г. Москва |
|
28 мая 2024 г. |
Дело N А40-220043/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2024 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей Б.В. Стешана, В.В. Валюшкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.О. Солодовниковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Новая вагоноремонтная компания" на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2024 по делу N А40-220043/23, по иску акционерного общества "Уголь-Транс" (ОГРН: 1185029007470, ИНН: 5047210316) к обществу с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" (ОГРН: 1087746722293, ИНН: 7705845722),
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Каменский Н.М. по доверенности от 22.01.2024,
от ответчика - Мольков А.В. по доверенности от 10.04.2024,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Уголь-Транс" (ОГРН: 1185029007470, Дата присвоения ОГРН: 13.04.2018, ИНН: 5047210316) (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" (ОГРН: 1087746722293, Дата присвоения ОГРН: 06.06.2008, ИНН: 7705845722) (далее - Ответчик), о взыскании убытков в размере 1 404 142,54 руб., а также госпошлины в размере 27 041 руб.
Решением суда от 19.02.2024 исковые требования акционерного общества "Угольтранс" удовлетворены.
С общества с ограниченной ответственностью "Новая вагоноремонтная компания" в пользу акционерного общества "Уголь-Транс" взыскана сумма убытков в размере 1 404 142,54 руб., а также сумму госпошлины в размере 27 041 руб.
ООО "Новая вагоноремонтная компания", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что истцом произведен расчет убытков путем предъявления стоимости КП из РДВ без вычета годных остатков.
Таким образом, расчет, произведенный истцом привел к обогащению потерпевшего за счет причинителя вреда.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, между АО "Уголь-Транс" (заказчик, истец) и ООО "НВК" (подрядчик, ответчик) заключены договоры на ремонт грузовых вагонов от 01.07.2019 г. N 77-ДП/НВК/рем и от 01.07.2021 г. N 299-НВК-Д, в соответствии с которыми истец поручал и оплачивал, а ответчик принимал на себя обязательства производить текущий, деповской и капитальный ремонты железнодорожных грузовых вагонов, принадлежащих истцу, в соответствии с требованиями руководящих документов по текущему, деповскому и капитальному ремонту вагонов, а также по ремонту запасных частей истца.
В мае 2022 года Ответчик выполнил плановый ремонт вагона N 62337928, в ходе которого осуществил текущий ремонт колесной пары N 0005-195741-2014, что подтверждается информацией из акта-рекламации от 03.05.2023 N 180.
В период действия гарантийного срока 25.04.2023 на станции Прокопьевск Западно-Сибирской ж.д. при проведении планового ремонта вагона N 62337928 была обнаружена технологическая неисправность колесной пары N 0005-195741-2014 "диагностирование колесных пар" (код 100), что подтверждается представленным в материалы дела актом-рекламацией от 03.05.2023 N 180, в заключении которого указано следующее: при восстановлении профиля поверхности катания колеса колесной пары N 0005-195741-2014 консольной части центра пинали колёсотокарного станка, поврежден номер оси.
Согласно "Руководящему документу по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм)" РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 пункт 28.2.1 ось не подлежит дальнейшему ремонту и эксплуатации".
Предприятием, нарушившим требования к качеству ремонта вагона, признан Ответчик, производивший последний текущий ремонт спорной колесной пары.
Факт повреждения оси колесной пары с толщиной обода 40/40 подтверждается представленным в материалы дела фотоматериалом и актом замены и установки узлов и деталей грузового вагона, поступившего в ремонт.
В соответствии с актом выбраковки узлов и деталей грузового вагона от 25.04.2023 колесная пара N 0005-195741-2014 признана неремонтопригодной и исключена из эксплуатации на основании п. 28.2 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 (Руководящий документ). Согласно акту замены и установки узлов и деталей от 25.04.2023 толщина обода колесной пары N 0005-195741-2014 на момент снятия с вагона составляла 40 мм.
