г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А56-88776/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Сизовым А.К.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Шарков А.В., по доверенности от 01.01.2024;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10830/2024) Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2024 по делу N А56-88776/2023 (судья Домрачева Е.Н.), принятое
по иску Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к обществу с ограниченной ответственностью "ВОЗОВОЗ"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Южное Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВОЗОВОЗ" (далее - ООО "ВОЗОВОЗ", ответчик) о взыскании 10 811,36 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением суда первой инстанции от 19.02.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить, считая, что плата не взимается только в том случае. Если используются объекты НВОС исключительно IV категории; но если есть еще и объекты других категорий, то платить нужно за все объекты, включая объекты IV категории.
Податель жалобы указывает, что Общество на учете не стоит, соответственно не представляется возможным определить, осуществляется ли им деятельность на объектах исключительно IV категории. Считает. что поскольку Общество не исполнило обязанность по внесению платы за НВОС в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований статьи 16.4 Закона об окружающей среде.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
Истец представил возражения на отзыв на апелляционную жалобу.
Истец извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика просил в удовлетворении жалобы отказать, по мотивам, изложенным в представленном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно Положению о Южном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 10.01.2022 N 8, Управление осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 (ред. от 24.01.2020) "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" ставка платы при размещении отходов IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов) в 2018 году составляет 663,2 рубля за 1 тонну размещенного отхода.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год применяются ставки 2018 года с дополнительным коэффициентом 1,19.
В рамках реализации своих полномочий в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязанность, по внесению которой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды возложена на лицо, обязанное вносить плату Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора у АО "Мусороуборочная компания" был истребован перечень контрагентов, с которыми были заключены договора на вывоз отходов, не отнесенных к группе Твердых коммунальных отходов, с указанием наименования хозяйствующего субъекта, ИНН, а так же информацию о количестве принятых вышеуказанных отходов от юридических лиц за 2022 г. в тоннах с указанием наименования принимаемых отходов и класса опасности для окружающей среды.
Согласно представленной АО "Мусороуборочная компания" информации, ООО "ВОЗОВОЗ" были переданы для дальнейшего размещения на объект размещения отходов, эксплуатируемый АО "Мусороуборочная компания" следующие отходы, не отнесенные к группе Твердых коммунальных отходов:
- мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код ФККО 73322001724,4 класс опасности) в количестве 13,699 тонн, что подтверждается письмом АО "Мусороуборочная компания" от 24.05.2023 N 03-09/7309/АА.
Однако согласно имеющейся в Управлении информации ООО "ВОЗОВОЗ" не была внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, при этом отсутствуют сведения о том, что Общество, в 2022 году осуществлял свою деятельность исключительно на объектах, которые отнесены к 4 категории.
Ссылаясь, что Общество не исполнило обязанность по внесению платы за НВОС в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением требований статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Управлением в адрес Общества было направлено требование от 12.07.2023 N 03-19 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, которое было получено Обществом 25.07.2023, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80093886930024.
В соответствии с требованием Общество обязано было в течение одного месяца оплатить исчисленную задолженность и в письменном виде сообщить в Управление с указанием реквизитов платежного документа.
Поскольку Общество требование оставило без удовлетворения. Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, посчитав исковые требования необоснованные по праву.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно части 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Пунктом 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с этим Законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Законом N 7-ФЗ и настоящим Федеральным законом.
В пунктах 4 и 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ воспроизведены положения абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ о плательщиках НВОС при размещении отходов.
При этом статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами признается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что при хранении, захоронении отходов производства и потребления (размещении отходов) обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) лежит на лицах, в результате деятельности которых данные отходы образовались, при этом данные лица должны быть внесены в реестр плательщиков данной платы.
Для возложения на лицо обязанности по оплате НВОС необходимо установление факта проведения работ в результате, которых причинен вред окружающей среде, а также наличие причинно-следственной связи между действиями этого лица и наступившими неблагоприятными последствиями.
Истец, заявляющий требование о взыскании НВОС, обязан в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказать факт проведения работ лицом к которому заявлены требования об уплате НВОС, наличие причинно-следственной связи между действиями и наступившими неблагоприятными последствиями, которые влекут уплату НВОС.
Согласно паспортам отходов и протоколам количественного химического анализа отходов N 5910/1-23-О и N 5910/2-23-О, а также акту отбора проб отходов N 5910-О от 13.09.2023, у ответчика образуются отходы 4 класса опасности, среди которых бумага, картон, древесина, полимерные металлы, текстиль, пищевые отходы, стекло, отсев.
То есть по смыслу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ отходы, образующиеся у ответчика, являются твердым коммунальным отходам.
Таким образом, ответчик не должен уплачивать сбор за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку отходы, образующиеся в результате его деятельности, относятся к ТКО, вывоз которого осуществляет специализированная организация.
Согласно статье 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на I, II, III и IV категории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 (далее - Критерии).
Пунктом 7 Критериев установлено, что объекту НВОС присваивается IV категория при наличии одновременно следующих критериев:
1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 Критериев);
2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Объекты НВОС, не имеющие источников выбросов в атмосферный воздух, осуществляющих сбросы в централизованные системы водоотведения в результате использования вод для бытовых нужд, соответствуют критериям, определенным в пункте 7 Критериев (Письмо Минприроды России от 19.03.2021 N 25-50/3390-ОГ "О рассмотрении обращения по вопросам, связанным с постановкой объектов НВОС на государственный учет").
Судом установлено, что в деятельности ответчика в г. Краснодаре не имеется объектов НВОС, имеющие источников выбросов в атмосферный воздух, осуществляющих сбросы в централизованные системы водоотведения за исключением в результате использования вод для бытовых нужд, в связи с чем объекты, на которых ответчик осуществляет свою деятельность, не относятся к объектам I, II, III категорий.
Таким образом в силу пункта 1 статьи 16.1 Закон N 7-ФЗ у ответчика не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие и по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Доказательств и сведений о том, что ответчик в г. Краснодаре осуществляет деятельность на объектах НВОС, отнесенным к объектам I, II, III категорий, на территории объекта ответчик выполняет какие-либо работы, в результате которых оказывается незначительное негативное воздействие на окружающую среду, истцом в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что в г. Краснодаре ответчик осуществляет свою деятельность на складе по адресу: 350087, Краснодар ул. Бульварная, 2/2, склад К3, который был передан ответчику в аренду на основании договора аренды нежилого помещения от 28.04.2020, заключенного с ООО "ТСС-АРЕНДА".
В соответствии с пунктом 1.5 договора аренды арендуемое помещение предоставляется арендатору исключительно для видов деятельности, предусмотренных его уставом, в частности для складирования и обработки грузов и ТМЦ.
На складе ответчик осуществляет деятельность по хранению грузов, их обработку (прием-выдачу).
При осуществлении деятельности на складе, сброс сточных вод в водные объекты не осуществляется, сброса загрязняющих веществ в окружающую среду также не имеется.
Таким образом, спорный объект НВОС, на котором осуществляет свою деятельность ответчик в г. Краснодаре, не относятся к объектам I, II, III категорий.
Ссылка истца на судебную практику по делу N А56-91947/2020 является несостоятельной, поскольку в указанном деле ответчик не оспаривал осуществление своей деятельности на объектах I, II, III категорий.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований, как недоказанных по праву.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2024 по делу N А56-88776/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88776/2023
Истец: ЮЖНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "ВОЗОВОЗ"