г. Москва |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А40-91073/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Бондарева А.В., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "РЕГИОНСТРОЙ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024
по делу N А40-91073/23-125-272, принятое судьей Самодуровой К.С.
по иску АО "РЕГИОН-СТРОЙ" (ИНН 7708706004, ОГРН 1097746595121)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
третье лицо - Правительство Москвы,
о признании незаконным отказа, обязании заключить дополнительное соглашение,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Чумакова Е.А. по доверенности от 24.08.2023,
диплом ВСГ 0906203 от 30.05.2007;
от ответчика: Аугулис Р.Р. по доверенности от 11.12.2023,
диплом 107704 0017800 от 08.07.2016;
от третьего лица: Аугулис Р.Р. по доверенности от 29.11.2023,
диплом 107704 0017800 от 08.07.2016;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Регион-Строй" (далее - истец, АО "Регион-Строй") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказ заинтересованного лица, выраженного в письме Департамента городского имущества города Москвы (исх. N ДГИ-Э-183455/22-1 от 24.01.2023), в предоставлении заявителю меры экономической поддержки, установленной п. 1.3. Постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы", заключающейся в сохранении АО "Регион-Строй" на третий год аренды (на период с 22.06.2023 по 21.06.2024) действующей на момент обращения заявителя к заинтересованному лицу ставки арендной платы (установленной за 2-й год аренды) - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002008:3 - по Договору аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-05-002153 от 22.06.2021; обязании заинтересованное лицо принять решение о предоставлении заявителю меры экономической поддержки, установленной п. 1.3. Постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы", заключающейся в сохранении АО "Регион-Строй" на третий год аренды (на период с 22.06.2023 по 21.06.2024 ставки арендной платы, установленной за 2-й год аренды, - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002008:3 - по Договору аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-05-002153 от 22.06.2021, а также о заключении заинтересованным лицом с заявителем дополнительного соглашения к Договору аренды земельного участка для целей капитального строительства N И-05-002153 от 22.06.2021 в части сохранения АО "Регион-Строй" на третий год аренды (на период с 22.06.2023 г. по 21.06.2024) ставки арендной платы, установленной за 2-й год аренды, - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002008:3 - по Договору аренды земельного участка для целей капитального строительства N И05-002153 от 22.06.2021, с учетом принятых судом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Правительство Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-91073/23 в иске отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика и третьего лица просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО "РЕГИОН-СТРОЙ" (Арендатор) и Департаментом городского имущества города Москвы (Арендодатель) заключен Договор аренды земельного участка для целей капитального строительства от 22.06.2021 N И-05-002153 (далее - Договор аренды), в соответствии с которым Арендодателем Арендатору передан в аренду земельный участок площадью 14 000 кв.м., кадастровый номер 77:05:0002008:3, по адресу: Москва, пр-кт. Андропова, вл. 11, корп. 2, - для строительства многоуровневого паркинга (далее - земельный участок).
Департаментом городского имущества города Москвы в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002008:3 (период с 22.06.2022 по 21.06.2023), ставка арендной платы - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1.3. постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 г. N 407-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы" по обращениям арендаторов земельных участков, по которым изменена цель предоставления на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, действующая ставка арендной платы, установленная в соответствии с пунктами 3.2.3 - 3.2.7 постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в текущем году, сохраняется на следующий год срока аренды, установленная договором аренды земельного участка.
Согласно исковому заявлению, земельный участок был предоставлен истцу на основании подп. 3 п. 2 ст. 39.6, ст. 56, 105 ЗК РФ, Распоряжения Мэра Москвы от 17.06.2015 N 480 "О порядке подтверждения соответствия размещаемых объектов и реализуемых инвестиционных проектов критериям объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов", Решения ГЗК г. Москвы (протокол от 07.03.2019 N 8 п. 24) - для реализации масштабного инвестиционного проекта, направленного на достижение показателей, предусмотренных Государственной программой города Москвы "Развитие транспортной системы", утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 143-ПП.
Действующая ставка арендной платы в договоре аренды установлена в соответствии с п. 7.4.1. Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 N 273-1111 "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве".
28.12.2022 истец обратился к заинтересованному лицу с заявлением о сохранении за Обществом на следующий третий год аренды (на период с 22.06.2023 по 21.06.2024) действующей ставки арендной платы (установленной за 2-й год аренды) - 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002008:3 - по Договору аренды земельного участка для целей капитального строительства от 22.06.2021 N И-05-002153.
Департаментом 24.01.2023 было отказано в подготовке дополнительного соглашения к Договору аренды, что отражено в письме (ответе на обращение заявителя) исх. N ДГИ-Э-183455/22-1.
Посчитав отказ ответчика незаконным, принятым в нарушение п. 1.3. постановления Правительства Москвы от 22.03.2022 N 407-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы", истец обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002008:3 по адресу: г. Москва, пр-кт Андропова, вл. 11, корпус 2, предоставлен Обществу для целей строительства многоуровневого паркинга с учетом соответствия инвестиционного проекта строительства направленности на достижение показателей подпрограммы "Создание единого парковочного пространства" Государственной программы города Москвы "Развитие транспортной системы".
Согласно условиям Договора за первый и второй год аренды ставка устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости Участка. За третий год аренды ставка устанавливается в размере 3% от кадастровой стоимости Участка. За последующие года, вплоть до шестого года аренды ставка устанавливается в прогрессирующем объеме с 3 до 8% от кадастровой стоимости Участка. С шестого года аренды и далее ставка устанавливается в размере 10% от кадастровой стоимости Участка.
Статьей 1 ЗК РФ закреплен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Спорный участок был предоставлен истцу на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, на основании решения градостроительной земельной комиссии города Москвы (пункт 24 протокола от 07.03.2019 N 8).
Согласно статье 39.7 ЗК РФ если иное не установлено федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Размер арендной ставки за вышеуказанные земельные участки в городе Москве регулируется постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП.
В целях создания мер экономической поддержки в условиях санкций Правительством Москвы было принято Постановление N 407-ПП, пунктом 1.3 которого предусмотрена следующая мера поддержки: По обращениям арендаторов земельных участков, предоставленных для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", земельных участков, по которым изменена цель предоставления на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, а также земельных участков, предоставленных в аренду для завершения строительства объекта незавершенного строительства, действующая ставка арендной платы, установленная в соответствии с пунктами 3.2.3-3.2.7, 3.5(1).2-3.5(1).6, 3.7.1.2-3.7.1.3, 3.7.2.2-3.7.2.3, 7.4.1-7.4.4, абзацем третьим пункта 7(2) постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в текущем году, сохраняется на следующий год срока аренды, установленного договором аренды земельного участка.
В соответствии с пунктами 4.2.2, 4.2.3 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющий заключение и внесение изменений в договоры аренды недвижимости, находящейся в собственности города Москвы, либо государственная собственность, на которую не разграничена.
Согласно условиям Договора первым годом аренды является период с 22.06.2021 по 21.06.2022, вторым годом аренды является период с 21.06.2022 по 22.06.2023, третьим годом аренды является период с 21.06.2023 по 22.06.2024.
При этом согласно пункту 3.1 Договора расчетным периодом по нему является квартал.
В соответствии с пунктом 2.1 Приложения N 2 к Договору арендная плата уплачивается ежеквартально равными долями не позднее 5 числа первого месяца квартала.
Согласно пункту 3.4 Договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате Заявителем в каждом случае централизованного изменения ставок арендной платы. Материалами дела установлено, что истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с письмом от 28.12.2022 N 3671136, в котором в соответствии с пунктом 1.3 Постановления N 407-ПП просил заключить с ним Дополнительное соглашение к Договору, установив им, что за период с 21.06.2022 по 22.06.2023 и за период с 21.06.2023 по 22.06.2024 арендная плата по Договору составит 1,5% от кадастровой стоимости Участка.
При этом ранее, письмом Департамента от 08.12.2022 N ДГИ-Э-155242/22-1 Генеральному директору истца уже сообщалось, что за период с 22.06.2022 по 21.06.2023 уже действует ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости Участка.
В ответ на обращение письмом от 24.01.2023 N ДГИ-Э-183455/22-1 Департамент сообщил, что в силу условий Договора, за период, о котором говорится в пункте 1.3 Постановления N 407-ПП у истца и так действует ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости Участка, в связи с чем заключение Дополнительного соглашения не требуется.
Пункт 1.3 Постановления N 407-ПП устанавливает, что арендная ставка для заявителей устанавливается в размере, равной ставки, действующей на текущий год, и применяется для заявителя на следующий год. При этом положениями Постановления N 407-ПП не предусмотрено сохранение арендной ставки на последующие года. Мера поддержки является однократной.
На момент обращения истца арендная ставка по Договору за период 1 и 2 года составляла 1,5% от кадастровой стоимости Участка, расчетным периодом, согласно Договору, является квартал.
Правовых оснований для применения арендной ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости Участка на период с 22.06.2023, суд не усмотрел.
Также, Постановлением N 407-ПП, утвержден пакет мер антикризисной поддержки бизнеса, пострадавшего из-за снижения деловой активности.
Доказательств того, что Общество попадает под условия предоставления мер экономической поддержки, истец не представил.
По смыслу Постановления N 407-ПП заявителям предоставляется однократная льгота в виде сохранения действующей арендной ставки, поскольку данная льгота связана в первую очередь с мерами поддержки застройщиков, которые, согласно нормативным правовым актам города Москвы, сталкиваются с прогрессирующей арендной ставкой.
В свою очередь прогрессирующая арендная ставка призвана стимулировать застройщиков осуществлять строительство объектов в максимально доступные сжатые сроки для снижения рисков возникновения долгостроя.
В связи с чем, оснований для удовлетворения требований истца о заключении дополнительного соглашения к Договору об установлении арендной ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости Участка на период с 22.06.2023 по 21.06.2024, у суда не имелось.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 предусмотрено, что суд устанавливает факт наличия нарушения прав заявителя оспариваемым актом, действием (бездействием).
Учитывая действующую норму Постановления N 407-ПП, а также продление льготной ставки арендной платы в размере 1,5% по Договору аренды от 22.06.2021 N И-05-002153 на второй год (за период с 22.06.2022 по 21.06.2023) оснований для применения льготной ставки арендной платы на третий год не имелось.
Департамент, являясь функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений, реализует возложенные на него полномочия в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, которым утверждены Административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг, положения которых строго соответствуют требованиям федерального законодательства. Административные процедуры и (или) действия, установленные настоящими Административными регламентами, осуществляются в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве, установленными постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в г. Москве" (далее - Постановление 546-ПП).
Согласно п. 3.3. Постановления N 546-ПП, форма запроса о предоставлении государственной услуги утверждается Административным регламентом предоставления государственной услуги.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП с 01.08.2015 прием запросов на предоставление государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием официального сайта Мэра Москвы в разделе "Услуги и сервисы" https://www.mos.ru/services.
Ответ Департамента на поступившее в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение носит сугубо информационный характер и не является решением (ненормативным правовым актом) об отказе Обществу в предоставлении государственной услуги, либо отказом в приеме документов на предоставление соответствующей государственной услуги.
Из ответа Департамента не следует, что он содержит обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде ограничения каких-либо прав заявителя или возложения на него каких-либо обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" законодательство города Москвы, в том числе, составляют приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов. Информационные письма не отнесены Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" к числу ненормативных правовых актов и не могут быть признаны незаконными в судебном порядке.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доказательств нарушения его прав отказом Департамента, оформленным письмом от 24.01.2023 N ДГИ-Э-183455/22-1, Обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2024 по делу N А40-91073/23-125-272 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-91073/2023
Истец: АО "РЕГИОН-СТРОЙ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