Согласно п. 28.2 Руководящего документа колесные пары исключают при наличии дефектов и износов оси, не допускающих ее дальнейшую эксплуатацию и ремонт, по указаниям железнодорожных администраций или владельцев инфраструктуры, а также колесные пары с осями РУ-1 и не подлежащими ремонту колесами и в случаях наличия в колесных парах осей с отсутствующими или неясными знаками и клеймами завода-производителя.
Ответчик, допустивший повреждение колесной пары, не имел права осуществлять подкатку под вагон Истца колесной пары с повреждением оси, однако в нарушение п.п. 22.1 и 28.2 Руководящего документа не осуществил браковку колесной пары, допустив ее установку на вагон.
Таким образом, в связи с некачественно произведенным Ответчиком ремонтом Истец понес убытки в виде стоимости некачественно отремонтированной Ответчиком колесной пары.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Истец в материалы дела представил письмо АО "ТСЗ "Титран-Экспресс" от 07.07.2023 N ТЭ-102-3077, в котором указана стоимость запасных частей, аналогичных колесной паре, забракованной в связи с проведением Ответчиком ее некачественного текущего ремонта.
Так, стоимость колесной пары, аналогичной забракованной колесной паре N 0005-195741-2014, которую Истец вынужден будет приобрести для восстановления своего нарушенного права, составляет 235 194,98 руб.
В соответствии с актом браковки деталей от 25.04.2023 колесная параN 0005-195741-2014 признана неремонтопригодной.
Ни договорами на ремонт грузовых вагонов от 01.07.2019 N 77-ДП/НВК/рем и от 01.07.2021 N 299-НВК-Д (Договоры), заключенными между Истцом и Ответчиком, ни законом не предусмотрена обязанность Истца по возврату Ответчику колесной пары, признанной неремонтопригодной в связи с проведением Ответчиком ее некачественного ремонта.
В мае 2022 года Ответчик выполнил ремонт колесной пары N 0005-195741-2014, принадлежащей Истцу, за что получил соответствующее вознаграждение.
В дальнейшем по причине некачественно выполненного Ответчиком ремонта у Истца возникли убытки в виде стоимости колесной пары, которую Истец вынужден будет приобрести взамен колесной пары N 0005-195741-2014.
Учитывая вышеизложенное, на данный момент Истец понес расходы на некачественно проведенный Ответчиком ремонт вагона, а также убытки в виде стоимости колесной пары, что было установлено судом первой инстанции, в связи с чем, требования Истца были правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Ответчик заявляет, что Истцом в сумму исковых требований неправомерно включена стоимость годных остатков колесных пар.
Данный довод Ответчика является несостоятельным.
В соответствии с п. 14.4 плана расследования к акту-рекламации от 15.11.2022 N 1003 по вагону N 60576154 Ответчик в мае 2020 года выполнил последнее полное освидетельствование (средний ремонт) колесной пары N 0029-244239-1984.
Согласно акту-рекламации на спорной колесной паре произошла неисправность ("нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам" (код 150, технологическая).
В соответствии с актом выбраковки колесных пар от 16.11.2022, составленным АО "ВРК-2", колесная пара N 0029-244239-1984 признана неремонтопригодной и не подлежащей дальнейшей эксплуатации по причине износа шейки оси из-за проворота внутреннего кольца.
В соответствии с п.п. 5.1 и 6.1 Договоров гарантийный срок на обязательные виды работ, подлежащие выполнению в соответствующем плановом ремонте, а также на фактически выполненные работы, в том числе отражённые в расчетно-дефектной ведомости по деповскому, капитальному и текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта вагона.
Согласно п.п. 5.3 и 6.7 Договоров гарантийный срок эксплуатации колесных пар устанавливается в соответствии с п. 32 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017.
В соответствии с п. 14.4 плана расследования к акту-рекламации от 01.03.2023 N 84/01 по вагону N 661645156 Ответчик в феврале 2022 года произвел последнее полное освидетельствование (средний ремонт) колесной пары N 0005-342017-2013.
Согласно акту-рекламации от 01.03.2023 N 84/01 на колесной паре произошла неисправность "нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по показанию средств автоматизированного контроля" (код 157, технологическая).
