г. Москва |
|
30 мая 2024 г. |
Дело N А40-151337/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.05.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.05.2024.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.Ц. Бальжинимаевой,
судей А.А. Комарова, Ю.Л. Головачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Кирилловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области на определение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 об отказе в удовлетворении ходатайства Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о принятии обеспечительных мер, вынесенное в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Андряна Э.А.,
при участии представителей: согласно протоколу судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.01.2023 в отношении Андряна Э.А. введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утвержден Шулаиа М.О.
В Арбитражный суд г. Москвы 05.02.2024 поступило заявление Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 99 049 835,18 руб.
В Арбитражный суд г. Москвы 26.02.2024 поступило ходатайство Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о принятии обеспечительных мер.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 было отказано в удовлетворении ходатайства Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о принятии обеспечительных мер.
Не согласившись с принятым определением, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе апеллянт, повторяя доводы ходатайства, указывает на то, что вопрос о включении требований Министерства в реестр должника будет рассматриваться судом уже после проведения торгов, в связи с чем, имеется риск распределения вырученных от реализации денежных средств между включенными в реестр требований кредиторов, игнорируя Министерство.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют с высокой долей вероятности полагать, что имеется риск распределения вырученных от реализации на публичных торгах денежных средств между включенными в реестр требований кредиторов, минуя Министерство.
Представитель апеллянта поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представитель должника возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения определения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В Арбитражный суд города Москвы 26.02.2024 поступило ходатайство Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области о принятии обеспечительных мер в виде приостановления проведения торгов по реализации недвижимого имущества с следующими кадастровыми номерами: 77:06:0006005:16997 (начальная цена продажи - 20 454 000 руб.), 77:01:0006023:6140 (начальная цена продажи - 11 624 000 руб.), 50:21:0120114:525, 77:06:0004001:8889 (начальная цена продажи - 2 002 000 руб.), назначенных на 07.03.2024 в 12.00; запрета арбитражному управляющему Шулаиа Малхази Одикиевичу (ИНН 773118784126) распределять денежные средства из конкурсной массы должника Андряна Э.А. до рассмотрения заявления о включении требований Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в реестр требований кредиторов.
Основанием для принятия обеспечительных мер по делу о банкротстве, по мнению заявителя, является риск распределения вырученных от реализации на публичных торгах денежных средств между включенными в реестр требований кредиторов.
Отказывая в удовлетворении указанного заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено надлежащих доказательств в подтверждение своих доводов о необходимости принятия испрашиваемых обеспечительных мер, поскольку приведенные заявителем доводы не являются доказательствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и свидетельствующими о том, что имеется реальная угроза, того, что непринятие данных обеспечительных мер, может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами Арбитражного суда города Москвы.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона о банкротстве арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять обеспечительные меры в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 - 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Перечень оснований, приведенных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обязан обосновать необходимость принятия обеспечительных мер.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" рассматривая заявление о принятии обеспечительных мер, суд устанавливает наличие оснований для принятия обеспечительных мер, определяет, насколько конкретная мера, о принятии которой просит заявитель, связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей принятия обеспечительных мер (часть 3 статьи 140 ГПК РФ, часть 2 статьи 91 АПК РФ, части 1, 4 статьи 85 КАС РФ).
Суд принимает обеспечительные меры при установлении хотя бы одного из оснований для их принятия (часть 1 статьи 139 ГПК РФ, часть 2 статьи 90 АПК РФ, часть 1 статьи 85 КАС РФ).
В связи с этим при оценке доводов заявителя судам следует, в частности, иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о принятии обеспечительных мер;
- связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
В целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
При этом в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты" отмечено, что для принятия обеспечительных мер заявителю достаточно обосновать наличие возможности наступления последствий, предусмотренных частью 2 статьи 139 ГПК РФ, частью 2 статьи 90 АПК РФ, частью 1 статьи 85 КАС РФ.
Из разъяснений, данных в пункте 16 данного постановления следует, что если в обоснование заявления о принятии обеспечительных мер лицо ссылается на то, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда (часть 2 статьи 139 ГПК РФ, часть 2 статьи 90 АПК РФ, часть 1 статьи 85 КАС РФ), основанием для принятия обеспечительных мер может служить наличие реальной или потенциальной угрозы неисполнения решения суда, затруднения его исполнения в будущем.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд с заявлением об обеспечительных мерах заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требований конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы.
По смыслу положений статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Как разъяснено в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не представлены доказательств, свидетельствующих, что непринятие обеспечительных мер, в данном случае, может причинить значительный ущерб должнику и кредиторам не представлено, равно как, и не представлено доказательств того, что не принятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем не представлены доказательства необходимости принятия истребуемых обеспечительных мер, в частности не доказан факт невозможности или затруднительности исполнения судебного акта в случае непринятия испрашиваемых обеспечительных мер.
Как следует из материалов дела, 29.01.2024 финансовым управляющим было опубликовано сообщение о проведении торгов в отношении спорного имущества (13530882).
Как следует из картотеки арбитражных дел, определением Арбитражного суда города Москвы от 13.02.2024 было принято к производству требование Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, судебное заседание назначено на 04.04.2024.
Сам по себе факт подачи требования и его рассмотрение не свидетельствует о наличии оснований для принятия обеспечительных мер в отношении имущества указанного лица.
Доказательств, свидетельствующих, что непринятие обеспечительных мер, в данном случае, может причинить значительный ущерб должнику и кредиторам не представлено, равно как, и не представлено доказательств того, что не принятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.
При рассмотрении ходатайства лица, участвующего в деле, о принятии обеспечительных мер, суд не высказывается об обоснованности требований и возражений, заявленных им по делу, и не разрешает спор по существу.
Более того, как следует из сообщения N 14170625 о результатах проведения торгов, опубликованного в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, 16.04.2024 по результатам проведения торгов спорного имущества был заключен договор купли-продажи.
Также как следует из картотеки арбитражных дел, определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2024 было признано требования Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области в размере 99 049 835 рублей 18 копеек обоснованным и подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос об отмене определения суда первой инстанции, исходя из содержания первоначально заявленного ходатайства и уже проведенных торгов и рассмотренного требования, не может привести к восстановлению (изменению) прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность определения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции оспариваемого определения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, с учетом правильного применения норм материального и процессуального права.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятого по делу судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2024 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.Ц. Бальжинимаева |
Судьи |
А.А. Комаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151337/2022
Должник: Андрян Эдуард Артурович
Кредитор: ИП Андрян Карен Артурович, ИП Мурадян Артур Кимикович, ИП Мурадян Гайк Кимикович, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Андрян Асия Григорьевна, ООО "БЮРО НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТИЗ", Шулаиа Малхази Одикиевич
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-88/2025
23.04.2025 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22974/2024
11.04.2025 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-90/2025
12.12.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-73090/2024
06.11.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62009/2024
28.10.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22974/2024
11.07.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31057/2024
30.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23348/2024
18.01.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-151337/2022