учета тепловой энергии с емкостью архива теплосчетчика не менее: часового - 60 суток; суточного - 6 месяцев (180 суток), месячного (итоговые значения) - 3 года (36 месяцев) - данная норма является императивной.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Приложениями N 1, N 2 к договорам на поставку тепловой энергии от 01.01.2022 N 52, от 01.01.2023 N 52 поставка тепловой энергии осуществляется, в том числе на объект ответчика, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), город Алдан, 1 квартал, дом 7.
Из материалов дела следует, что прибор учета тепловой энергии и теплоносителя введен в эксплуатацию в 2010 году, в отношении его оформлены акты коммерческого допуска.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции не оспаривал, что срок службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель) не истек.
Срок поверки тепловычислителя ВКТ-7 на момент проверки (19.09.2022) также не истек.
Суд первой инстанции также принял во внимание, что доказательства искажения показаний приборов учета в связи с использованием тепловычислителя ВКТ-7 за период его применения истцом представлены не были.
Суд первой инстанции также указал, что пункт N 128 Методики N 99/пр технические характеристики прибора учета не определяет, в связи с чем пришел к выводу, что до истечения срока службы тепловычислителя, установленных в узлах учета, введенных в эксплуатацию до принятия Правил N 1034, диапазоны памяти которых отвечали требованиям ранее действующим Правилам N Вк-4936, данные приборы могут быть использованы для учета объема потребления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Пунктом 14 Правил N 1034 установлено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
В силу пункта 31 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность прибора учета; в) нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя. Основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации служит акт ввода в эксплуатацию узла учета с даты его подписания (пункт 68 Правил N 1034).
По смыслу пункта 1 статьи 13 Закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчете за поставленный коммунальный ресурс, пока не доказано иное.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что в отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении работы узла учета, ранее допущенного в эксплуатацию при его установке в предусмотренном законодательством порядке, а также доказательств, подтверждающих случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя, приоритет должен быть отдан расчету по прибору учета.
Исходя из положений части 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, пункта 3 статьи 13 Закона о теплоснабжении, пункта 31 Правил N 1034, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истец неправомерно выставил ответчику объем потребленной тепловой энергии по расчетной величине, в то время как следовало производить расчет объема потребленной тепловой энергии по показаниям прибора учета, в соответствии с пунктом 3.2. договора.
Поскольку судом установлен факт необоснованного завышения истцом выставленного к оплате ответчику объема тепловой энергии, требования истца о взыскании спорной суммы задолженности являются необоснованными и не подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, фактически доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2024 года по делу N А58-7471/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-7471/2023
Истец: ООО "Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Алданский район" Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ООО "ГрандСтрой"