28 мая 2024 г. |
Дело N А72-16536/2023 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сафаевой Н.Р., судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой С.С.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16.05.2024 апелляционную жалобу Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на решение арбитражного суда Ульяновской области от 25.03.2024 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о взыскании задолженности и процентов,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - ответчик) о взыскании 12 561 рубля 67 копеек задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома N 10 по улице Минаева в городе Ульяновске за период с 01.01.2021 по 30.09.2023, 855 рублей 78 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.
Решением арбитражного суда Ульяновской области от 25.03.2024 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.llaas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с наличием у суда информации об осведомленности лиц, участвующих в деле, о возбужденном апелляционном производстве по делу, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в открытом судебном заседании в отсутствие представителей сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома N 10 по улице Минаева в городе Ульяновске от 05.11.2019 N1 в управлении истца находится указанный многоквартирный дом.
Указанным протоколом собственники помещений многоквартирного дома приняли решение о смене владельца специального счета для внесения взносов на капитальный ремонт дома, которым определен истец.
Муниципальному образованию города Ульяновска на праве собственности принадлежит нежилое помещение по адресу: город Ульяновск, улица Минаева, дом 10, помещение 1, площадью 93,9 кв.м. Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Договором безвозмездного пользования имуществом от 15.08.2019 N 1053 часть вышеуказанного нежилого помещения (45,2 кв.м.) передана в безвозмездное пользование Ульяновскому региональному отделению общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих", с которым заключен отдельный договор на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества. В связи с чем начисления ответчику за спорное нежилое помещение производятся исходя из площади 48,7 кв.м. (93,9 кв.м. - 45,2 кв.м.).
По расчету истца задолженность ответчика по взносам на капитальный ремонт помещений, находящихся в указанном многоквартирном доме, за период с 01.01.2021 по 30.09.2023 составила 12 561 рубль 67 копеек.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате имеющейся задолженности, которая была оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в пункте 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В пункте 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования город Ульяновск, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 N 119 (далее - Устав) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования город Ульяновск.
Согласно пункту 4 статьи 60 Устава главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90, Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4.1 Положения).
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска является органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
От имени муниципального образования город Ульяновск по специальному поручению администрации города Ульяновска оно представляет интересы собственника муниципального жилищного фонда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, заключает договоры управления многоквартирными жилыми домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Помимо этого, к функциям данного Управления относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование с администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положению ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 09.12.2020 N 57, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся в муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска.
В этой связи апелляционный суд признает, что иск был предъявлен истцом к ненадлежащему ответчику, а оснований для его удовлетворения за счет Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска иска у суда первой инстанции не имелось.
Суду первой инстанции в рамках предоставленных ему полномочий следовало вынести на обсуждение с истцом вопрос о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего (часть 1 статьи 47 и часть 1 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), однако этого сделано не было. Данное процессуальное нарушение привело к принятию неправильного судебного акта, и такое нарушение не может быть устранено в суде апелляционной инстанции, поскольку правила о замене ненадлежащего ответчика на стадии апелляционного производства применению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение об удовлетворении иска следует отменить, как принятое с нарушением норм процессуального права, что само по себе не лишает истца возможности восстановления нарушенного материального права путем обращения в суд с новым иском к надлежащему ответчику.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на истца в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ульяновской области от 25.03.2024 по делу N А72-16536/2023 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Свободный выбор" (ИНН 7325163353, ОГРН 1187325021014) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Р. Сафаева |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16536/2023
Истец: ООО "УК Свободный выбор", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СВОБОДНЫЙ ВЫБОР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, Управление ЖКХ Администрации города Ульяновска, ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области