В соответствии с актом браковки колесных пар от 07.02.2023 колесная пара N 0005-342017-2013 признана неремонтопригодной и не подлежащей дальнейшей эксплуатации по причине износа шейки оси из-за проворота внутреннего кольца.
Таким образом, в связи с некачественно произведенным Ответчиком ремонтом Истец понес убытки в виде стоимости некачественно отремонтированных ответчиком колесных пар N N 0029-244239-1984 и 0005-342017-2013, признанных в дальнейшем неремонтопригодными.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 393 ГК РФ возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Истец в материалы дела представил письма ООО "ТрансРесурс" от 06.12.2022 06/12/1 и АО "ТСЗ "Титран-Экспресс" от 07.07.2023 N ТЭ-102-3077, в которых указана стоимость запасных частей, аналогичных колесным парам, забракованным в связи с проведением Ответчиком их некачественного среднего ремонта.
Так, стоимость колесной пары, аналогичной забракованной колесной паре N 0029-244239-1984, которую Истец вынужден будет приобрести для восстановления своего нарушенного права, составляет 202 700,00 руб., стоимость колесной пары, аналогичной забракованной колесной паре N 0005-342017-2013 составляет 359 432,00 руб.
Таким образом, с учетом того, что факты проведения Ответчиком некачественных ремонтов спорных колесных пар, повлекших их забраковку и дальнейшее признание неремонтопригодными, подтверждены представленными Истцом в материалы дела доказательствами, требование Истца о возмещении убытков, которые Истец вынужден будет понести в связи с приобретением аналогичных колесных пар, является обоснованными и законным.
Также, Ответчик, заявляя о необходимости возврата неисправных колесных пар или исключения стоимости годных остатков, не учитывает то, что при выполнении ремонта вагонов Истца Ответчик установил колесные пары на спорные вагоны, получив, при этом, денежные средства.
Таким образом, в случае возврата неисправных колесных пар Ответчику именно на стороне Ответчика возникнет неосновательное обогащение, т.к. Ответчик получил денежные средства за поставленную при ремонте вагона деталь ненадлежащего качества, а также получит неосновательное обогащение в виде стоимости неисправной колесной пары.
Ответчиком в нарушение положений ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено документов, подтверждающих произведенный Ответчиком расчет стоимости колесных пар, а также годных остатков, которые подлежали или подлежат исключению из суммы исковых требований.
Так, в суде первой инстанции в отзыве на исковое заявление Ответчик утверждал, что стоимость цельнокатаных колес в соответствии с заключением института проблем естественных монополий составляет 82 тыс. руб., при этом в апелляционной жалобе Ответчик просит суд отменить решение в части взыскания 235 194,98 руб. по колесной паре N 0005-195741-2014, 202 700,00 руб. по колесной паре N 0029-244239-1984 и 359 432,00 руб. по колесной паре N 0005-342017-2013 (что в сумме составляет 797 317,98 руб.).
Таким образом, Ответчик просит суд апелляционной инстанции не снизить сумму удовлетворенных требований на стоимость годных остатков и металлолома, а фактически отказать в удовлетворении требований Истца о взыскании убытков, составляющих стоимость новых колесных пар, которые Истец будет вынужден приобрести взамен утраченных.
Ссылка Ответчика на определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2021 N 309-ЭС21-7026 по делу N А47-497/2020 является несостоятельной в связи с тем, что в рамках указанного Ответчиком спора судами рассматривались правоотношения сторон, касающиеся повреждения вагонов.
В рамках настоящего спора рассматриваются правоотношения сторон, проистекающие из договора подряда. Ответчик за выполненные работы по ремонту колесных пар, впоследствии признанными неремонтопригодными, получил от Истца денежные средства.
Так, к примеру, в соответствии с расчетно-дефектной ведомостью от 28.02.2022 за ремонт колесной пары N 0005-342017-2013 Ответчик получил от Истца денежные средства в размере 245 000,00 руб.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2024 по делу N А40-220043/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
Б.В. Стешан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-220043/2023
Истец: АО "УГОЛЬ-ТРАНС"
Ответчик: ООО "НОВАЯ ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ"