г. Владивосток |
|
29 мая 2024 г. |
Дело N А59-2898/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2024 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей С.М. Синицыной, Е.А. Грызыхиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Рябко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны РФ апелляционное производство N 05АП-6716/2023,
на решение от 29.09.2023 судьи И.Н. Веретенникова
по делу N А59-2898/2023 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Плотникову Алексею Анатольевичу (ИНН 650102330729)
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области
о взыскании в порядке привлечения к субсидиарной ответственности,
при участии - извещенные надлежащим образом стороны явку представителей не обеспечили
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - истец, ФГБУ "ЦЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Плотникову Алексею Анатольевичу (далее - ответчик, Плотников А.А.) с требованием о взыскании 6 361 рубля 34 копейки в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 29.09.2023 в удовлетворении искового требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29.09.2023 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что ответчик был обязан предпринимать меры по погашению задолженности в период существования ООО "Рабочий-3", не допустить исключения общества из ЕГРЮЛ при наличии неисполненных обязательств, отметил сложившийся в судебной практике подход по распределению бремени доказывания в рассматриваемой категории споров.
Рассмотрение апелляционной жалобы неоднократно откладывалось для установления обстоятельств извещения Плотникова А.А. о времени и месте рассмотрения дела, актуализации сведений о месте жительства ответчика, в связи с чем апелляционным судом были направлены запросы в органы миграционной службы.
Установив, что почтовые извещения о рассмотрении настоящего дела направлялись судом первой инстанции по ненадлежащим адресам, апелляционный суд определением от 23.04.2024 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Плотников А.А. извещался апелляционным судом по последнему известному адресу места жительства (Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская, д. 285, кв. 22) а также последнему месту пребывания (Сахалинская область, Холмский район, г. Холмск, ул. Победы, д. 2, кв. 24), сведений об иных адресах в материалах дела не имеется, судом приняты все разумные меры для установления места жительства ответчика. Почтовая корреспонденция возвращена суду в связи с истечением срока хранения, в связи с чем ответчик признается извещенным надлежащим образом в соответствии с частью 5 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Согласно материалов дела, ООО "Рабочий 3" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.06.2006. Единственным участником общества и его директором являлся Плотников А.А.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 26.05.2021 по делу N А59-964/2021 с ООО "Рабочий-3" в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" взыскан основной долг в размере 5 947 рубль 21 копейка, неустойка в размере 414 рублей 13 копеек.
Не исполнив указанное решение суда, ООО "Рабочий-3" 13.05.2022 прекратило деятельность на основании решения регистрирующего органа, ввиду непредставления юридическим лицом отчетности в течение 12 месяцев.
Ссылаясь на утрату возможности взыскания денежных средств с ООО "Рабочий-3", истец обратился в суд с рассматриваемым иском о привлечении единственного учредителя общества к субсидиарной ответственности в размере неисполненного обществом денежного обязательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, установил наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Порядок и основания привлечения участников, единоличного исполнительного органа общества к субсидиарной ответственности по обязательствам общества установлены законом.
Так, согласно пункту 3.1 статьи 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства.
Если неисполнение обязательств общества обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ (руководители или участники общества), действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.
Ответственность контролирующих лиц, руководителя должника является гражданско-правовой, в связи с чем их привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника осуществляется по правилам статьи 15 ГК РФ.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Следовательно, для привлечения виновного лица к гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими последствиями, вину причинителя вреда.
Оценивая наличие в поведении ответчика оснований для его привлечения к субсидиарной ответственности по долгам контролируемого им ООО "Рабочий-3", апелляционный суд принимает во внимание следующее.
В силу положений пункта 1 статьи 48, пунктов 1 и 2 статьи 56, пункта 1 статьи 87 ГК РФ законодательство о юридических лицах построено на основе принципов отделения их активов от активов участников, имущественной обособленности, ограниченной ответственности и самостоятельной правосубъектности.
В то же время правовая форма юридического лца (корпорации) не должна использоваться его участниками (учредителями) и иными контролирующими лицами для причинения вреда независимым участникам оборота (пункт 1 статьи 10, статья 1064 ГК РФ, пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", далее - постановление N 53).
Соответственно, в исключительных случаях участники корпорации и иные контролирующие лица (пункты 1 - 3 статьи 53.1 ГК РФ, статья 61.10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - Закон о банкротстве) могут быть привлечены к имущественной ответственности перед кредиторами данного юридического лица, в том числе при предъявлении соответствующего иска вне рамок дела о банкротстве, если неспособность удовлетворить требования кредитора спровоцирована реализацией воли контролирующих лиц, поведение которых не отвечало критериям добросовестности и разумности и не связано с рыночными или иными объективными факторами, деловым риском, присущим ведению предпринимательской деятельности.
При этом исключение юридического лица из реестра как недействующего в связи с тем, что оно в течение длительного периода времени не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (пункт 1 статьи 64.2 ГК РФ), не препятствует привлечению контролирующего лица к ответственности за вред, причиненный кредиторам, хотя и не является прямым основанием наступления указанной ответственности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.12.2022 N 305-ЭС22-14865, от 03.01.2023 N 305-ЭС21-18249(2,3), от 30.01.2023 N 307-ЭС22-18671 и др.).
Процесс доказывания того, что погашение требований кредиторов стало невозможным в результате действий контролирующих лиц, упрощен законодателем для истцов посредством введения соответствующих опровержимых презумпций (пункт 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве), при подтверждении которых предполагается наличие вины ответчика в том, что имущества должника недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.
В силу презумпции, закрепленной в подпункте 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве, предполагается, что отсутствие к моменту введения первой процедуры банкротства документов, хранение которых являлось обязательным в соответствии с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью (их сокрытие, непредставление арбитражному управляющему, утвержденному в деле о банкротстве), связано с тем, что контролирующее должника лицо привело его своими противоправными деяниями в состояние невозможности полного погашения требований кредиторов должника, причинило тем самым им вред и во избежание собственной ответственности скрывает следы содеянного. Как следствие, это лицо должно отвечать перед кредиторами должника (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 25.03.2024 N 303-ЭС23-26138, от 30.01.2020 N 305-ЭС18-14622(4,5,6)).
Таким образом, кредиторам, требующим привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица, не раскрывающего документы хозяйственного общества, необходимо и достаточно доказать состав признаков, входящих в соответствующую презумпцию, в частности: наличие и размер непогашенных требований к должнику; статус контролирующего должника лица; его обязанность по хранению документов хозяйственного общества; отсутствие (искажение) этих документов.
Презумпция носит опровержимый характер и иное может быть доказано лицом, привлекаемым к субсидиарной ответственности. Это лицо должно обосновать, почему доказательства кредиторов не могут быть приняты в подтверждение их доводов, раскрыв свои документы и представив объяснения относительно того, как на самом деле осуществлялась хозяйственная деятельность и чем вызвана несостоятельность должника, каковы причины непредставления документов и насколько они уважительны и т.п. (пункт 10 статьи 61.11, пункт 4 статьи 61.16 Закона о банкротстве, пункт 56 постановления Пленума N 53).
Предусмотренная подпунктом 2 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве презумпция применима также в ситуации, когда иск о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности подается кредитором вне рамок дела о банкротстве - в случае исключения юридического лица из реестра как недействующего ("брошенный бизнес"). Иное создавало бы неравенство в правах кредиторов в зависимости от поведения контролирующих лиц и приводило бы к получению необоснованного преимущества такими лицами только в силу того, что они избежали процедуры банкротства контролируемых лиц.
Во всяком случае, при рассмотрении исков о привлечении к субсидиарной ответственности бремя доказывания должно распределяться судом (часть 3 статьи 9, часть 2 статьи 65 АПК РФ) с учетом необходимости выравнивания возможностей по доказыванию юридически значимых обстоятельств дела, имея в виду, что кредитор, как правило, не имеет доступа к информации о хозяйственной деятельности должника, а контролирующие должника лица, напротив, обладают таким доступом и фактически могут его ограничить по своему усмотрению.
Суд вправе исходить из предположения о том, что виновные действия (бездействие) контролирующих лиц привели к невозможности исполнения обязательств перед кредитором, если установит недобросовестность поведения контролирующих лиц в процессе, например, при отказе или уклонении контролирующих лиц от представления суду характеризующих хозяйственную деятельность должника доказательств, от дачи пояснений либо их явной неполноте, и если иное не будет следовать из обстоятельств дела (постановление Конституционного Суда РФ от 07.02.2023 N 6-П).
Данный подход сформирован Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 26.04.2024 N 305-ЭС23-29091 по делу N А40-165246/2022.
Применительно к рассматриваемому случаю апелляционной коллегией установлено, что ООО "Рабочий-3", исключенное регистрирующим органом из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений о юридическом лице, имело непогашенную задолженность перед истцом в размере исковых требований, которая носила бесспорный характер, поскольку подтверждена судебным актом.
Несмотря на это Плотников А.А. не принял никаких мер для погашения задолженности и способствовал исключению ООО "Рабочий-3" из ЕГРЮЛ как недействующего лица. Основанием для исключения послужили отсутствие движения денежных средств по счетам, непредставление обществом в течение 12 месяцев документов отчетности.
Плотников А.А., его представители ни в одном судебном заседании не участвовали, возражения по иску не подавали.
Такое поведение ответчика, обязанного действовать в интересах контролируемого юридического лица и кредиторов, в том числе формировать и сохранять информацию о хозяйственной деятельности должника, раскрывать ее при предъявлении в суд требований о возмещении вреда, причиненного доведением должника до объективного банкротства, давать пояснения относительно причин неисполнения обязательств перед кредитором и прекращения обществом хозяйственной деятельности, является недобросовестным процессуальным поведением, препятствующим осуществлению права кредитора на судебную защиту.
Таким образом, в бездействии ответчика установлена совокупность всех обстоятельств, являющихся основанием для привлечения к субсидиарной ответственности по долгам ООО "Рабочий-3".
В силу изложенного исковые требования признаются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Обжалуемое решение подлежит отмене на основании части 3, пункта 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Судебные расходы истца по оплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика в соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 29.09.2023 по делу N А59-2898/2023 отменить.
Взыскать с Плотникова Алексея Анатольевича в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации 6 361 рубль 34 копейки в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.
Взыскать с Плотникова Алексея Анатольевича в доход федерального бюджета 9 000 рублей госпошлины по иску, апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
С.М. Синицына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2898/2023
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Плотников Алексе Анатольевич, Плотников Алексей Анатольевич
Третье лицо: ОМВД России по Холмскому городскому округу, Управление по вопросам миграции УМВД России по Сахалинской области, УФНС России по Сах.обл., Управление Федеральной налоговой службы России по Сахалинской обл.